Конспект интегрированного занятия по развитию речи по теме "Волшебница осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».

Программное содержание:

  • Расширять и активизировать словарь по теме «Осень».
  • Учить согласовывать прилагательное с существительным в числе.
  • Учить образовывать единственное и множественное число существительных.
  • Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
  • Эмоционально обогащать детей.
  • Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • чтение произведений об осени;
  • заучивание стихотворений;
  • наблюдение за осенними явлениями на прогулке;
  • рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
  • дидактические игры по данной теме;
  • слушание музыки по данной тематике.

Оборудование:

  • набор картинок по теме «Осень»;
  • видео иллюстрация «Осень» А. Вивальди;
  • осенние листики;
  • ростовая кукла «Настенька»;
  • набор муляжей овощей и фруктов;
  • слайды Power Point (фрукты-овощи).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в зал и встают в круг.

- Ребята, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними и начнем наше занятие.

Ручки, ручки просыпайтесь,
Здравствуйте!
Пальчики сердитые,
Здравствуйте!
И ладошки наши крошки.
Здравствуйте!
Разбудите ножки,
Ножки, здравствуйте!
И притопы, и притопы,
Здравствуйте!
И пружинки, и пружинки,
Здравствуйте!
И улыбки, и улыбки,
Здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь,
Здравствуйте!
Поцелуй воздушный всем пошлите,
Здравствуйте!

II. Основная часть.

Тише, тише. Тишина
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите
Сказку нам вы не спугните!

- Какими словами обычно начинаются сказки?

- Правильно! Жили-были! И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и ... А вот, что происходит, мы сейчас с вами увидим.

Звучит музыка А. Вивальди и дети смотрят видео иллюстрацию «Осень». Учитель-логопед в это время читает стихотворение Ю. Капустина:

В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.
Жители земные чуду удивляются:
Все кругом искрится, все переливается!

- Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои фотографии прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим.

  1. Какую осень мы видим на этих фотографиях?
  2. А какая осень наступит после золотой?
  3. Как вы думаете, какая осень холоднее: золотая или поздняя? Почему?
  4. Почему мы называем осень золотой?

- Андрей, посмотри и скажи, что лежит перед тобой? Ответ (лист). А теперь давайте скажем ласково (листочек, листик). Эллина, а какой по цвету листочек ты держишь в руке? А ты Арсений? А у тебя какой лист? А теперь каждый поднимите свой листик. У нас получился красивый осенний букет, Из чего? Из листьев. Молодцы!

- Когда листики желтеют, что с ними происходит?

- Правильно, они медленно кружатся и падают на землю.

- Как называется это явление природы?

- Правильно, листопад. Давайте все вместе повторим это красивое слово.

- А сейчас давайте поиграем в игру.

Подвижная игра «Послушные листья».

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят...

Воспитатель берет в руки кольцо с привязанными к нему ленточками разной длины, машет им над головой и говорит: «Я – ветер, вы – листья. Ветер спит и листья уснули (дети приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (дети двигаются в разных направлениях), закружились листья на месте; стих ветер, листья отдыхают».

Песня «Золотые листики».

- А сейчас давайте посмотрим вот на эту картинку. Что на ней нарисовано?

- Правильно, осенью созревают овощи и фрукты.

- Как можно сказать одним словом, что созревает осенью? Конечно, урожай!

- Сейчас, я вам буду загадывать загадки, и если вы ее правильно отгадаете, то на экране появится отгадка:

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... лук (луковица, луковицы, луковичка).
Из земли за чуб плутовку
Тянем сладкую ... морковку.
Важен он, как господин,
Этот сочный ... апельсин (апельсинчик, апельсины).
Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
Нет сочней ... помидора (помидорчик, помидоры).
Кислый – очень кислый он!
В чай к нам просится ... лимон (лимончик, лимоны).
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я ... свекла.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ... картошка.

- Молодцы! А сейчас поиграем в игру.

Подвижная игра «Ансамбль».

Детям раздаются муляжи фруктов и овощей. Один ребенок собирает ансамбль «овощей», другой – «фруктов».

Сюрпризный момент «Настенька» (ростовая кукла).

В зале появляется «Настенька». В руке у нее гриб мухомор. Куда я попала? Что вы делаете? Собираем урожай. Ведь осень – это время сбора плодов. А я вот тоже собрала урожай! Вот какой гриб нашла! Ребята, что это за гриб? Мухомор! А где растут грибы?

Танец «Мухоморы».

- Ребята, давайте расскажем про мухомор.

Игровое упражнение по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики «Мухомор».

Мухомор на тонкой ножке (дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)
Вырос на лесной дорожке (встают на носочки, поднимают руки вверх).
Ждет прихода грибников (подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).
Кто сорвать его готов (вопросительно пожимают плечами)?
Знают грибники прекрасно (грозят пальчиком),
Мухоморы есть опасно (гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).

- Какой гриб мухомор? А если мы увидели такой гриб, мы его уничтожим? Правильно!

А вот наши ребята знают, какие грибы надо собирать! И сейчас они покажут, как они собирают грибы:

Подвижная музыкальная игра «Грибы».

III. Заключение.

Какие вы молодцы! Все знаете! Ой, ребята, а почему у вас листочки зеленые? Действительно, ребята, не порядок! Как вы думаете, какие по цвету должны быть листочки? Правильно, полочка волшебная у нас! Вот осень и не смогла покрасить эти листья! А давайте поможем осени!

Сюрпризный момент «Листочки».

Листочки меняют зеленый цвет на желтый и оранжевый.

- Спасибо, ребята! Теперь я знаю, как надо собирать грибы! А мне пора! До свидания! Дети прощаются с «Настенькой». И нам ребята пора прощаться с осенью! Давайте вернем ей ее волшебную палочку.

- А наше занятие подошло к концу. Что нового Вы сегодня узнали на занятие? Что Вам запомнилось? (Ответы детей). Вы сегодня молодцы! Я благодарю Вас за участие в занятие! Спасибо!