Тематический вечер для родителей "Фантазия. Творчество. Воображение"

Разделы: Работа с дошкольниками


Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации. Но ситуация современного периода требует от семьи пересмотра традиционной функциональной стратегии, в том числе в сфере воспитания. Эффективность деятельности семьи оценивается сегодня по тому, насколько успешно она готовит ребенка к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых  поколений. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений, сформировать у них способность понять потребности ребенка, сделать его счастливым; помочь увидеть перспективы его развития. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.

Сотрудничество нашего дошкольного образовательного учреждения и семьи направлено на достижение основной цели – разработки новых подходов к взаимодействию детского сада и семьи как фактора позитивного художественно-эстетического, физического и интеллектуального развития ребенка.

Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов нашего ДОУ, мы выбрали наиболее подходящую для этого форму работы – семейный клуб. Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семьи, возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса. Наш семейный клуб работает на протяжении всего учебного года и включает такие интересные активные формы работы, как: открытые занятия, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы, акции, тематические выставки, совместные досуги и праздники и т.д. Доброй традицией стали проводимые в нашем детском саду тематические вечера, на которых родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, являясь активными участниками игровой творческой деятельности. Снова заглянув в детство и почувствовав себя маленьким ребенком, они играют, фантазируют, придумывают, танцуют, рисуют, как бы вновь по-новому постигая внутренний мир своих детей.

Такие мероприятия зарождают в сознании родителей мотивацию к активной совместной деятельности со своим ребенком дома, к сотворчеству, к  созданию атмосферы взаимопонимания и доверительных отношений между взрослыми и детьми. Повышается ответственность родителей, совершенствуются их педагогические знания, а в результате обеспечивается совместный успех развития личности ребенка.

Цель. Совершенствование нетрадиционной формы работы с родителями, формирование  их педагогической компетентности и вовлечение  в воспитательно-образовательную деятельность детского сада.

Материал и оборудование: компьютерная установка и проекционный экран; карточки-загадки и картинки-отгадки; наборы простых карандашей, 4 листа бумаги А4; корзина с муляжами фруктов, овощей, грибов; акриловое полотно (3х3), ватные комочки; 4 шаблона чайника из белого ватмана, гуашь 4-х цветов и бросовый материал для раскрашивания; 4 портрета-образа с круглым вырезом для лица; 4 резинки; тонкие пакеты синего цвета с двумя ручками для каждого участника; маркеры; цветные платки разного размера и разноцветные резинки для волос; музыкальные инструменты.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка. В музыкальном зале  собираются родители. У входа их встречают и раздают загадки, отгадки-картинки которых находятся на стульчиках, предназначенных для   участников. За каждым столом (их 4) вместе с родителями сидит ассистент – педагог детского сада, который предоставляет участникам материал и атрибуты для игр и упражнений.

Ведущий. Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы снова встрече с вами очень рады,
И шлем привет от нашей педагогической бригады!
Мы рады снова видеть…нет, не взрослых, а детей:
Самых любознательных, сообразительных,
Фантазеров удивительных!

Я знаю, чудо в каждом есть из вас,
Ллишь стоит только потрудиться,
А смелость, ум и доброта
Помогут вам всего добиться!

Для начала, на картинки свои посмотрите,
Что общего в них есть, найдите.

Игра «Поиск общего» (Родители по картинкам-отгадкам находят общие признаки:  время года, цвет.)

Ведущий. Вижу, к нам пришли сегодня гости: Один седой. Кто это? (Зима), другой молодой (Весна), третий скачет (Лето), а четвертый – плачет (Осень).
Но не только художнику краски нужны, каждое время года украшено цветом.
Рисуют они на просторах земли и радуют ярким букетом:
Зима, какая? (Белая). Весна, какая? (Синяя). Лето, какое? (Зеленое). А осень, какая? (Желтая). Вижу, что у нас сегодня образовались 4 команды – 4 времени года. Давайте познакомимся друг с другом поближе.

«Буриме» (представление команд). (Каждой команде предлагаются на белом листе А4  рифмованные слова для создания за 1 минуту стихотворного представления – знакомства от каждого времени года).

Варианты:

Зима – холода, снеговик – воротник, снежинки – пушинки (картинки), санки – ледянки.
Урожай – собирай, лукошко – морошка, сад – листопад, тучи – плакучи.
Капель – апрель, весна – красота, листва – зелена, почки – цветочки.
Солнце – оконце, радуга – дуга, купаться – плескаться, тепло – светло.

Каждая команда по очереди зачитывает свое приветствие.

Игра «Волшебные очки». (Ведущий предлагает участникам представить, что они надели волшебные очки: команда «зима» одевает белые очки, «весна» – синие, «лето» – зеленые, «осень» – желтые. Участники команд по очереди под музыку называют окружающие предметы своего цвета).

Ритмодекламация «Лист» в сопровождении видеоролика

Ведущий.

Посмотрите, за окошком
Лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился,
Вместе с ветром полетел.

А когда осенний ветер улетал,
Желтый листик загрустил, затосковал.
Я возьму его в ладошку, пусть у нас живет.
Здесь тепло, светло, спокойно –
Дождь осенний здесь не льет.

Упражнение «Незаконченный сюжет» (Ведущий каждой команде раздает желтый  листок бумаги с нанесенным на них карандашным изображением линий: на одном – прямая, на другом – кривая, на третьем – ломаная, на четвертом – 2 параллельные линии и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета).

Ведущий. Как хорошо вы умеете рисовать, а теперь посмотрим, как вы умеете картину оживлять…(Родители выходят в круг. Ведущий читает стихотворение «Живая картина» по строчкам  и предлагает всем «оживить» текст  движениями и голосом).

Игра-превращение «Живая картина». Живая картина в раме висит. Там облачко тает и клен шелестит. Там дождик бормочет. Там птица поет.
И каждое утро там солнце встает. И каждое утро оно нам поет…
Вот я и проснулось, всем вам…(улыбнулось). (Во второй раз игра  проходит на фоне музыки).

Ведущий. Пойдемте, погуляем, дружочка повстречаем.

Танец-приветствие (музыка по выбору педагога)

1 часть – все идут  врассыпную по залу.
2 часть – встречаются парами, играют поочередно ладошками друг с другом и затем кружатся парами.

Ведущий.

Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла…(Показывает корзину, накрытую платком).
Что в корзинке неизвестно, но ужасно интересно!
Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.

Игра с корзиной. (Под музыку корзину, накрытую платком,  передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (овощи, фрукты, листья, грибы). По окончании игры звучит музыка и на экране появляются картины Зимы (видеозаставка).

Ведущий (стоя у экрана «ловит снежинки») Я рукою, как пушинки ловлю белые снежинки.Белым пухом облака сыплют снегом…К нам пришла…

Все. Зима! (Ведущий легким движением руки достает  белое покрывало (акрил 3x3 м) и все участники берутся за его края).

Ведущий. Ветви белой краской разукрашу, брошу серебром на крышу вашу (ассистент выкидывает на покрывало из ведра снежные комочки)

Танец-игра  «Волшебное покрывало» (музыка по выбору педагога)

1 ч. – катают комочки с горки, удерживая на покрывале, 2 ч. – ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.

(В конце танца Ведущий с участниками сужают круг и собирают покрывало в середине вместе с комочками, образуя «сугроб»).

Ведущий. Пурга намела сугробы, каждый сугроб особый. Каждый сугроб теперь – словно уснувший зверь! Ведущий предлагает родителям собраться в свои команды (кружки) и шепотом называет образ сугроба, который они должны командой изобразить. Сугроб – верблюд, сугроб – лисица, Сугроб – медведь, сугроб – жар-птица. (Через определенное время каждая команда показывает свой сугроб, а другие участники должны угадать, созданный ими образ).

Ведущий. А что общего у верблюда и медведя, у лисицы и жар-птицы, у верблюда и жар-птицы, у медведя и лисицы? (Ответы участников).
Как в морозный денек, не заварить ли нам чаек? (Ведущий предлагает участникам сесть за столы) Чай душист, наварист, крут! В чем его нам подадут?

Пальчиковая игра «Чайничек» (с музыкальным сопровождением)

Чайничек (кулак левой руки перед собой),
крышечка (ладонь правой руки на кулак сверху).   
Крышечка (ладонь правой руки),
шишечка (кулак левой руки сверху на ладонь).
Шишечка (кулак левой руки),
дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке)
Дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке),
пар идет (указательным пальцем правой руки круговые движения вверх).
Пар идет (указательным пальцем правой руки круговые движения вверх), дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке).
Дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке),
Шишечка (кулак левой руки).
Шишечка (кулак левой руки), крышечка (ладонь правой руки).
Крышечка (ладонь правой руки), чайничек (кулак левой руки перед собой).
Звук наливания чая
– Буль-буль-буль-буль! Показываем чашечку  Пьем. …Аааааааааааааааа! (Повторяем в более живом темпе…)

Ведущий. Я гостей встречаю, чаем угощаю! Я – чайник-ворчун, всегда чаю хочу! Выставляю вам живот, носик вот и ручка вот. Правда, чайник бледноват, но это исправить каждый рад!

Продуктивная деятельность. «Укрась чайник»

(Ассистенты раздают шаблоны чайников белого цвета (1 на каждую команду), гуашь, печатки, палочки и другой бросовый материал для разукрашивания).

Ведущий. К нам на чай гости пришли, угадайте кто они?

Игра «Угадай, кто это?»

(Участник закрывает глаза. Ведущий держит перед его лицом  картину-образ (телевизор, ромашка, медведь) с вырезанным центром для лица. С помощью наводящих вопросов играющий пытается угадать, кому принадлежит его маска).

Звучит музыка. На экране видеозаставка «Весна».

Ведущий.

После долгой зимней стужи
Просыпайся ото сна,
Улыбнись лучами света,
Долгожданная Весна!

Весна по улице идет,
Цветочки распускаются,
А ручейки за ней бегут
И смехом заливаются.

(Ассистенты выводят своих участников в кружки.

Каждая команда встает в свой круг, держась двумя руками за резинки).

Двигательное упражнение с резинками.

Ведущий. Как весной красиво, красиво интересно. Топай, хлопай, повернись –  держась за резинку, участники по показу ведущего выполняют движения по тексту – И в сосульку превратись! (С повторением текста изменятся последняя строка: (в травку, в цветочек, в тучку) превратись!

На последней фигуре – тучке, ведущий предлагает изобразить одну большую тучу (участники образуют один большой круг).

Речедвигательная игра «Тучки-облака»

Ведущий. Посмотрите, тучки-облака…К нам они плывут издалека.

(На фоне музыки Ведущий по кругу передает тучи – синие полиэтиленовые пакеты с ручками). Днем и ночью по небу кочуют, пусть они у нас переночуют.( По показу педагога все надувают пакеты, закручивают их и завязывают ручки на узел).

Ну а утром я их разбужу – слегка потормошить за ручки, Ласково поглажу, причешу – погладить, расправить каждую ручку. Сяду сверху, – подбрасывают пакет вверх, Хлопну по плечу –  мягко дотронуться, Повернусь – кружение. И полечу… (Под музыку все летят врассыпную). Встречу дружочка на лету – участники встречаются друг с другом. Обниму, к себе прижму – обнимаются.
Полетала тучка, полетала и устала…(Все летят и садятся на стульчики за столы). Ну, что, тучки, понравилось вам летать? А теперь свое настроение попробуйте нарисовать. (Ассистенты предлагают участникам маркеры. Участники рисуют на тучках-пакетах свое настроение.
Затем команды называют настроения своих тучек). Звучит музыка. На экране видео заставка – «Лето».

Ведущий. А вот и лето – чудная пора, крикнем лету мы…(Ура!)
Нам и реки и леса дарят летом…(Чудеса!) Стала вся земля кругом ярким, красочным ковром.  Где под куполом небес зеленеет пышно лес, а вокруг растут цветы небывалой красоты! (Ассистенты команд ставят на стол коробку с разноцветными платками и разноцветными  резинками для волос).

Продуктивная деятельность «Укрась поляну»

(Участники команд, с помощью цветных платков разного размера и цветных резинок, должны украсить летнюю поляну).

Игра «Фантастические гипотезы»

Ведущий предлагает каждой команде ответить на  вопрос:

1.Что было бы, если цветы умели  разговаривать?
2.Что будет, если у цветов вырастут крылья?3.Что будет, если все цветы станут сахарными?4.Что было бы, если у  цветов  были  ноги?

Ведущий. Были бы у цветов ножки – побежали бы они по дорожке.

Под музыку все участники выбегают в общий круг.

Игра-превращение «Ребята – зверята» (на фоне музыки).

Ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,
На полянку выйдем погулять. (Все участники выходят в круг.)
На минуточку представим, что зверятами мы стали.
Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики. (участники выполняют движения по тексту)
Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.
Вот болото. Мы, ребята, прыгаем, как лягушата.
Мы болото оглядим и, как цапля, постоим.
Теперь к речке подойдем и, как рыбки, поплывем.
Из речки выбрались на мостик, изобразили лисий хвостик.
А вот ежик, весь в колючках. Как пыхтит ежонок-злючка?
Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку.
А теперь мне удружите: как собачка, послужите.
И девчонки, и мальчишки, вы веселые мартышки.
Льва представьте поскорей. Помните: он царь зверей!
Покажите высший класс: вы орлы у нас сейчас.
Кто же дальше? Это слон, тяжело ступает он.
Бабочками мы порхаем и забот совсем не знаем.
Запасы делает хомяк. А щеки надувает как?
Не устали? Все в порядке. Поскакали, как лошадки.
Посмотрите-ка на льдине симпатичные пингвины.
Теперь руки поднимите и змею изобразите.
Как из мультика енот, улыбнитесь во весь рот!
Вы, ребята, молодцы, заслужили похвалы!

Ведущий. Сколько разных зверей собрались на нашей полянке! И каждый хочет другу сказать что-то приятное на своем языке…

Игра «Абракадабра» (Участникам по очереди предлагается придумать необычный язык, на котором могут говорить, например, лягушка, заяц, лиса, медведь и др. Это может быть сплошная абракадабра).

Ведущий. Да, лето – чудная пора! Крикнем на прощание мы ему…

Все. Ура! Под музыку участники занимают свои места за столами.

Ведущий.

Пришла проверить вас пора…
Как по приметам узнаете свои вы времена?

Ритмическая игра – загадка «Времена года» (с музыкальным сопровождением).

(Участники команд, услышав загадку о своем времени года, озвучивают отгадку  игрой на предложенных каждой команде музыкальных инструментах).

Солнышко сияет ярко. Дед Мороз несет подарки.
Птицы с юга прилетают. Все на пляже загорают.
Грибы собрать пришла пора. Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают. Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки. В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед. Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит. А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет. Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели. Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец. А игре пришел конец!

Ведущий. Ну, вот и закончилось наше путешествие по временам года, а для вас, уважаемые родители, волшебное детское время. Хотя, может быть, сегодня вы снова захотите попасть в страну Детства с вашим ребенком и открыть ему те волшебные секреты, которые вы сегодня узнали.
Взрослые — стоит лишь к вам приглядеться,
и сразу увидишь, как много в вас детства.

В заключение тематического вечера, всем участникам предлагается ответить на вопросы: Какие интересные открытия они сделали для себя в ходе путешествия? Какие бы игры, в которые мы сегодня играли, вы использовали в совместной деятельности со своим ребенком?
Можно предложить родителям продолжить фразы: «Стихи можно не только читать и рассказывать, но и…(иллюстрировать движениями, голосом, можно их танцевать)». «Любой  материал (резинки, платки, полиэтиленовые пакеты и др.) может превращаться в…(цветы, тучку, травку и т.д.)»

– Дорогие родители! Фантазируйте, придумывайте, сочиняйте вместе с ребенком. Ваше сотрудничество не только поможет развитию творческого мышления ребенка, но и укрепит вашу дружбу и взаимопонимание.