Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование понятия о составе внутренней среды, крови и ее составе, функциях.

Задачи:

1. Образовательные:

  • систематизировать знания о составе внутренней среды, её значении;
  • раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями; роль свертывания в защите организма от потери крови; роль фагоцитоза;
  • проверить усвоение понятий и терминов: кровь, плазма крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин, свёртывание крови, фибриноген, фибрин, тромб, гемофилия;
  • совершенствовать умения решать познавательные биологические задачи, направленные на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.

2. Развивающие:

  • развивать творческое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи;
  • продолжить формирование умений анализировать, обобщать, объяснять, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с текстом.

3. Воспитательные:

  • продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом, при знакомстве с новой темой.
  • воспитывать культуру речи;
  • бережное отношение к своему здоровью

Методы обучения:

  • Словесные: элементы объяснения, описания и беседы.
  • Словесно-наглядные: работа с текстом, фрагментом кинофильма, таблицами, слайдами презентацией
  • Словесно-наглядно-практические: выполнение заданий: работа со схемами в учебнике, решение задач, проверка полученных знаний по слайдам.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • коллективная работа (в группах, парах);
  • работа с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся узнают состав внутренней среды, особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.

Оборудование:

Компьютер, проектор, кинофрагмент, плакаты по теме.

Ход урока

Этап урока Содержание Номер слайда

I. Организационный момент (1 мин)

Определение целей и мотивация (4-6 мин)

Учитель приветствует учащихся. Учитель. Считается, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Как вы думаете, в какой же среде теперь существуют клетки многоклеточных, в том числе и у человека? Ученик. В жидкой внутренней среде. Учитель. Действительно, большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из неё клетки получают питательные вещества и кислород, через внутреннюю среду удаляются и продукты жизнедеятельности. Что же относится к внутренней среде? Ученик. К внутренней среде относятся: тканевая жидкость, лимфа и кровь. Тканевая жидкость располагается между клетками. Лимфа находится в лимфатических сосудах. Кровь в кровеносных сосудах и сердце. Учитель. Существует ли взаимосвязь между жидкостями внутренней среды? Ученик. Т. к. тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют вместе внутреннюю среду, то они должны быть и взаимосвязаны. Учитель. Тканевая жидкость контактирует с самими клетками, а затем оттекает в лимфатические сосуды, превращаясь в лимфу. Лимфа же протекая, через свою систему, обеззараживается и попадает в кровеносную систему. Часть крови – плазма покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость. Такое постоянное движение внутренней среды носит название – гомеостаза. Учитель. “Порезал палец, оцарапал колено, стукнулся носом, и сразу кровь. Она в любой части нашего тела, в любой клетке нашего организма, кажется, ждёт удобного случая, чтобы выйти наружу, поэтому каждый знаком с кровью”. Карл Ландштейнер Учитель. Что представляет собой кровь? Какая она? Составим синквейн. Вспомним правила его составления. (Ответы учащихся сопровождаются записью на доске.)
  • (1 слово – имя существительное)
  • (2 слова – имя прилагательное)
  • (3 слова – глаголы)
  • ( фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме)
  • (1 слово – синоним, показывающее суть темы синквейна)
  • Ученики. (Примерный вариант синквейна)

  • кровь
  • красная, жидкая
  • течёт, переносит, сворачивается
  • особый вид соединительной ткани
  • жизнь
  • Учитель. Сколько же крови в организме одного человека? В организме взрослого человека равно 6-8% от его веса, по объему это около 4,5-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

II. Изучение нового материала. (25-30 мин)

Просмотр видеофрагмента. Индивидуальная работа. Работа с текстом

Задание. Просмотрев видеофрагмент “Состав крови”, (http://smotri.com/video/view/?id=v8420680469) запол-ните схему. Приложение 1. Учитель. Что можно сказать о составе крови? Ученик. При центрифугировании кровь разделяется на два слоя: верхний слой — слегка желтоватая жидкость называемая плазмой, и нижний слой — форменные элементы крови. Осадок красного цвета, образован клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами. Учитель. Форменные элементы крови – клетки составляют около 40% от всей крови, а плазма – 60%. Плазма состоит из воды – 90%, NaCl – 0,9%,
белков – 7%, глюкозы – 0,1%, жиров – 0,8%,кроме них в плазме присутствуют другие соли, витамины, гормоны Теперь подробнее познакомимся с форменными элементами крови. Сравните их размеры. Что вы можете о них сказать? Ученик. Эритроциты из всех форменных элементов самые большие, а тромбоциты – самые маленькие, лейкоциты по размерам занимают промежуточное положение. Учитель. Все форменные элементы крови получили свои названия от двух греческих слов: одно из которых “китос” (“цитос”) – “клетка”, а второе обозначает цвет: “эритрос” – “красный” и “лейкос” – “белый” и свойство “тромбос” – сгусток, “комок” Учитель. Для более подробного знакомства с характеристикой каждой группы форменных элементов мы составим таблицу. Разделимся на 3 группы для изучения материала, затем поделимся полученной информацией друг с другом. Каждая группа заполняет только свою часть таблицы. Приложение 2. 1 группа изучает особенности эритроцитов (учебник с.70) + дополнительный материал (Приложение 3) 2 группа изучает особенности лейкоцитов (учебник с.71-72)+ дополнительный материал (Приложение 3) 3 группа изучает особенности тромбоцитов (учебник с.70)+ дополнительный материал (Приложение 3) Учитель. У человека цвет крови красный, у головоногих моллюсков голубой. Вопрос ученикам: как вы думаете, от чего может зависеть цвет крови? Что придаёт красный цвет крови? Ученик: Гемоглобин – белок придающий красный цвет крови. Различают:
  • Оксигемоглобин (соединение с кислородом)
  • Карбоксигемоглобин (соединение с углекислым газом)
  • Метгемоглобин (соединение с угарным газом)
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14 Слайд 15

Проверка дифференцированной работы в группах. Учитель. Ребята, вы поработали в группах, заполнили свою часть таблицы. Давайте проверим и поделимся полученной информацией друг с другом. Приложение 2 Слайды 15-20.
Рефлексия. Обсуждение ответов. Учитель. Мы познакомились с составом внутренней среды, изучили состав крови. Какое же значение играет кровь? Ученик. 1) кровь обеспечивает организм питательными веществами и кислородом 2) кровь доставляет к органам гормоны 3) кровь активно участвует в гомеостазе 4) кровь обеспечивает защиту в результате фагоцитоза 5) кровь участвует в процессе терморегуляции Слайд 21лайд 17-19

III. Закрепление (5-7 мин)

Итоговое тестирование.

Учитель. Ребята, сейчас посмотрим, что вы запомнили из материала сегодняшнего урока. (Работа с тестом из презентации) Слайды 22-26

IV. Итог урока (1-2 мин)

Учитель кратко обобщает изученное на уроке, выставляет оценки за работу на уроке.  

V. Домашнее задание (1-2 мин)

Чтение текста. Учебник: Драгомилов, Маш §14, подготовиться к лабораторной работе (сравнение крови человека с кровью лягушки на с. 72 учебника) Слайд 27

Список литературы:

  1. Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Сонин Н. П. Биология: 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
  3. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А, Д, Ноздрачёв и др.; Под ред. А. С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994
  4. http://www.slovopedia.com
  5. http://medkarta.com
  6. http://novonordisk.ru
  7. http://smotri.com/video/view/?id=v8420680469