Конспект познавательного занятия "В гости к осени"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: учить детей соотносить речевую форму описания времён года с моделью, поддерживать беседу: правильно отвечать на поставленные вопросы, употреблять существительные с обобщающим значением. Уточнить представления детей о признаках осени. Привлечь детей к познавательной деятельности через экспериментирование.

Материалы: загадки о временах года, модели обозначающие мальчика и девочку, модели времён года (кружочки жёлтого, белого, зелёного и красного цвета), шкатулка, берёзовый листок, листочки по количеству детей, музыка П.И.Чайковского «Времена года». Стаканчики, прозрачные мисочки, кусочек пенопласта. Карточки эмоциональных состояний.

Ход занятия

Дети, я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте её. Только не спешите, а хорошо подумайте и ответьте правильно. Ответ находится у меня в шкатулочке.

Летают, кружатся на землю ложатся
С земли не встают и тут пропадут.

Правильно это листья. Как можно сказать о том, когда много- много листьев слетает с деревьев и плавно кружатся в воздухе? Листопад.

Молодцы! Вот и к нам залетел берёзовый листочек с приглашением: «Дорогие дети приглашаю вас в гости».

Осень навела в лесу порядок. Поэтому мы должны соблюдать этот порядок. Давайте скажем волшебные слова: влево, вправо повернись и в лесу очутись.

Вот мы с вами и в лесу. Осень приготовила нам свои задания. Посмотрите, сколько пенёчков в лесу, но вы должны правильно занять свои места, девочки присядут на пенёчки где значок обозначает девочку, а мальчики где значок с изображением мальчика.

Почему Даниил сел на этот стульчик? Как узнал? У мальчиков значок с большими плечиками, а у девочек юбочки.

Проверь Антон, правильно ли девочки заняли свои места, а ты Лиза проверь правильность у мальчиков.

Умницы! Первое задание осени все выполнили правильно.

Осень хочет поиграть с вами в игру «Когда это бывает?»

Вы внимательно послушайте и покажите тот кружочек, который обозначает это время года.

Снег на полях
Лёд на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (Зимой.)

Дети показывают белый кружочек.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает? (Весной.)

Дети показывают зелёный кружочек.

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю
«Купайтесь, приглашаю»
И любите за это
Вы все меня я… (Лето.)

Показ красного кружочка.

Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осенью.)

Показ жёлтого кружочка. Вы хорошо определили, в какое время года происходят эти явления.

А ещё осень хочет узнать, какие вы ещё знаете приметы осени.

Назовите, пожалуйста. (Ответы детей.) Какого цвета у меня берёзовый листочек? (Ответы детей.)

Как можно ещё по-другому можно назвать осень? (Золотая осень.)

Почему золотая? (Ответы детей.) Каким деревьям осень оставляет наряды? (Ель, пихта, сосна…) Как называется место, где растёт много разных деревьев и живут дикие животные? (Лес.)

Есть такая пословица: «Лес богатство и краса, береги свои леса».

Золотая осень приготовила листочки и приглашает нас на танец.

Физкультминутка. Танец с листочками под музыку П.И Чайковского «Сентябрь»

Очень красивый танец с листочками. Давайте соберём букет в корзинку. Присядьте на свои пенёчки.

Закройте глазки. Вдохните и скажите, запах чего вы ощущаете? (Ответы детей.) (Сырости, свежести и…)

Скажите, пожалуйста, чем мы с вами дышим? Ответы детей: воздухом, кислородом. Как можно определить воздух? Можем ли мы его увидеть? Ответы детей.

Воздух как невидимка, он прозрачен.

Опыт. Как вы думаете, есть ли в пустом стаканчике воздух? Сейчас мы с вами проверим: положите кусочек пенопласта в миску с водой, затем аккуратно опустите перевёрнутый стаканчик в миску. Что вы увидели? Ответы детей. Воздух в стакане не даёт заполнить его водой.

А теперь наклоните слегка стаканчик, что происходит?

Почему из стаканчика выходят пузырьки?

Ответы детей.

Вода вытесняет воздух из стаканчика. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Погостили мы у осени, порадовали, осень своими ответами и она нам приготовила корзинку с угощениями.

Дети благодарят осень.

Чтобы ввернуться из леса мы должны сказать волшебные слова: влево, вправо повернись и в группе очутись. Вот мы и в группе.

Дети, скажите, понравилось вам путешествие «В гости к осени»?

Покажите карточку – настроений. Я очень рада, что вам понравилось.

Всем спасибо!