Дидактический материал к разделу "Основы актерского мастерства" (программа ДОД "Школьный театр")

Разделы: Внеклассная работа


1-й год обучения

1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания. Например:

а) Предложить детям поставить стулья полукругом и всем одновременно сесть: рассчитаться; по сигналу педагога вставать то четным, то нечетным номерам; садиться – сначала каждому в отдельности, затем всем одновременно и бесшумно.

б) Изменить расположение мебели, вещей в комнате. Тот, кто водит, внимательно осмотрев комнату до ухода, расставляет все по своим местам. Спрятать или переставить только одну вещь. Тот, кто водит, вернувшись, должен поставить вещь на свое место.

Игры типа “Тише едешь – дальше будешь”, “Жмурки” и т.п.

2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах. Например:

а) Прислушаться к звукам на улице, в коридоре, соседней комнате и т.д., рассказать об услышанном. Рассмотреть какой-либо предмет или своего соседа и по памяти рассказать об увиденном; посмотреть в окно, выйти за дверь в коридор – рассказать о том, что успел заметить, выделяя в привычном новое, неожиданное.

б) Взять стул, переставить его к стене (зачем?), чтобы рассмотреть висящий на стене плакат, и т.д. достать из портфеля тетрадку, книгу (для чего?), открыть дверь (для чего?) чтобы позвать вышедшего из комнаты товарища, выяснить причину шума в коридоре. Закрыть дверь, чтобы не дуло, и т.д.

Требование:

Надо смотреть и видеть, слушать и слышать, а не делать вид, что смотришь и слушаешь. Любое действие на сцене, как и в жизни, вызывается определенной причиной (почему я это делаю?) и должно совершаться для достижения определенной цели (зачем, для чего я это делаю?), т.е. действовать надо целесообразно и логично.

3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах:

а) Действия с реальными предметами в вымышленных обстоятельствах, например: дети рассаживаются полукругом, руководитель предлагает им передавать друг другу различные предметы, меняя условия вымысла (если бы данная книга была новой, ценной или старой, рваной; если бы данная вещь была тяжелой, грязной; если бы шапка была миской, наполненной водой).

б) Действия с воображаемыми предметами, например: играют в снежки, в мяч; собирают ягоды, листья, ловят сачком бабочек, забиваю гвоздь, распиливают доску, собирают на поле овощи (помидоры, огурцы, морковь); на манеже цирка – выступления эквилибристов, дрессировщиков зверей; “дядя Степа – милиционер” - регулировщик уличного движения (ребята наблюдают, как он искусно владеет своим жезлом).

Упражнения и этюды проводятся с включением элемента игры, например: одна группа, договорившись об условиях, выполняет этюд (без слов, с воображаемыми предметами), остальные смотрят и должны отгадать, что в нем происходило, а так же отметить, насколько правдиво, логично действовали участники этюда с воображаемыми предметами. Затем группы меняются – зрители становятся исполнителями.

В этих целях можно использовать также и шарады.

в) Упражнение на развитие образных представлений. Описать знакомый пейзаж, событие, встречу, видя внутренним взором то, о чем рассказываешь. Придумать небольшой рассказ на предложенную тему и рассказать его так, как ели бы сам был участником описываемого события. По данным руководителем 3-4 словам сочинить рассказ (например: рябина лужа, петух; платок, веревка, камень). Воспроизвести в действии придуманные рассказы.

г) Упражнения и этюды, развивающие способность живо и инициативно отвечать на изменения условий вымысла. Сел на бугорок, а это оказался муравейник. Уже совсем собрался в школу, опаздываю, вдруг обнаруживаю, что нет на месте необходимой тетради. Тороплюсь накрыть праздничный стол: вот-вот придут гости; достаю из буфета пакет с сахарным песком, не сразу замечаю, что он рваный, и песком засыпан весь пол.

4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.

а) Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов.

Ученик делает непроизвольное движение, затем старается придать ему то или иное смысловое значение (оправдать): нагнулся, чтобы взять камешек и бросить его в воду или поднять рассыпавшиеся тетради. Другой ученик старается угадать смысл и цель движения, сделанного первым, и соответственно пристраивается к нему для продолжения совместного действия т.п. Так же действуют и другие ученики.

Исполнители и те, кто наблюдает за этюдом, оценивают его с точки зрения внимания к действиям партнеров, умения пристроится к ним, творческой инициативы и т.д.

б) Сюжетные этюды на общение без слов.

В классе (в читальном зале, на бульваре, на рыбалке) двое друзей; они в ссоре, но хотят помириться; незаметно наблюдая друг за другом, стараются найти удобный момент, чтобы показать, что ссора забыта. Отрядный вожатый следит за соблюдением “тихого часа”. А двум ребятам непременно надо найти способ, чтобы обмануть его бдительность и улизнуть.

в) Сюжеты литературные с минимальным использованием слова в целях воздействия на партнера – увидеть, попросить, приказать. Этюды, оправдывающие необходимость действия с минимальным количеством слов.

г) Сюжетные игры, прививающие детям хорошие манеры, нормы поведения; “Приветствие”, “Знакомство”, “Парад хороших манер”.

2-й год обучения

1. Упражнения, игры, помогающие развитию отмеченных качеств и умений (см. примеры в соответствующем разделе программы первого года обучения).

2. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях – в предлагаемых обстоятельствах.

Особенности сценического воображения. Умение относиться к “неправде” (художественному вымыслу), как если бы она была правдой. “Если бы” - условие, предложение, которое дает толчок для работы сценического воображения (например: если бы табуретка была раскаленной печкой, собачьей конурой; если бы стулья, находящиеся в комнате, были колючим кустарником, и т.д.).

Требование:

“Вижу, как дано, отношусь, как задано”.

3. Умение оправдывать свое поведение (свои действия) той или иной нафантазированной причиной (предлагаемыми обстоятельствами). Например: закрываю дверь (почему?) – в комнате лежит тяжело больной человек, который только что уснул; от сквозняка разлетаются бумаги, которые лежат на столе; прячусь от младшего брата (товарища), с которым играю, и т.д.

Изменение характера действия в связи с изменение предлагаемых обстоятельств. Например: перехожу через быструю речку по мостику, по круглому бревну, вброд, при хорошей погоде, в дождь и т.п. Изменение одного и того же действия под влиянием различных по характеру событий: вхожу в свою комнату, отлично сдав экзамен или, наоборот, получив “двойку”, выиграв в спортлото, достав билет на интересный футбольный матч или только что, получив неприятное известие.

Аналогичные этюды на изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств. Станция, запаздывает поезд. Ребята, возвращающиеся с дачи, где летом работали, томятся в ожидании, каждый старается чем-то себя занять. Неожиданно объявляют, что поезд уже подходит к платформе, а его стоянка будет вдвое сокращена.

Школьники готовятся к встрече с любимым спортсменом, известным киноактером. Вдруг сообщают, что ожидаемая встреча не состоится.

4. Оценка – элемент действия, который требует уяснения смысла и значения предлагаемых обстоятельств ориентировки и подготовки к последующему действию.

Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстро и ярко эмоционального отклика. Например: ловлю рыбу – клюет; собираюсь на вечер в школу, в театр, надеваю мамины бусы – нитка с бусами обрывается; наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью – оказывается, положил соль; собираю в лесу грибы – натыкаюсь в кустах на оставшийся со времен войны снаряд, и т.п.

5. Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга.

а) Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов (см. соответствующий раздел программы для младшей группы). Выбор сюжетов, требующих более сложной психологической мотивировки.

б) Слово как средство общения. Сценическая речь как активный, волевой процесс (подобно речи в жизни). Говорить – значит действовать.

Этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановит товарища (подругу), прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырытая яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона – автомата; спросить товарища (подругу): “Ты прочитал эту книгу?” – с целью узнать, интересна ли она, или с намерением напомнить, что книгу давно пора вернуть.

Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера (Где? Когда? Почему? Зачем? Какие взаимоотношения?). Например: “Ты?” - в смысле: “Вот приятная, неожиданная встреча!” или: “Вот не ожидал, что ты решишься прийти!” и т.д. Партнер отвечает, сообразуя с действием товарища: “Да”, - как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появление или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.

Этюды и упражнения с более развернутым текстом на развитие образных представлений (видений). Вспомнить, мысленно представить как можно конкретнее и точнее обстановку собственной комнаты, комнаты товарища, дорогу от школы до дома и рассказать об этом так, чтобы все слушающие хорошо себе представили описываемую картину и по требованию педагога смогли рассказать об услышанном, видя все своим внутренним взором. То же задание выполнить с более активной задачей: рассказать о дороге от школы к дому не только для того, чтобы слушающие все ясно представили себе, но и чтобы убедить ребят приехать в гости (скажем, на новую квартиру, где они еще не были), доказать, что ехать туда несложно. Уговорить подругу поехать летом в деревню (увлечь картиной дружной работы наравне с взрослыми; возможность наблюдать восход солнца; удовольствием купаться на рассвете и т.п.). Удивить товарищей рассказом о необыкновенной встрече.

Требование: “В сценических условиях слышать – это значить видеть то, о чем говорят, а говорить – значить рисовать зрительные образы” (К. Станиславский).

В построении парных и групповых этюдов на общение следует добиваться активного действия и противодействия, т.е. столкновения и разрешения предложенного конфликта.