Интегрированный урок истории, изобразительного искусства и музыки в 9-м классе по теме "Орудия Победы"

Разделы: История и обществознание, Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  1. Познакомить учащихся с историческими событиями создания танка “Т-43” и орудии “Катюша” и с историей создания песен “Три танкиста” и “Катюша”.
  2. Создание праздничного плаката ко Дню Победы.

Задачи:

  1. Показать влияние творчества на героизм народа в годы ВОВ.
  2. Научить передавать замысел изобразительными средствами плаката.
  3. Воспитание патриотизма и уважение к истории России.

Оборудование: Презентация, интерактивная доска, музыкальное сопровождение, праздничные открытки разных лет к 9 мая.

Для учащихся: Краски, кисти, 4 листа ватмана, цветная бумага, бумага для эскизов, ножницы, клей.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя истории. (Сообщение темы урока, изложение материала).
  3. Сообщение учащегося о танке “Т-34”.
  4. Слово учащегося о земляке Белоусове К.П.
  5. Слово учителя музыки. История песни “Три танкиста”.
  6. Исполнение песни “Три танкиста”.
  7. Вступительное слово учителя истории.
  8. Рассказ учащегося об орудии “Катюша”.
  9. Слово учителя музыки. История песни “Катюша”.
  10. Исполнение песни “Катюша”.
  11. Слово учителя изоискусства.
  12. Индивидуальная работа учащихся.
  13. Работа учащихся в группах.
  14. Итог урока (кроссворд), исполнение песни “День Победы”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Юноши, девушки, преподаватели в парадной форме с георгиевскими ленточками.

2. Вступительное слово: 9 мая – День Победы, великий праздник для нашей страны. Вся Россия, да и весь мир прочувствовали значимость этой даты для всего человечества, изменившей ход истории. Сегодняшний наш урок мы посвящаем Великой Победе. Тема урока: “Орудия Победы”.

Учитель истории (Гранатыр Ю. А.): Слайды 4–6.

65-ый раз наша страна и все прогрессивное человечество отмечает великий праздник – день Победы советского народа и его зарубежных союзников во второй мировой войне. Великая отечественная война, с 1941 по 1945 года. Сколько ран и горя она принесла нашей стране, каждой семье нашей многонациональной родины. Вся страна, каждый человек от мала до старика вносил свой вклад в победу. Сегодня мы поговорим об орудиях победы, о том, с помощью чего наша страна добилась столь желанного результата. В военные годы каждый внес свою лепту, чтобы победа пришла как можно быстрее, рядовой и маршал, колхозник и рабочий завода, поэт и композитор, художник и корреспондент; оружием, словом, музыкой, кистью и карандашом приближали ее. Орудия победы – это то, о чем мы поговорим сегодня.

Танк Т-34. Британский премьер-министр У. Черчилль в 1945 году сказал: “Во второй мировой войне было три лучших оружия: английская пушка, немецкий самолет “Мессершмитт” и советский танк Т-34. Но если в первых двух случаях я знаю, кто их создал и как, то я ничего не знаю про Т-34: кем и как было сделано это чудо!”.

3. О “ Т-34” нам расскажет Скворцов Алексей (учащийся 9кл.) Слайды 6–8.

“В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из ворот ХПЗ им. Коминтерна своим ходом на Москву отправляются два танка Т-34. Среди опытных и надежных водителей-испытателей – главный конструктор М. И. Кошкин. Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка приходят в Москву, отлично проходят испытания. 31 марта 1940 года их принимают в производство на заводах Харькова и Сталинграда. Пробег двух танков Харьков – Москва стоил Кошкину жизни: он сильно простудился в пути и 26 сентября 1940 года за 9 месяцев до начала войны его не стало. После смерти М. И. Кошкина КБ возглавил А. А. Морозов. Его заместителем стал Н. А. Кучеренко. 22 июня 1941 года гитлеровские войска переходят границу СССР и устремляются вглубь страны. Завод им. Коминтерна продолжает выпускать танки Т-34 (с начала года было выпущено 1110 “Тридцатьчетверок”) и готовится к эвакуации. Первый эшелон с конструкторами, их семьями и чертежами уходит в середине сентября 1941 года. За ним идут еще 40 эшелонов. Путь лежит на Урал в Нижний Тагил, куда на Уралвагонзавод должны прибыть 5 заводов, эвакуированных из европейской части страны. Начинается то, что позднее назовут чудом: в невероятно тяжелых условиях жизни и работы, в цехах с незакрытыми потолками, мужчины, женщины и подростки выпускают первые уральские “Тридцатьчетверки”. Великий ученый-сварщик, академик Е. О. Патон – на Уралвагонзаводе. Его метод автоматической сварки стали позволяет ускорить процесс, а значит увеличить количество выпускаемых танков. КБ-520 продолжает работу над модернизацией Т-34: совершенствуется башня, усиливается вооружение (пушка была 76 мм – стала 85 мм). 12 апреля 1942 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР присуждается Сталинская премия 1 степени М. И. Кошкину (посмертно), А. А. Морозову, М. А. Кучеренко. Вся страна помогает производству “Тридцатьчетверок”. На народные деньги создаются танковые колонны. Ее можно чинить прямо у фронтовой полосы. Это помогает танкистам – они не знают простоя. Еще на пяти заводах страны, кроме Уралвагонзавода, по чертежам КБ-520, внося свои дополнения и усовершенствования работают люди, выпуская танки Т-34. До последнего действует Сталинградский тракторный, находясь во вражеском окружении. Танки Т-34 получают боевое крещение в боях под Москвой, осенью и зимой 1941 года, на полях сражений заставляют оккупантов отступать от столицы. На советской медали “За оборону Москвы” не случайно изображена “Тридцатьчетверка”. Именно она сыграла не только тактическую, но и стратегическую роль в обороне столицы. На третий день войны с Советским Союзом фюреру докладывают о захваченных в плен двух танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в панике. До сих пор он ничего не знал об их существовании. Он приказывает повернуть на Харьков танковую армию генерала Х. Гудериана, находящегося уже в 300 км от Москвы, говоря: “Мне Харьков важнее, чем Москва”. Фюрер хочет уничтожить завод, производящий танк Т-34. Не внимая уговорам своих генералов, в конце августа 1941 года, Гитлер поворачивает армию Гудериана на юг, чем дает возможность советскому командованию выиграть время и укрепить свои позиции. Лишь осенью, осознав ошибку, фюрер отправляет танки Гудериана в сторону Москвы, но время потеряно, советский фронт укреплен и осенняя российская погода не благоприятствует гитлеровским войскам. Танкисты – солдаты, офицеры, генералы, маршалы бронетанковых войск – всех их объединяли танки, среди которых “Тридцатьчетверка” была любимой машиной. Каждый из этих людей достоин внимания и светлой памяти: они защитили мир. Многие – ценой жизни”.

4. Учащийся Гришаев Сергей: Наш земляк – Белоусов Константин Павлович – тоже на войне был танкистом и воевал на танке Т-34. Первое свое боевое крещение он принял на Курской дуге, около деревни Прохоровка, эту битву назвали “войной железа”. Тогда ему было 18 лет. Белоусов К.П. дошел на своей легендарной машине до Вены. К сожалению, в настоящее время его уже нет в живых.

Т-34 являлся лучшим танком второй мировой войны и в послевоенные годы, вплоть до 1960-х годов.

5. Учитель музыки (Плотникова Н. С.): Слайды 9–11.

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия “Трактористы”. Комедия сопровождалась песней про трех танкистов – “Экипаж машины боевой”. Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов – поэта Бориса Савельевича Ласкина (1914–1983) и композиторов Дмитрия и Даниила (1905–1954) Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев. Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: “Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной… На Дальнем востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…” В процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм с песни. Песни не было. Пригласив к себе Б. Ласкина, Пырьев тоном, не допускающим возражений, приказал: “…песня должна быть готова завтра к часу дня!”. “Я сказал, что подумаю, – вспоминал Б. Ласкин, – и вышел от режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное представление об этом грозном роде войск у меня сложилось. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…”

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. “Этому трудно поверить, – говорил он потом, – но песня была готова через 30–40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга”. Эта песня, по признанию самого Пырьева, придала фильму “с самого начала музыкальный и несколько романтический характер”. Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни, в том числе и тот, что сочинен был самим Б. Ласкиным и прозвучал в исполнении Н. Крючкова в одном из выпусков боевого киносборника “Победа – за нами!” (Приложение 1). Известны и многочисленные послевоенные варианты песни. Песня эта прожила долгую жизнь, живет она и сегодня. И все это время многим не дает покоя судьба отважного песенного “экипажа машины боевой”. Не раз обращались к Ласкину юные следопыты из разных городов страны, журналисты, чтобы узнать, кого же имел он в виду, когда писал песню про трех танкистов. Вот как рассказал об этом рассказал Борис Савельевич в “Комсомольской правде”: – Кроме этой бесхитростной песни, была у меня еще и “Спят курганы темные”, которая поведала о том, как “вышел в степь донецкую парень молодой”. Так вот, если бы у меня спросили – какой именно танковый экипаж я имел в виду и на какой шахте работает нынче парень молодой, я бы ответил, что не могу назвать поименно ни состав танкового экипажа, ни фамилии донецкого шахтера и места его работы… В истории нашей Родины было великое множество героев войны и героев мирного труда. Им и были посвящены и мои песни и сотни других песен”.

6. Хоровое исполнение песни “Три танкиста”.

7.. Учитель истории (Гранатыр Ю. А.): про “Катюшу”. Слайды 12, 13, 15.

Еще одно оружие внесло огромный вклад в победу. Это БМ-13 РС. Как только солдаты не называли его: “Раиса Степановна”, “Мария Ивановна”, но услышав, как оно поет во время боев, дали ему ласковое название – “Катюша”. Первые свои залпы она произвела уже 14 июля 1941 года. И залпы эти были сделаны не по врагу, а по своим коммуникациям, которые были оставлены. Чтобы они не достались врагу, их нужно было уничтожить, но все последующие снаряды были выпущены по врагу. Каждая машина была оборудована устройством самоуничтожения, это сделано для того, чтобы машина не досталась врагу. Солдаты любили свою машину и очень часто переделывали знаменитую песню на свой лад и под свою машину:

Шли бои на море и на суше
Над землей гудел снарядов вой.
Выезжала из лесу “Катюша”
На рубеж знакомый, огневой.
Выезжала, мины заряжала,
Сокрушала изверга-врага.
Ахнет раз – и роты не бывало.
Ахнет два – и нет уже полка.

8. Про “Катюшу” вам расскажет Индирякова Дарья (учащаяся 9 кл.): Слайды 13–15 1941 года 26 июня на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух установок. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведенных испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ, Главного артиллерийского управления, установками в батарею для отправки на фронт. Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована на железнодорожном узле города Орша 14 июля серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями 1941 года, где была применена не против немецких войск – которые только подходили к станции – а против скопившихся советских эшелонов с топливом и боеприпасами дабы они не попали врагу, это на целый месяц позже, чем примененный против СССР “Nebelwerfer” 22 июня по Брестской крепости, и своим залпом уничтожившая железнодорожную станцию. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941.

В ночь на 30 июня 1941 года в Москве, у Поклонной горы, в поток идущих на запад войск и техники влилась новая автоколонна – несколько десятков тяжелых машин с солдатами, с поклажей под брезентом. На семи грузовиках с кузовами без бортов было что-то похожее на понтоны и тоже под брезентовыми чехлами. За этой семеркой следовал тягач со 122-миллиметровой гаубицей. Так началась военная история “Катюши”, история советской ракетной артиллерии. А до 1941 года это была инженерная история. К сожалению, во многих популярных статьях, книгах, даже в научных трудах инженерная сторона дела изображена настолько простой, что в общем-то непонятно, почему это оружие появилось перед войной в Красной Армии и почему его не было тогда в первоклассных армиях других стран. Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе “Компрессор”. Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. В. И. Ленина. В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ8-48, БМ31-12 и др.

9. Учитель музыки (Плотникова Н. С.): Слайды 16–18.

Я расскажу вам о другой знаменитой “Катюше” – всем известной песне.

Написана была “Катюша” М. В. Исаковским и М. И. Блантером в 1938 году, а впервые исполнена в феврале 1939 года солисткой Государственного джаз-оркестра Союза ССР Валентиной Батищевой в премьере новой программы оркестра.

Лучшим исполнителем знаменитой “Катюши” до сих пор считается певец Георгий Виноградов.

Как же родилась “Катюша”? Вначале были написаны стихи – всего несколько строк. Написал их Михаил Васильевич Исаковский, автор известных и популярных в ту пору песен. Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитора Матвея Исааковича Блантера. Однако над музыкальным решением песни пришлось потрудиться немало. Наконец, родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет. По-новому зазвучала “Катюша” в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни, “ответы” на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, “проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой”.

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково “окрестил” новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, реактивные гвардейские минометы. И об этих “катюшах” вскоре были сложены песни:

Шли бои на море и на суше,
Грохотали выстрелы кругом-
Распевала песенки “катюша”
Под Калугой, Тулой и Орлом.

Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: “Катарина” и “Дует ветер”. Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают “Катюшу” и в странах, которым советские воины принесли освобождение. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

10. Хоровое исполнение песни “Катюша” (Приложение 1)

11. Учитель ИЗО (Андреева Т. К.): Слайды № 19-26 Первыми “заговорили” языком красок плакаты союз художников “Боевой карандаш” и “Окна ТАСС”. Особенной популярностью пользовались в те годы союз трех художников – карикатуристов Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Гитлер обещал за их головы крупные суммы. Выставленные в витринах, расклеенные на стенах зданий, они собирали группы людей. Надо отметить, что в первые годы войны плакаты носили трагический характер: “Освободи!”, “Отомсти!”, “Воин Красной Армии, спаси!”. Во второй половине войны, когда наша армия погнала немцев восвояси, изменилось и настроение, и содержание плаката. “Пьем воду из родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!”(1943 г.). Зазвучала надежда на Победу. И вот появляется плакат “Дойдем до Берлина!”(1944 г.).

Что такое плакат? Плакат – графическое произведение искусства с кратким, но ярко выраженным и запоминающимся текстом, с элементами декоративного изображения. Основу плаката составляет текст: поздравление, призыв или пожелание. В зависимости от темы в плакате передано радостное или строгое, торжественное настроение. Плакат не мыслим без текста. Содержание текста определяет тема. Например: “1941–1945”, “С Днем Победы!”, “С праздником 9 МАЯ!”, “Слава народу-победителю!”, “Этих дней не смолкнет слава!”. Впечатление от надписи усиливается с помощью узнаваемых образов-символов. Например: красный флаг, ордена, орденские ленты, лавровые и дубовые ветви, ветви цветущей яблони или сирени, гвоздики, салют. Образ памяти – вечный огонь. Оружия и звезды символизируют мощь нашей армии. Цветы гвоздики у вечного огня расскажут о скорби, живущих и признании ими величия подвига павших в годы войны. Эти образы можно изображать как самостоятельно, так и комбинировать друг с другом.

Беседа о цвете (фронтально беседуем с учащимися о значении цвета). Красный цвет всегда торжественный, праздничный, призывный, привлекающий внимание – цвет гвоздики, знамени. Желтый цвет – цвет солнца, радости, вызывает надежду на будущее. Зеленый цвет умиротворяющий, оптимистический, цвет растущей зелени (травы, деревьев). Синий, голубой – цвет мирного неба, моря, простора, ощущение покоя, безмятежности. Черный – если его много, то вызывает чувство тревоги, страха, горя. Но в сочетании с красным и желтым может быть праздничным и торжественным. Плакат в цвете выполняется броско, красочно, ярко, чтобы сразу привлечь к нему внимание. Важным является соответствие цвета и содержания.

(Рассмотрим праздничные почтовые открытки).

В преддверии этого праздника на улицах много плакатов, натяжных реклам с поздравлением всех жителей нашей страны и особенно ветеранов с Днем Победы.

Отдавая дань уважения, мы не можем не отразить этот праздник в своем творчестве.

Что и как будем рисовать.

Разделимся на две группы. В группе выбирается руководитель (ответственный). Каждый учащийся выполняет на черновике эскиз праздничного плаката. В каждой группе обсуждаете получившиеся эскизы. Выбираете лучший эскиз или дорабатываете после обсуждения. Только после этого приступаете к коллективной творческой работе. Плакат выполняем красками, маркерами, можно использовать цветную бумагу.

Самостоятельная творческая работа учащихся. Во время работы звучат песни военных лет.

12. Плакаты готовы. На закрепление отгадываем кроссворд. Слайд 27.

13. Завершаем урок песней “День Победы”. Слайд 28.

Приложение 2. Фото.

Литература.

  1. Апраксина О. Музыкальное воспитание в школе. – М., 1986.
  2. Алексеев С. Ради жизни на земле. – М.: Педагогика, 1990.
  3. Баграмян А.Н. Орудия Победы. – М.: Министерство обороны СССР, 1972.
  4. Изобразительное искусство в школе. №2 – М., 2006.
  5. Интернет. Википедия.
  6. Фадин В. В. Праздники. Музыкальное сопровождение и оформление. – М., 2003.