Урок литературы с привлечением исторического материала "Недаром помнит вся Россия про день Бородина…" 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока: познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением- и его изображением в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Ход урока

Фрагмент видеофильма “Бородинская битва” (00:00-00:47)

Презентация “Недаром помнит…” слайд 1. Презентация

Учитель истории: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы продолжим разговор об Отечественной войне 1812 года и более подробно остановимся на одном из событий этой войны – Бородинском сражении. Мы понаблюдаем за настроением русской и французской армий перед боем, посмотрим, какое отражение это историческое событие нашло в литературе.

Выходят двое учащихся: один – в костюме молодого солдата, другой – рассказчик – старый солдат. Презентация “Недаром помнит…” слайд 2.

Инсценировка стихотворения “Бородино” (первые две строфы до слов “…Не отдали б Москвы!)

Звучит фоновая музыка. На фоне музыки выступают учащиеся, сопровождая рассказ работой с картой:

  • К 1812 году Франция во главе с императором Наполеоном подчинила себе почти всю Европу.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 3.

  • Сын бедного дворянина с острова Корсика, Наполеон Бонапарт, своими победами и завоеваниями приобрел такую славу, какою редко кто пользовался с тех пор, как стоит свет. Французы просто обожали своего полководца-завоевателя. Пользуясь этим, Наполеон легко захватил в свои руки власть и провозгласил себя императором французов. Но надев на себя корону, Наполеон всё ещё не был доволен. Он по-прежнему нападал на чужие земли и присоединял их к Франции. Скоро почти вся Западная Европа признала над собой власть гордого завоевателя. Наполеон дошёл до того, что возмечтал о покорении всего света. В Европе только Англия и Россия не зависели от него. Он решил покорить сначала Россию.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 4.

  • Наполеон хвастливо заявлял: “Через 5 лет я буду господином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.
  • Наполеон собрал около 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул его к пределам России.
  • В ночь на 24 июня 1812 года наполеоновская армия перешла через реку Неман, которая была границей России на западе.
  • Уверенность Наполеона в успехе разделяли почти все окружающие его. “Мы идём в Москву, - говорили многие, прощаясь со своими знакомыми, - до скорого свидания”.
  • В русском народе имя Наполеона распространяло какой-то таинственный страх. Но общее мнение было: лучше погибнуть, чем покориться врагу.
  • Переправившись через Неман, Наполеон один отряд войск отправил к северу – к Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву.
  • Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля народ сам стал подниматься на защиту Отечества. Народное ополчение насчитывало более 300 тысяч человек. Народом было собрано до 100 миллионов рублей.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 5.

  • Главная I-ая русская армия, выставленная против французов, находилась под командованием Барклая-де-Толли. Он решился действовать против Наполеона так же, как Петр Первый против Карла XII. Избегая решительной битвы с врагом, гораздо сильнейшим, Барклай отступал вовнутрь страны, на пути отступления частыми схватками затрудняя и истощая врага.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 6.

  • II-ой армией командовал князь Багратион, сподвижник Суворова в Итальянском походе.
  • Этим двум армиям необходимо было объединиться, и это должно было произойти под Витебском.
  • Но Багратион не мог пробиться сквозь густые массы французов и должен был, отражая их, отступать к Смоленску, где и произошло соединение армий.
  • Барклай-де-Толли неуклонно следовал своему плану и продолжал отступать. Он давно задумал этот план. Ещё лет за 5 до этого, когда Наполеон беспощадно бил австрийцев, он так высказался на этот счёт: “Если бы мне пришлось воевать с Наполеоном, то я бы избегал решительного сражения с ним, а отступал бы до тех пор, пока французы вместо решительной битвы нашли бы вторую Полтаву”.
  • Потомки, конечно, оценили заслугу Барклая, своим отступлением спасшим армию и Россию. Но современники думали иначе. Народ ждал решающей битвы с врагом. В народе и в войске стали даже подозревать Барклая в измене. Вскоре войска перестали приветствовать его обычным “Ура!”
  • При таком положении дел царь, вняв голосу народа, вверил главное начальство над армией князю М.И. Кутузову.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 7.

  • Кутузов сделался известен ещё при Екатерине II. При взятии Измаила он отличился особенной храбростью и искусством: Суворов в донесении писал о нём: “Кутузов шёл у меня на левой руке, но был моей правою рукою”. Не раз жизнь его находилась в опасности; от одной раны он даже лишился глаза; в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. “Видно, - говорил доктор, - Бог бережёт голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран”.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 8.

  • На расстоянии около 100 вёрст от Москвы, близ села Бородино, на месте, омываемом реками Москвой и Колочей, Кутузов выбрал место для сражения. Здесь надлежало быть великой битве, к которой Наполеон стремился на протяжении тысячи вёрст. Бородино принадлежало тогда партизану Давыдову; он сжёг свой дом, чтобы не оставлять его неприятелю.
  • “Теперь ни шагу назад!” - произнёс Кутузов, останавливаясь при Бородине. Французы, попав на обширную равнину, радостно закричали, когда увидели построенное в боевой порядок русское войско.
  • Наполеон сказал: “Москва, Москва! Конец войне, победа и славный мир. Мы назовём эту битву Московской!”
  • Русские заслоняли собой Москву, они стояли на родной земле и устали уже отступать. Оглядываясь в ту сторону, где находилась Москва, люди черпали новые силы. Русские ожидали битвы, как великого праздника.
  • Битва была назначена на 26 августа. Весь день 25 августа прошёл в приготовлении к ней. Русские готовились к сражению, как к Суду Божию. По полкам был пронесён образ Смоленской Божьей Матери. Многие принарядились, переменяли даже белье. Немало солдат отказались в этот день от своей порции водки. “Не к тому готовимся, - говорили они. – Не такой завтра день!”
  • Наконец приблизился роковой час. Час страшной, беспримерной, кровопролитной Бородинской битвы. Многие считают, что продолжалась она три дня, но это не совсем верно. Только 25 августа разыгрался ужасный Бородинский бой.
  • Зашло солнце, спустилась на землю тихая, прозрачная, прохладная летняя ночь. Войска расположились на отдых.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 9, 10.

Звучит запись фонохрестоматии (“Прилег вздремнуть я у лафета… Кусая длинный ус”)

Учитель литературы: Ребята, прежде чем мы продолжим разговор, давайте узнаем значение новых слов, которые встретились нам в отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино” (словарная работа: драгун, кивер, лафет, улан, картечь, редут, бивак)

  • Покой и отдых длились недолго, с рассветом с неприятельской стороны грянул выстрел, за ним другой; и вскоре загудела пальба, словно страшная буря. Войско русских в глубоком грозном безмолвии двинулось против врагов. Французы со штыками наперевес перешли реку Холочу. Войска сошлись – и густые клубы дыма, сквозь которые прорывались снопы пламени, окутали их.
  • Столкновение противников было очень ожесточенное. Очевидцы рассказывали, что многие из сражавшихся, побросав своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили друг друга в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия пробиралась по трупам, как по бревенчатой мостовой. Многие батальоны перемешались между собой так, что нельзя было отличить неприятелей от своих. Стойкость русских остановила бешеные порывы врагов.
  • К полудню, невзирая на страшные усилия, неприятель не выиграл ещё ни одного шага земли. Наполеон, приведенный в нетерпение, велел собрать против нашего левого крыла 400 пушек, под выстрелы которых французские полки опять ринулись на наши укрепления. Князь Багратион, видя, что неприятель стал выигрывать место, повёл свои войска ему навстречу.
  • Старый солдат в стихотворении М.Ю. Лермонтова так рассказывает про этот день…
    Звучит запись фонохрестоматии (“Ну ж был денёк!...Слились в протяжный вой…”), сопровождаемая слайдами 11, 12, 13 презентации “Недаром помнит…”
  • Среди этой ужасной схватки бесстрашный Багратион был смертельно ранен картечью.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 14.

  • На Курганной батарее Раевского, которую французы сравнивали со стальной стеной, командиром был генерал Лихачёв. Огромное число раз нападали на этот пункт французские полки и всякий раз бежали назад, устилая поле своими телами. Лихачёв, изнуряемый болезнью, но крепкий духом, среди грома выстрелов и криковсражающихся спокойно сидел на походном стуле и побуждал свою команду к геройским подвигам. Когда же, наконец, не было никакой надежды отстоять укрепление, Лихачёв собрал последние силы и кинулся в толпу неприятелей, чтобы погибнуть вместе со своими солдатами.
  • К этому славному герою очень подходят слова старого солдата из стихотворения “Бородино”

Звучит запись фонохрестоматии “Полковник наш рожден был хватом… Мы в Бородинский бой!”, сопровождаемая слайдами презентации:

  • Канонада с обеих сторон продолжалась до вечера, с наступлением темноты она стала ослабевать прежде у неприятеля.
  • Звучит запись фонохрестоматии “Вот смерклось… Товарищей считать”, сопровождаемая слайдами презентации: звучит фоновая музыка.
  • Да, было кого считать и счёт потерять. В этом ужасном побоище, длившемся менее суток, обе стороны потеряли убитыми и ранеными до 50 тысяч человек каждая.
  • Сражение кончилось неопределенно: обе стороны остались ночевать на поле битвы, и обе стороны приписывали победу себе.
  • Сам Наполеон говорил потом: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал у Бородина”.
  • Фрагмент видеофильма “ Бородинская битва”(43:10-44:10)

Учитель истории: Последствия Бородинского сражения были очень важные, но не те, которых ждал Наполеон: битва произошла, но русское войско не было разбито; силы противников стали уравновешиваться; положение русских было надёжнее, т.к.они постоянно получали поддержку, а французы находились уже в 3 тысячах вёрст от Франции.

  • Но дорога на Москву была открыта для Франции. Кутузов принял решение оставить столицу, чтобы сохранить армию, накопить силы и дать отпор врагу. Войдя с изнурённой и обессилевшей армией в пустую, обезлюдевшую пылающую Москву, Наполеон стал с нетерпением ждать, когда к нему обратится император России с просьбой о мире.
  • Проходили дни и недели. Гордый завоеватель потерял терпение и увы! – сам стал теперь отправлять послов с просьбой прекратить войну и начать переговоры. Ему отвечал князь Кутузов, что, по его мнению, “войны настоящей ещё не было: она только начинается”. Наполеон ясно увидел свою гибель и бросился из Москвы, хотя никто его оттуда не гнал.
  • Его отступление вскоре превратилось в позорное бегство. Потом, в конце ноября, Наполеон бросил остатки своей армии и ускакал в Париж.

Учитель истории: Таким образом, битва, к которой стремился Наполеон, произошла, но ее результат был не тот, о котором мечтал император, начиная войну. Русское командование не знало точно о направлении главного удара Наполеона, поэтому растянуло свои войска по всей западной границе. Наполеон направился к Москве. Он считал так: “Если я возьму Петербург, я поражу Россию в голову, если я возьму Киев, я поражу Россию в ноги, если я возьму Москву, я поражу Россию в самое сердце”.

  • Для отражения наполеоновской армии, двум русским армиям было необходимо объединиться в Витебске, но сделать этого не удалось, а произошло объединение в Смоленске.
  • После Бородинской битвы русские, оставив Москву, чтобы сохранить армию, стали готовиться к решающей битве. К югу от Москвы был создан военный лагерь, куда стекалось подкрепление со всей России.
  • Не дождавшись подписания мира, Наполеон покинул Москву и направляемый русской армией стал отступать по старой разграбленной Смоленской дороге.
  • После переправы через р. Березину отступление французов превратилось в беспорядочное бегство. Территория России была освобождена от наполеоновских войск. Теперь война шла на территории стран Западной Европы.
  • В 1813 году Наполеон был разбит и сослан на остров Святой Елены у берегов Африки, где и умер.
  • Таким образом, удача покинула Наполеона Бонапарта впервые на Бородинском поле и больше к нему не возвращалась до конца его жизни.

Звучит фоновая музыка. Презентация “Недаром помнит…” слайд 15.

  • Стихотворение “Бородино” М.Ю. Лермонтов пишет через 25 лет после сражения. Главное в нём не изображение хода битвы, а изображение чувств и мыслей простых солдат и слитых с ними чувств и мыслей поэта, его размышления о роли народа в победе и о значении Бородинской битвы, о судьбе личности и возможности ее единения с народом, о том, какой ценой добывается слава Родины.
  • Сам поэт горячо любил Москву, где прошла его юность, простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что был сослан на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в сражениях и проявил себя храбрым воином.
  • И стихотворение “Бородино” - смелый поступок, потому что в нем поэт воспевает не царя-победителя, а простой народ, русских солдат.
  • Автор выступает в стихотворении не от своего имени, а от лица рассказчика – старого солдата, участника событий. Это простой человек, рядовой солдат, вместе со всем русским войском вынесший на плечах всю тяжесть битвы. И вместе с тем он частица русского народа, хорошо понимающего, за что он борется.
  • Начало стихотворения Лермонтова- диалог молодого солдата, интересующегося у ветерана, участника легендарных событий отечественной войны 1812 года, почему Москва была “французу отдана”. Однако все последующие строки – монолог, пространственное высказывание старого солдата, сохраняющее особенности устной речи и в полной мере передающее чувства и переживания воина.

Учитель литературы: итак, особенность этого стихотворения – сочетание монолога и диалога. Как вы думаете, ребята, с какой целью Лермонтов использует такую форму произведения? (Чтобы придать наибольшую достоверность тому, о чем он пишет, сделать язык более понятным, простым, живым)

Презентация “Недаром помнит…” слайд 16.

  • А каким вам представляется рассказчик – старый солдат? (Пожилой человек. Его волосы убелены сединой. Густые седые усы. Одет в белую рубаху, военный камзол. На груди – орден)
  • Почему вы видите солдата именно таким? (Таким помогает представить героя его речь – неторопливая, спокойная, степенная. Это речь человека, много повидавшего и много пережившего на своем веку)
  • Одинакова ли речь героя на всём протяжении рассказа? (Нет, речь героя неодинакова. В начале рассказа голос звучит тихо. Воину тяжело вспоминать прошлое. Когда старый солдат рассказывает о сражении, в голосе звучит сила. Он готов снова идти в бой. О погибших товарищах он вспоминает с печалью и гордостью за них. Она не пожалели своих жизней, чтобы сдержать “клятву верности”, данную перед боем.)
  • Перечитайте описание боя. Какой прием помогает нам услышать описываемую картину? (Прием звукописи)
  • Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Помогло ли оно вам по-другому воспринять исторический материал? Выучите дома это стихотворение наизусть.

Презентация “Недаром помнит…” слайд 17.

  • Если вас заинтересовал сегодняшний урок и вам интересно побольше узнать о Бородинском сражении и Отечественной войне 1812 года, вашему вниманию – книга “Русь и русские в 1812 году”.Здесь вы найдете интереснейшие факты, документы, воспоминания. О Бородинском сражении вам расскажут и представленные на выставке открытки, и альбом “Бородинская панорама”.
  • На этом урок окончен. Спасибо за работу. Разговор о Бородинском сражении и его отражении в литературе будет продолжен нами на последующих уроках.