Открытый урок по русскому языку "Не стареют душой ветераны"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Непроверяемые орфограммы в корне слова. (Обобщение знаний).

Задачи урока:

  • Упражнять в выборе гласных, проверяемых и непроверяемых ударением.
  • Формировать умение работать с орфографическими и толковыми словарями.
  • Формировать информационно - коммуникативную компетентность.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны.

Оборудование:

  • карточки с заданием по группам
  • фотоматериалы школьного музея " Боевой славы " (рисунок 11)
  • фотографии ветеранов музея (рисунки 12,13,14,15,16)
  • аудиокассета с песней " Не стареют душой ветераны "

Ход урока

1. Оргмомент

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

2. Минутка чистописания.

Сегодня на уроке вы сами придумаете минутку чистописания,

- Назвать букву, которая обозначает глухой, парный звонкому звуку (д).(Буква т). Назвать букву, обозначающую непарный звонкий (р). (Буква р).,

Назвать букву, следующую за буквой М. (Буква Н)

- Что объединяет эти буквы? (сходство по написанию) ТРН

3. Актуализация знаний.

Сейчас вы откроете тему нашего урока, если правильно выполните задание.

Перед вами слова БИБЛИОТЕКА, КАРАНДАШ, МЕДВЕДИЦА

- Назвать 4 слог в слове библиотека

- 2 слог в слове карандаш

- 2 слог в слове медведица

Получилось слово ВЕТЕРАН

- Кто такой ветеран? (старый опытный воин)

- Где можно узнать точное определение слова? (в толковом словаре)

На доске написаны слова:

ВЕТЕРАН ВЕТЕРАНСКИЙ ВЕТЕРАНСТВО

- Докажите, что эти слова однокоренные?

- Как образуются однокоренные слова

- Разобрать по составу.

4. Работа в группах. (Умение работать с разными видами словарей)

Ветераны войны имели определенные воинские звания.

1. Ваша задача. Вставить в словах пропущенную орфограмму.

На что вы опирались при выполнении задания?

Карточка с заданием.

Г: РОЙ, ОФ:ЦЕР, Л..ЙТ:НАНТ, М:ЙОР, П:ЛКОВНИК, Г:Н:РАЛ, С:ЛДАТ.

2. Дать определение выделенному слову.

1 гр. ЛЕЙТЕНАНТ (рисунок1)

2 ГР. МАЙОР (рисунок2)

3 ГР. ПОЛКОВНИК (рисунок3)

4 ГР. ГЕНЕРАЛ (рисунки 4,5)

5. Обобщение материала

1. На доске даты: 1941 1945 2010

-Что вы знаете об этих датах?

- За что сражались наши ветераны? (за освобождение нашей Родину)

2. Работа с учебником.

1. Что такое Родина вы узнаете, выполнив упр. №7 стр. 46 (Работа в парах).

2. Выписать в 2 столбика слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

Каким алгоритмом вы пользовались?

6. Презентация "Ветераны нашего музея "

Как люди сохраняют память о героях войны, ветеранах войны?

(создают музеи, пишут книги, устанавливают памятники)

На экране музеи ВОВ (рисунки 6,7,8,9,10,)

- Как называется наш школьный музей?

(музей Боевой Славы 3 гвардейского Сталинградского механизированного

корпуса) (рисунки 11,12)

Расскажите, с кем из ветеранов нашего музея вы знакомы? Как вы с ними познакомились? (брали у них интервью)

- Что вы узнали об их боевых подвигах?

(на экране портреты ветеранов, рассказать об их боевых подвигах )

Семичаевский М.А. - участник Сталинградской битвы (рисунок 13).

С первых дней ВОВ

- в Красной Армии. В 1942 - 1945 г.г. служил в 3 гвардейском Сталинградском механизированном корпусе, участвовал в сражениях под Сталинградом, на Курской дуге под Прохоровкой и на правобережье Днепра, принимал участие в освобождении Белоруссии, Прибалтики. Гвардии - капитан. Дважды ранен. Награжден боевыми орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, медалью " За отвагу". В настоящее время доктор исторических наук, профессор.

Орлов Николай Григорьевич (рисунок 14) - родился 18 марта 1922 г. в деревне Сапегино ныне Гагаринского района Смоленской области в крестьянской семье. В 1941 году был Направлен в Минское танковое училище на должность командира курсантского взвода.

В первый бой вступил 23 августа 1942 года. В дальнейшем участвовал в Курской битве,

форсировал Днепр участвовал в освобождении Молдавии. С мая 1944г учился в Военной академии бронетанковых войск. Орлов Н. Г. - почетный председатель Объединенного Совета ветеранов бронетанковых войск и кавалерии и Совета ветеранов 3 гвардейского механизированного Сталинградского корпуса. Генерал - лейтенант, доктор военных наук,

профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя - Трудового Красного Знамени, двумя - Трудового Красного Знамени, двумя - Отечественной войны1 степени, многими медалями.

Поляков Николай Иванович - гвардии полковник в отставке (рисунок 15). Родился 15 октября 1921 года в Москве, на Воробьевых горах. В сентябре 1942 года был призван в армию и направлен в Севастопольское зенитно - артиллерийское училище г. Уфы. В 1943 году

Окончил училище и был направлен на фронт на оборону Сталинграда. Участвовал в освобождении левобережной Украины, в 1944 г в составе 3 гвардейского Сталинградского механизированного корпуса участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. Награжден орденами " Отечественной войны" 1 степени, 2 орденами

"Красной звезды" и 22 медалями, в том числе за освобождение Сталинграда. Участник Парада на Красной площади в Москве.

ПРОСЛУШИВАНИЕ В ЗАПИСИ песня "Не стареют душой ветераны"

7. Итог урока.

Над какой темой вы работали на уроке?

Как нужно относиться к ветеранам войны?

Какие справочные источники использовали во время работы?

8. Рефлексия. Самооценка учащихся. (Наклеить на конверт треугольник (красный - все получилось отлично, Желтый - все получилось хорошо, зеленый - не все получилось, как хотелось)