Как у нас на посиделках

Разделы: Внеклассная работа


Перед подготовкой этой программы мы провели опрос-анкету среди ветеранов и учащихся с целью выявления общих интересов, затем предложили домашнее задание: вспомнить пословицы, картины русских художников, произведения наших писателей о чаепитии, частушки о самоваре, приготовить оригинальный рецепт заварки чая.

Цели:

  • формирование представлений о традициях русского чаепития.
  • привитие привычки здорового образа жизни; формирование интереса к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая; раскрытие творческого потенциала детей; укрепление связей между поколениями.

Задачи: познакомить детей с историей чая, самовара, традициями русского чаепития и гостеприимства; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать любовь к родному народу и уважение к его обычаям и традициям.

Оборудование: плакаты о чае, самоваре, плакаты с пословицами о гостеприимстве, самовары, скатерти, выставка рисунков и поделок, презентация. (Приложение)

“Добро сидеть за самоваром!
И пить из блюдца не спеша.
Поёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа!”.

Cлайд 2.

Ход мероприятия

Ведущий 1.

Поклон Вам, гости званные да желанные!

Ведущий 2.

Здравствуйте, молодушки, славные лебёдушки!
Здравствуйте, молодцы, весёлые удальцы!

Ученик 1.

Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите -
Ведь без них никак нельзя.

Ученик 2.

Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.

Ученик 3.

Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.

Ученик 4.

В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас!

Ученик 5.

Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним, Cлайд 3
Забываем мы о ней.

Ученик 6.

И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Ведущий 1.

Угощайся-ка, подружка
Вот медок, баранки, сушки,
Шаньги, пряники, варенье…

Ведущий 2.

Мы гостей без угощенья
Не отпустим со двора.

Ведущий 1.

Что ж, немножко погодите
Да тихонько посидите.
Принесу я вам питье
Не заморское, свое.

Ведущий 2.

Ой, подружка, не мудри,
Сказки мне не говори!
Это как же так? Питье -
Не заморское, свое?

Ведущий 1.

Так - сперва китайцы пили, Cлайд 4.
Вслед японцы подхватили Cлайд 5.
Моду пить. Напиток этот -
И пошел гулять по свету.

Ведущий 2.

После к немцам корабли
Это зелье привезли.
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьет!

Ведущий 1: (вносит) Ну, подруженька, встречай!

Ведущий 2.

Батюшки, так это ж чай! Cлайд 6.
Ну, какой же он заморский?
Он исконно русский, свойский!
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный!

Ведущий 1.

А откуда и когда
В гости чай пришёл, друзья?

Ведущий 2. Родиной чайного дерева принято считать Китай. Cлайд 7

Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая.

Давным-давно пастухи заметили, что стоит козам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи.

Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.

Ведущий 3. Начиная с VIII века чай начал своё триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.

Ведущий 3. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери по тем временам ценный подарок – фунт чая (приблизительно 400 г). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по её мнению, коричневую горькую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем она приправила их сметаной и подала к столу.

Ведущий 1. А знаете ли вы, как чай попал в Россию?

Ведущий 2. В России чай появился впервые в 1638 г. Монгольский хан вручил пакет с листьями чая русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. В начале его использовали как лекарство, потом как напиток.

Ведущий 3. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях, т.к. чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение “чайком побаловаться”. А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай.

Выходит ученик в одежде крестьянина.

(Инценирование стихотворения)

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я от роду не знаю, как проклятый чай варить.
Взял я всё на скору руку, чай я высыпал в горшок,
А в прибавку – перцу, луку и петрушки корешок.
На таган его поставил, раза два прокипятил,
И ещё для украшенья сверху маслицем полил.

- Чай готов! Извольте кушать!
Снял я с барина пальто.
- Молодец! Умеешь слушать, - похвалил меня за то.
Слышу, барин расходился, меня в горницу позвал,
В волосы мои вцепился и таскал меня, таскал…
Долго думал я, старался, чем ему не угодил?
Наконец, я догадался: я же чай не посолил!

Ведущий 1. Чтобы не случалось таких курьёзных историй, сейчас мы поделимся своими секретами заварки чая.

Конкурс “Поделись рецептом”.

Все присутствующие разбиваются на две команды:

Команда ветеранов и команда учащихся.

(Победителям каждого конкурса даётся баранка, которая нанизывается на шпагат)

Ведущий 2. Заварили сейчас мы чай. А что это за чай Вы должны угадать.

Конкурс “Угадай, что за чай?” (чай с лимоном, чай с вареньем, чай с молоком, чай с мёдом, чай с мятой, чай без ничего, чай с сахаром). Cлайд 8

Ведущий 3. Как видите, чай стал доступен всем, и каждая семья любит по вечерам чаевничать. И сейчас в каждой семье есть и своя любимая марка чая.

Ведущий 1.

Чай действительно различный
И цейлонский, и индийский,
И китайский, и грузинский.
Черный, желтый и зеленый.

И названий разных много.
“Липтон”, “Дилмах” и “Ахмад” -
Только марок целый сад.

Ведущий 2. А какие названия чая знаете вы?

Конкурс “Знаток чая”. Слайд 9

Ведущий 3.

Речи долгие ведем,
Лучше уж чайку попьем.

Ведущий 1.

Приступайте, гости, к чаю!
Не стесняйтесь, угощаем!

Ведущий 2.

А какой же чай без частушек!
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
И вы, парни, не зевайте,
Девчатам тоже помогайте.

(Ребята исполняют частушки) Cлайд 10

1. Пропоём мы Вам частушки
Замечательны таки.
Пусть пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики.

2. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споёмте ж под чаек
Чайные частушки!

3. Чай из листиков нарезан,
Снятых с чайного куста.
Человеку чай полезен.
Чайник в доме неспроста.

4. Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай – чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денечек!

5. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.

6. В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.

7. Мама, чаю я налью
Из большого чайника
Мама, замуж я пойду
Только за начальника.

8. Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном,
После бани свежий чай
Нам скорее подавай!

9. Только чаю напилась,
Щёки раскраснелись.
Все мальчишки на меня
Сразу засмотрелись.

10. Любят чай пить и в Китае,
А уж как в Японии.
Только вот не заскучай
В этой церемонии.

11. Мы пропели вам частушки,
Чтоб порадовать гостей.
Напекли мы финтифлюшек,
Бубликов да калачей.

Ведущий 3. К началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, что?

Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар) Cлайд 11, 12

Ученик 1: Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей “не спить чай”, т.е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

Ведущий 2. А когда появился самовар?

Ученик 2. Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – 28! Недаром Тула называется самоварной столицей. Cлайды 13, 14, 15, 16.

Ученик 3. Тула Тулой, но есть свидетельства, что первые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, из фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Ученик 4. Первые самовары делали из меди, потом их стали изготавливать из латуни, железа, покрывать никелем и даже золотом или серебром.

Ученик 5. Для мастера – самоварщика самовар не просто изделие, он – произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой, сканью и эмалью, чернью или росписью.

Ведущий 3. А сейчас мы с вами посетим картинную галерею. Перед вами репродукции русских художников, на которых они изобразили фрагменты чаепитий. Как называются эти картины, и кто их написал?

Конкурс "Картинная галерея”: идет показ слайдов с репродукциями картин: Перов В. “Чаепитие в Мытищах”, Б.Кустодиев “Купчиха за чаем”, Васнецов В.М. “Чаепитие в трактире”, К.Маковский “За чаем” Cлайды 18, 19, 20, 21.

Ответы: слайды 22, 23, 24, 25

Ведущий 1. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками.

Следующий конкурс “Весёлые художники” Cлайд 26

(Участвуют пять человек от каждой команды.)

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать самовар. Рисуйте по очереди:

1-й участник – основную часть;

2-й участник – ручки;

3-й участник – кран;

4-й участник – крышку;

5-й участник – трубу.

- Приступайте!

(После подведения итогов конкурса)

Ведущий 2. Чем хорош самовар?

Ведущий 3. В летнюю жару не надо печь топить, чтобы воду согреть. Чай прежде пивали неспешно, дюжинами чашек, с разговорами и пересудами, особенно после баньки. Чаем трапезу начинали, а потом в продолжение обеда, и чаем трапезу заканчивали.

Ведущий 1. Тогда и появились правила чаепития. Cлайд 27

Ученик 1. Нельзя за столом пересаживаться с места на место.

Ученик 2. Когда чай пили с топленым молоком, то пенку давали младшему из мальчиков, чтобы борода росла.

Ученик 3. Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце.

Ученик 4. Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще!

Ведущий 1. В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С.Пушкин в романе “Евгений Онегин” так описывает чаепитие в помещичьем доме:

“Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, Китайский чайник, нагревая, под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою по чашкам темною струею уже душистый чай бежал, и сливки мальчик подавал”.

Ведущий 2. А из каких произведений взяты эти строки?

“Литературный конкурс” Cлайд 28

- Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

(М. Лермонтов “Герой нашего времени” Cлайд 29)

- А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит. Cлайд 30

(К. Чуковский “Федорино горе”. Cлайд 31)

- Савельич внёс за мною погребец, потребовал огня, чтобы готовить чай, который никогда так не оказался мне нужен. Cлайд 32

(А. Пушкин “Капитанская дочка”. Cлайд 33)

- Пошла Муха на базар и купила самовар. Cлайд 34

(К. Чуковский “Муха-Цокотуха”. Cлайд 35)

- Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой, и цена на сахар поднялась немилосердно. Cлайд 36

(Н.В.Гоголь “Мёртвые души”. Cлайд 37)

-Я хочу напиться чаю, Cлайд 38
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”. Cлайд 39)

Ведущий 3 (после подведения итогов предыдущего конкурса)

Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы стало веселей!

Конкурс частушек о самоваре. Cлайд 40

1. Посидеть за самоваром
Рады мы наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.

2. На столе лежат баранки.
Самовар уже кипит.
Чёрный чай в сухой жестянке
Словно гвоздики звенит.

3. Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице

4. Сегодня праздник – воскресенье,
Я красиво наряжусь,
Кринки на ноги надену,
Самоваром подвяжусь.

5. Самовар, самовар,
Голубые чашки.
Ко мне миленький пришел
В голубой рубашке.

6. Ставь-ка, мамка, самовар,
Ко мне едет сыровар,
Сыровар молоденький,
А зовут Володенькой!

7. Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил,
Самовар поставила,
Чай гонять заставила.

8. Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький!
У меня в приданом есть
Самовар красивенький!

9. Ты, милашка, не горюй,
Самовар-то аховый!
Твой горячий поцелуй
Слаще чаю с сахаром!

10. Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.

Ведущий 1: Чаепитие уже очень давно стало традицией русского народа. В народе по этому поводу сложено множество пословиц. А знаете ли их Вы?

Конкурс “Доскажи пословицу”. Cлайд 41

- За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем.
- С чая лиха не бывает!
- Пей чай, не вдавайся в печаль!
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Чай не пьёшь - откуда силу возьмёшь?

Ответы: слайд 42.

Ведущий 2.

Есть и загадки у нас
До того мудрёные.
Кто загадки отгадает –
Попадёт в учёные.

Отгадайте, без чего не может обойтись ни одно чаепитие?

Конкурс загадок. Слайд 43

1. Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник).

2. Много её – беда! Мало её – беда!
Нужна она всегда, больше, чем еда. (Вода).

3. Был листок зелёным,
Стал чёрным и сушёным. (Чай).

4. Бел, как снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (Сахар).

5. В печь сперва его сажают, а попозже вынимают,
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо. (Пирог).

6. Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (Блин).

7. Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)

8. Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья. (Стол).

9. Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем. (Бублик).

10. Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (Лимон).

Ведущий 3

Много танцев нам известно!
Мы их любим танцевать!
Но на наших посиделках
Кадриль хотели бы сплясать!

(Танцевальный конкурс). Слайд 44

(После подведения итогов танцевального конкурса)

Конкурс-игра “Раздуй самовар”. Cлайд 45

Ведущий 1.

Пора нам ставить самовары.
Прошу слушать со вниманием.
Вот вам первое задание.

На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Конкурс “Налей в самовар воды”

Ведущий 2.

Внимание! Внимание!

Даём второе задание.

В самовары вода налита, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов. А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками ….

Конкурс “Собери шишки”

Ведущий 3. После того как шишки собраны, их закладывают в самовар, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.

Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.

А для этого нам нужно дружно спеть песню. Давайте все вместе споём песенку на мотив песни “Голубой вагон”

1. Если вы пришли сегодня в гости к нам,
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим сдобным пирогам,
Вкус их всех вас может удивить.

Припев.

Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай.
И наливай-ка всем ароматный чай.
Каждому, каждому
Счастья ты пожелай
И улыбнись друзьям и учителям.

2. Знаем лучше доктора серьёзного –
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем мальчиков и девочек
Выпить ароматного чайку!

Припев.

Ведущий 1.

А пока самовары закипают, мы приготовим заварку.

Конкурс “Поделись заваркой”. Слайд 46

Высыпаются и перемешиваются 4 пачки одноразовой заварки разных сортов чая. Нужно собрать только свои пакетики.

Кто быстрее?

Ведущий 2.

Самовар наш греется, вот-вот закипит.
Эй, ребята, не скучай!
Начинаем викторину –

Викторину “Русский чай”! Cлайд 47

- Кто открыл чай? (Козы)

- Чем полезен чай для организма человека? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает давление, предохраняет от простуды)

- Сколько лет прошло, как открыли чай? (5000 лет)

- Назовите родину чая. (Китай)

- В какой стране пьют чай больше всего? (В Англии)

- Какой чай считается идеальным: с добавками или нет? (Без добавок)

- В чём нужно дома хранить чай? (В стеклянной герметически закрытой посуде)

- Каковы сроки хранения чая? (8 месяцев)

Ведущий 3. – Мы с вами познакомились с историей чая, узнали, как проходили чаепития на Руси. А что же осталось сделать?

Ведущий 1.

Осталось: посчитать баранки, которые заработали команды, и выявить победителя. Победителям вручается сладкий приз, а также связки заработанных ими баранок.

Дети дарят ветеранам свои поделки и рисунки.

Ведущий 2. И самое главное приглашаем всех на чаепитие.

Ведущий 3 Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен.

Ведущий 1. Cлайд 48

Для всех вас, взрослые и детишки
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!

(Под музыку “Светит месяц, светит ясный” девушки в русских сарафанах разливают чай и угощают собравшихся)

Ученик 1

Есть в природе нашего народа Cлайд 49
Вечные, особые черты -
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды
От души они, от доброты.

Ученик 2

Гость, войди! Традиций не нарушим
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье
Хлебосольство и открытый дом.

Ученик 3

В небе, словно от побелки,
Засиял уж Млечный путь.
Отгуляли посиделки.
Путь домой не позабудь!

Ученик 4

Мы делились тем, что знали.
Попытались всех увлечь.
Но настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.

Все хором:

Говорим мы: “До свиданья!” Cлайд 50
До счастливых новых встреч!
До весёлых дружных встреч!

Литература

  1. Т.Н.Максимова. Классные часы: 2 класс. М.: ВАКО, 2008. -272 с.
  2. М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнёва. Тесты для детей. Изд. "Дельта", 1999.
  3. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах. Ростов н/Д: "Феникс", 2004. -384 с.
  4. Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. М.: “ВАКО”, 2004. - 240 с.
  5. Интернет-ресурсы:
    https://urok.1sept.ru/
    http://www.solnet.ee/
    http://vneklassa.narod.ru/
    http://school-work.net/stsenarii-prazdnikov
    http://ru.wikipedia.org/wiki/
    http://www.samovary.ru/article/1/
    http://moikompas.ru/compas/samovar
    Школьные частушки: htt://klek/ru/forum/lofiversion/indekx.phpo?t1857.html
    Познавательный портал: http://clow.ru/
    http://www.nachalka.com/