Встреча весны

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Богатыми возможностями в возрождении утраченных обрядов и традиций обладают музейные уроки, которые являются важным звеном в эстетическом и нравственном воспитании школьников, способствуют гармоническому развитию личности. Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством учителя, педагога

А использование лепки из солёного теста на музейных уроках позволяет в полной мере обеспечить формирование миротворческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений, развить коммуникативные умения, способствует профилактике девиантного поведения. Музейные уроки с включением лепки воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное (характерное), учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение, развивает трудовые навыки, мышцы пальцев и ловкость рук.

Тестопластика – это любимое и увлекательное занятие не только детей, но и многих взрослых. Чаще всего для лепки используют глину, пластилин, воск, или эглин. Соленое тесто в настоящее время стало очень популярным и доступным материалом для лепки. Оно эластично, изделия из него долговечны и очень красивы.

Представленная презентация к уроку “Встреча весны” актуальна тем, что в изучении основ тестопластики заложен огромный творческий потенциал развития личности, приобщение к национальной культуре и раскрытие её таланта. Обращаясь к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, способствует передаче социально-культурного опыта наших предков подрастающему поколению, патриотическому воспитанию.

Предлагаемый материал адресован, прежде всего, музейным педагогам, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто свято помнит и чтит традиции и обычаи своих предков.

1. Пояснительная записка

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления

В.Г. Белинский

Русское народное искусство не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрождённое и бережно хранимое, несёт людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связь поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей “малой” родине, к Отечеству. Через родную песню, игру, сказки, загадки, поговорки, пословицы ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

На Руси издавна уважали хлеб – “он всему голова”. Будет хлеб, будет и песня. Существовал такой обычай в народе – лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.

Жизнь наших предков переплеталась обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощение – вкусные и нарядные пряники. Пряники медовые – гостинцы добрые, они и глаз повеселят и рот потешат. Баранками и “козулями” одаривали своих друзей к Новому году и Рождеству. Весну привечали масленицей. Неделю блинами баловались, круглыми, горячими, румяными, как солнышко. А когда птицы потянулись в наши края, значит, пора опять тесто месить, “жаворонков” выпекать. К этому дню (9/22 марта – Сороки) приурочивается много примет и изречений. “Зима кончается – весна зачинается”, “С Сорока мучеников – сорок утренников”, “Какова погода в этот день – такова она будет ещё сорок дней: если мороз – сорок морозов, если дождь – ждут сорока дождей”, “На сорок мучеников – прилёт жаворонков: сколько проталинок, столько и жаворонков”, “На Сорок мучеников сорок птиц прилетает, сорок пичуг на Русь пробирается”.

Богатыми возможностями в возрождении утраченных обрядов и традиций обладают музейные уроки, которые являются важным звеном в эстетическом и нравственном воспитании школьников, способствуют гармоническому развитию личности. Музей – это место, где развлечение совмещается с познанием, место, которое помогает по-новому взглянуть на вещи. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством учителя, педагога.

А использование лепки из солёного теста на музейных уроках позволяет в полной мере обеспечить формирование миротворческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений, развить коммуникативные умения, способствует профилактике девиантного поведения. Музейные уроки с включением лепки воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное (характерное), учат не только смотреть, но и видеть. Лепка воспитывает усидчивость, аккуратность и терпение, развивает трудовые навыки, мышцы пальцев и ловкость рук.

Тестопластика – это любимое и увлекательное занятие не только детей, но и многих взрослых. Чаще всего для лепки используют глину, пластилин, воск, или эглин. Соленое тесто в настоящее время стало очень популярным и доступным материалом для лепки. Оно эластично, изделия из него долговечны и очень красивы.

Представленная разработка актуальна тем в том, что в изучении основ тестопластики заложен огромный творческий потенциал развития личности, приобщение к национальной культуре и раскрытие её таланта. Обращаясь к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, способствует передаче социально-культурного опыта наших предков подрастающему поколению, патриотическому воспитанию.

Предлагаемый материал адресован, прежде всего, музейным педагогам, учителям общеобразовательных школ и всем тем, кто свято помнит и чтит традиции и обычаи своих предков.

2. Музейный урок “Встреча весны”

Цель: Создание условий способствующих формированию личности ребёнка как носителя народных традиций, развитие его национального самосознания и творческого начала.

Задачи:

  1. Познакомить детей с элементами русской календарно-обрядовой культуры (“Встреча весны”).
  2. Объяснить взаимосвязь явлений природы с жизненным укладом человека, отображаемую в различных видах народного творчества, выраженную в определённых символах.
  3. Научить лепить из теста символы весны – “жаворонки” (печенье в виде птиц).
  4. Воспитывать уважение к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному краю.
  5. Развивать историческую память, наблюдательность, творческие способности, воображение, эстетический вкус.

Методы и приёмы:

  • погружение в прошлое;
  • совместное исследование детей;
  • наглядность;
  • элемент ролевой игры;
  • использование загадок, пословиц, поговорок, произведений устного народного творчества;
  • вопросно-ответная беседа.

Тип урока: интегрированный.

Наглядные пособия: деревенская изба с внутренним убранством (русская печь, у печи домашняя утварь – чугун, горшок, ухват и др.), в горнице стол, на столе размещено пять зон с надписями “Мешалкино”, “Лепкино”, “Подрумянкино”, “Краскино”, “Лакировкино”; образцы печенья “жаворонки”; карта – путешествия; технологическая карта с поэтапным изображением изготовления “жаворонков”; изокроссворд, презентация.

Материалы и инструменты: тесто, клеёнка, подкладочная доска, баночки, губки, тряпочки, скалка, зубочистки, стеки, кисточки, краски, лак, зёрна пшена, гречки, пшеницы, цветные ленты, палитра, фигурки из бумаги девочек и мальчиков.

ТСО: аудиомагнитофон, кассета с записью народных мелодий, песни “Веснянка”, мультимедийный проектор для презентации.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели.
  3. Путешествие в “Мешалкино”.
  4. Путешествие в “Лепкино”. (Теоретическая часть, Практическая часть).
  5. Физкультминутка.
  6. Путешествие в “Подрумянкино”.
  7. Путешествие в “Краскино”. (Теоретическая часть, Практическая часть).
  8. Игра “Жаворонки”.
  9. Путешествие в “Лакировкино”. (Теоретическая часть, Практическая часть).
  10. Подведение итогов.
  11. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас! Вы сегодня такие красивые, нарядные.

2. Сообщение темы и цели.

– Сегодня у нас необычный урок – мы отправляемся в путешествие по земле нашей Белгородской, на которой жили наши прабабушки и прадедушки. Вы узнаете, как жили наши предки, как тесто месили, печенье лепили, весну песнями закликали, да в игры играли. А чтобы вы не заблудились в прошлых веках, вас буду сопровождать я. Зовут меня бабушкой Акулиной. Местечко, куда мы отправляемся, называется “Жаворонкино”. А вот и наша карта путешествия. А сейчас в путь!

3. Путешествие в “Мешалкино”.

(В горнице стоит стол на нём опознавательные маршруты – “Мешалкино”, “Лепкино”, “Подрумянкино”, “Краскино”, “Лакировкино”).

– Милости просим, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. А вы знаете, что это я делаю? Загадаю-ка я вам загадку:

Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня! (Тесто)

– Узнали? Молодцы!

– А вы знаете, ребята, что это непростое тесто. С секретом:

В доме каждом есть она,
В щи кладут и в борщ всегда,
Ну, а если перебор,
Говорим: “Ты, что влюблён?” (Соль)

– Верно, А вы знаете, для чего нужна соль? (Для прочности).

– А, кто знает рецепт приготовления солёного теста?

(2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды).

– Правильно, только для моего теста необходимо: 3-5 стакана ржаной муки, 1 стакан тёплой воды, соль по вкусу, 1 чайная ложка соды. Муку можно использовать пшеничную. А можно ржаную. В деревнях она чаще была в доме. Пшеничный хлеб пекли лишь по праздникам. На Руси очень почитали хлеб, а о нём немало существует пословиц и поговорок. А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? (Хлеб – всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Худ обед, когда хлеба нет. У голодного хлеб на уме. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб да вода – мужицкая еда. Хлебушко – калачу дедушка).

– Молодцы! Думаю, вы без труда ответите, как надо обращаться с тестом? (Относиться с уважением, нельзя бросать его на пол, не рекомендуется брать в рот, использовать по назначению – лепить).

4. Путешествие в “Лепкино”.

Теоретическая часть.

А сейчас отправляемся дальше и наш путь лежит в “Лепкино”.

Попробуйте отгадать мою загадку, ответив на неё, вы и узнаете, что я леплю.

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в камнях поёт, поёт.

– Какую птицу называют первым вестником весны? (Жаворонок)

– Правильно.

– А ведь я неслучайно жаворонков леплю – весна ведь не за горами. На Руси говорили: “Без примет ходу нет”. А какие вы знаете народные приметы, пословицы, поговорки о весне и весенних месяцах?

(Много воды – много травы. Увидел скворца – вода у крыльца. Длинные сосульки – к долгой весне. Апрель с водой – май с травой. Синичка в марте запела – весеннее тепло ворожит. Март не весна, а предвесенье).

– Молодцы! Много знаете народных примет, пословиц, поговорок. В народе было три встречи весны: первая – “Сретение”, 15 февраля; вторая – “Сороки”, 22 марта; третья – “Благовещенье”, 7 апреля. А кто знает, чем необычен день 22 марта? (День весеннего равноденствия, когда день равен ночи). Считалось, что в этот день прилетают с юга 40 птиц и первая из них – жаворонок. “Сколько проталинок – столько и жаворонков”.

Кто знает, как встречали на Сороки весну? (В этот день зазывали, закликали птиц – жаворонков).

– Верно. Считалось, что Весну на своих крыльях приносит жаворонок. Птицы должны были принести с собой золотые ключи и запереть холодную зиму, а весну отомкнуть.

– Вот и у нас в Белгородской области широко был распространён обычай печь ранней весной обрядовое печенье “жаворонков”, “скворцов”, “чувиликов”, куликов”. А как вы думаете, какие инструменты понадобятся, чтобы слепить печенье “жаворонки”? (Выслушиваются ответы детей).

– Доска подкладочная, скалка, стеки, нож, формочки для печенья, насадки для кулинарного шприца. (Техника безопасности при работе с режущими и колющими инструментами), А украшать печенье будем зёрнышками, цветными тряпочками, лентами.

– Давайте, ребята, внимательно посмотрим на “жаворонков” и попробуем их слепить. Но сначала вспомните, какие вы знаете основные элементы из солёного теста? (Шар, капля, колбаска, жгутик, завиток, морковка, трубочка).

(Демонстрация презентации, технологической карты с последовательным изготовлением обрядового печенья).

Практическая часть.

(Лепка сопровождается звучанием народной мелодии).

Этапы изготовления обрядового печенья.

Жаворонок узелком.

  1. Скатать шарик.
  2. Раскатать жгутик, толщиной с два пальца, длиной со взрослую ладонь.
  3. Завязать жгутик обычным узелком, оставив короткие кончики. Верхний конец – готовка жаворонка, а нижний хвостик.
  4. Вылепить на головке носик, гребешок, в глазки воткнуть гречневое, пшённое зерно. Захлест узелка на спинке напоминает сложенные крылышки.

Жаворонок с ношей.

  1. Скатать шарик.
  2. Сделать лепёшку размером с ладонь.
  3. Один край лепёшки оставить утолщённым, а другой заострить, вылепить головку с гребешком, в глазки вставить горошины, сухие плоды.
  4. Положить на спину птички “ношу” – скатать 3,5,7 шариков “яичек”. Украсить узором, прочертив ножом “ёлочку” – символ борозды.

5. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём и представим себя в роли птичек.

Ох, летели птички. Птички невелички,
Аленький, беленький, розовый, голубенький,
Летели, летели, сели, посидели.
Сидели, сидели, встали, полетели.
Стали разлетаться, стали кувыркаться.
Стали кувыркаться, потом стали драться,
Дрались, они бились, потом помирились.

6. Путешествие в “Подрумянкино”.

Ну вот, жаворонков мы слепили, а теперь наш путь лежит в “Подрумянкино”, посмотрим, что здесь происходит.

– Узнаёте, что это? (Показывает на печь).

Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь).

Центральное место в доме занимает печь. Слово “изба” произошло от слова “истопить”: “истопка” – отапливаемая часть дома, отсюда и “истьба” (изба).

– А знаете, что такое запечье? (Небольшое пространство между стеной и печью называется запечьем – его используют для хозяйственных нужд. Здесь хранятся необходимые принадлежности для работы: ухваты разных размеров, кочерга, чапельник, большая лопата).

– А для чего нужны ухваты, кочерга, чапельник и большая лопата? (Ухваты – это “рогатые” полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки в печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делали отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу). (Приложение №3)

– Для чего нужна печка? (Чтобы тесто печь. Чтобы греться).

Печка и накормит и согреет в холод. А каким становится тесто, после того как высохнет в печке? (Коричневым, как сдобная выпечка).

– А где ещё можно сушить солёное тесто? (На солнце, в духовке, в микроволновке). Если сушить на солнце, батарее – солёное тесто становится белым. Чтобы получить коричневый цвет, солёное тесто покрывают свекольным соком, а чтобы оно подрумянилось, как булочка, смазывают яйцом (яично-водяная, молочно-водяная смесь).

– Посмотрите, какие красивые, румяные получились “жаворонки”, любо-дорого взглянуть. (Показывает готовое, заранее испечённое печенье).

7. Путешествие в “Краскино”.

Теоретическая часть.

– А сейчас мы отправимся в “Краскино”. Только сначала, хочу я узнать, какие вы мастера. А для этого попробуйте разгадать мой изокроссворд. (Приложение №2)

– А кто знает, какими красками можно расписывать высушенные работы? (Масляные краски, акварель, гуашь). Чтобы краски были сочными и хорошо ложились, изделие перед раскрашиванием грунтуют. Для этого используют белую масляную краску. У нас, в Белгородской области, принято расписывать особым способом. Для этого существуют специальные знаки и символы (солнце, древо, цветы, вода, земля). (Приложение № 4).

Практическая часть.

– А сейчас давайте возьмём в руки кисти и оживим наших “жаворонков”.

(Звучит народная песня).

8. Игра “Жаворонки”.

– Пока наши “жаворонки” высыхают, мы с вами поиграем. В деревнях принято было привязывать “жаворонков” нитками к длинным шестам, бегать с ними, забираться на заборы и закликать весну песнями веснянками.

(Дети выходят в центр музея, становятся полукругом. В руках у них заранее приготовленные “жаворонки”).

1.Жаворонки,
Перепёлышки,
Птички-ласточки!
Прилетели к нам!
Весну ясную,
Весну красную
Принесите нам!
4. Приди к нам, весна,
С радостью,
С великою к нам милостью!
С рожью зернистою,
С калиною-малиною,
С чёрною смородиною,
С грушами, с яблочками,
2. Зима нам надоела,
Хлеб и сено поела,
Ручки – ножки познобила,
Скотинушку поморила.
5. Со всякою садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
6. Ходи хоровод,
Весели честной народ!
На земле, открытой солнцу
В честь весёлой, именитой,
В звонкой песне не забытой
Нашей матушки Весны.
3. Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе Зиму,
А нам лето!
На тебе сани,
А нам телегу!

9. Путешествие в “Лакировкино”.

Теоретическая часть.

У нас осталась ещё одно – последнее местечко – “Лакировкино”.

Есть у меня волшебный лак.
Нанесу его на печенье.
Заиграет всем на удивленье.

– И в самом деле, посмотрите, как заблестело, заиграло на солнце печенье, после того как к нему прикоснулись кисточкой с лаком. А для чего ещё используют лак? (Для защиты от влаги, воды).

– Давайте все вместе покроем лаком наших “жаворонков”. Только кисточки аккуратно обмакиваем в лак.

Практическая работа. (Звучит спокойная мелодия).

10. Подведение итогов.

– Ну вот, наше путешествие подходит к концу. Мы посетили все места избушки “Жаворонкино”. Давайте вспомним их названия:

  • “Мешалкино” (Замешивание);
  • “Лепкино” (Лепка);
  • “Подрумянкино” (Сушка, обжиг);
  • “Краскино” (Роспись);
  • “Лакировкино” (Лакировка).

11. Рефлексия.

(Детям раздаются вырезанные из бумаги фигурки девочек и мальчиков).

– А сейчас после того, как мы с вами славно оттрудились, можно и полакомиться испечёнными “жаворонками”. (Раздача печенья). На Руси существовал обычай съедать “жаворонков” с головы – “с носа”, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: “На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был”.

(Звучит песня “Веснянка”).

Библиографический список

  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А. Рукотворная краса земли Белгородской./ С.И. Ботова, Т.А. Приставкина. – Белгород, 2000.
  2. Гарибова Т.Л. Волшебный мир народной скульптуры./Т.Л. Гарибова.– Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1977.
  3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие/ Г.Л. Дайн.– М.: Детская литература, 2001.
  4. Канышева Н.М. Лепка в начальных классах./ Н.М. Канышева.– М.: Просвещение, 1985.
  5. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее/ Н.М. Ланкова. – М.: Гуманитарно-издательский центр. Владос, 2001.
  6. Морозова А.Н. Музейная педагогика./А.Н.Морозова, О.В.Мельникова. – М.: Школа-пресс, 2006.
  7. Сукая Л.М. Без лица в личине./ Л.М. Сукая.– Гомель: ИПП “Сож”, 1993.
  8. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей/ М.Ю.Юхневич. – М.: Просвещение, 2001.