Урок обучения грамоте "Весь мир – театр, а люди в нем – актеры". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создает система, разработанная нашим соотечественником, крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901-1977).

Целью обучения школьников он назвал достижение оптимального общего развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Под общим развитием он понимал целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника, причем каждому из этих компонентов придавал одинаково важное значение. Обучение по системе Л.В. Занкова ни в коем случае не отвергает и не принижает важности приобретения фактических знаний, необходимых каждому образованному человеку; оно только расставляет несколько иначе приоритеты, выдвигая на первый план усвоение прочных знаний и умений посредством продвижения ребенка в общем развитии.

По авторской концепции курса “Обучения грамоте” Н.В.Нечаевой по системе Л.В.Занкова обучение грамоте является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как “русская речь”, “русский язык”, “художественная литература”. Далее этот курс перерастает в курсы “Русский язык” и “Литературное чтение”.

В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине задачи обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они ориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности.

Содержание комплекта по обучению грамоте представляет широкую картину мира. Дети получают первые сведения об истории человека и языка, истории родной страны и ее сегодняшнем дне, о народах мира, о природе, о жизни города и деревни. Они встречаются со старыми знакомыми из сказок, мультфильмов, учат скороговорки, считалки, потешки, перевертыши, загадки, стихи и пр. Так дети с первых дней учебы погружаются в удивительный по своему разнообразию и богатству мир знаний, искусства, человеческих отношений и в предметный реальный мир.

Адаптация ребенка в школе теснейшим образом связана со сформированностью у него коммуникативных умений. Впервые в Азбуке ведется систематическая работа не только по развитию письменной речи, но и речи устной. Особую роль в этой работе выполняет рубрика “Театр”. Посредством разыгрывания пантомим с постепенным включением спонтанных детских высказываний школьники выйдут на осознание средств устного общения, научатся владеть своим голосом, жестами, мимикой, что прямо связано с пониманием и выразительностью чтения. “Театр” позволяет кому-то вспомнить, а кому-то узнать наиболее распространенные сказки, их сюжеты, раскрыть через инсценирование особенности каждого героя. Участие в “театре” дает очень важный социальный опыт, помогает установить деловые, доброжелательные отношения в классе.

Театр – одно из древнейших искусств человечества. Учителю, работающему по “Азбуке” Н.В.Нечаевой, открываются неограниченные возможности по ознакомлению обучающихся с миром театра. Это и история возникновения театра, и виды театров, культура поведения в театре, представление об устройстве театра и игре актёров. Учитывая возрастные способности обучающихся, весь материал преподаётся небольшими порциями и на необходимом уровне понимания.

Рубрика “Театр” проходит “красной линией” по страницам учебника, начиная с первых дней обучения грамоте. А так как имеется возможность варьировать материалом, расположенным на страницах учебника, то учитель может использовать возможность воспользоваться материалом на стр. 64-65 как заключительным этапом для изучения рубрики “Театр” в букварный период.

Урок “Весь мир – театр, а люди в нём актёры” был разработан мной, как заключительный урок по изучению рубрики “Театр”, на котором обучающиеся могли показать уже имеющиеся у них знания, а также узнать много нового и интересного из мира театра.

На уроке почти все ребята смогли почувствовать себя в роли актёров   (драматических, актёров кукол и даже оперных певцов). Яркая наглядность и неформальное общение оставило неизгладимое впечатление у детей об уроке. А домашнее задание в виде создания афиши помогло у многих из ребят раскрыть творческие и художественные способности.

Цели урока:

  • знакомство с миром театра;
  • воспитание культуры поведения в театре;
  • развитие творческих способностей детей.

Задачи урока:

  • создать условия для неформального общения и самовыражения ребёнка;
  • создать условия для эстетического вкуса.

Пособия:

  • разработка мультимедийного урока;
  • костюмы козы и волка;
  • входные билеты, звонок, карточки трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный);
  • буклеты;
  • куклы для спектакля “Колобок” (колобок, волк, заяц, медведь, лиса);
  • “Азбука” Нечаева;
  • афиши, нарисованные детьми для разных спектаклей;
  • ширма, большой сундук (там лежат костюмы и игрушки).

Ход урока

По звонку дети входят в класс и согласно своим билетам занимают места. В руках у них Азбука. Каждому входящему ученику учитель выдаёт “программку-буклет”.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный…
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

– Ребята, а кто догадался, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? /о театре/

– А что помогло вам догадаться? /билеты, программки…/ дальше поговорить о том, зачем нужны билеты и программки

– А что вы слышали прежде, чем войти в класс? /звонок/

– А что означает первый звонок в театре? /приглашение в зрительный зал/

– И сегодня наш класс превратится на короткое время в театр. Вы уже заняли места в зрительном зале. А сейчас я покажу вам, как выглядит зрительный зал в настоящем театре. /На слайде вид зрительного зала, а дети называют, как называются места/ при показе разных видов внутренних убранств театров очень коротко обращать внимание на особенности (важно эмоциональное отношение детей)

– А как называется место, где играют актёры и куда нельзя подниматься без разрешения зрителям? /сцена/ на слайде виды сцен и ребята вспоминают, где находятся рампа и оркестровая яма

– И сегодня мы с вами будем дальше говорить о театре, о том, какие бывают театры и о правилах поведения в нём.

– Известный писатель-драматург Уильям Шекспир сказал: “Вся наша жизнь – театр, а люди в нём – актёры”. Так что театр сопровождает нас всю нашу жизнь.

2. Повторение пройденного.

Звенит второй звонок. Дети отвечают, что обозначает второй звонок. /предупреждение о начале спектакля/ учитель предупреждает о том, что перед тем, как узнать что-то новое, ребята должны вспомнить о том, что они уже знают

– Скажите, а что такое ТЕАТР? /Зрелище/

– А кто и когда придумал театр? /Придумали греки полтысячи лет тому назад/

– А каким был тогда театр? /Действо проходило на улице перед сорока тысячами зрителей, играли только мужчины в масках с громкоговорителем/

3. Изучение нового материала.

Звенит третий звонок. Дети отвечают, что обозначает третий звонок. / начало спектакля/ учитель предупреждает о том, что сейчас ученики узнают что-то новое и интересное

– А прежде чем, узнать что-то новое и интересное, давайте повторим с вами правила поведения в театре. А зачем это нужно? Готовы пройти маленький тест на знание правил поведения в театре? На экране будут вопросы, а ответы будут обозначены определённым цветом. Поднимите карточку того цвета, ответ которой совпадает, по вашему мнению, с правильным.

1 вопрос. Тебе нужно попасть в театр к назначенному часу, как ты поступишь:

  • Придёшь пораньше?
  • Придёшь вовремя?
  • Придёшь тогда, когда все уже будут в театре, т. е. позже всех?

2 вопрос. Оказавшись в театре, ты будешь:

  • Кричать, петь, бегать, мешать своим товарищам?
  • Не мешать, не разговаривать громко, внимательно следить за игрой актёров.

3 вопрос. Тебе нужно добраться до своего места, при этом ты будешь:

  • Проходить спиной к сидящему.
  • Проходить вдоль ряда лицом к сидящему.

4 вопрос. Спектакль подходит к концу, ты:

  • За 5 минут до окончания пойдёшь одеваться.
  • Не встанешь с места, пока не опустится занавес.

5 вопрос. Самая лучшая награда для актёра:

  • Помидоры и тухлые яйца.
  • Цветы.
  • Аплодисменты.

– В современном мире для театров люди строят красивые, величественные здания и украшают их в зависимости от того, какие представления там показывают. /на слайде разные театры/

– Сегодня мы с вами поближе познакомимся с разными видами театров, а точнее с разными видами представлений. Откройте Азбуку на с. 64-65. Что изображено на этих страницах?

– И первый театр, который любят посещать даже очень маленькие дети – это театр зверей. В таком театре актёры – это звери. Скажите, а кто такие АКТЁРЫ? /Это те, кто показывает какое-то представление/

При рассказе о театрах учитель сообщает ту информацию, которая доступна детям.

Ниже представлен материал для учителя.

В Москве есть знаменитый театр зверей “Уголок дедушки Дурова”.

Весь мир знает цирковую династию Дуровых, основанную 145 лет назад Владимиром Леонидовичем Дуровым. Рано оставшийся без родителей Владимир вместе с младшим братом Анатолием увлекались акробатикой, цирком, убегали на народные гулянья посмотреть выступления клоунов в балаганах. Братья бегут в Тверь – в бродячий цирк Ринальдо, проходят трудную школу актерства, осваивают все цирковые профессии – акробаты, жонглеры, клоуны.
Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В Москве он покупает дом с садом и конюшней и 8 января 1912 года открывает "Уголок Дурова". В этом доме он прожил всю оставшуюся жизнь отсюда он уезжал на гастроли, здесь занимался научной работой. Дурову удалось создать учреждение, подобного которому нет в мире, поскольку здесь находился и "Театр Крошка", где выступали дрессированные животные, и обширный естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных. После смерти Дурова Уголок возглавила его жена – Анна Игнатьевна
С 1978 года руководила теперь уже "Страной чудес дедушки Дурова" правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Юрьевна Дурова. Она дрессировщик – работала с уникальными животными, многие из которых впервые попали в дрессуру – рысь, морские котики, сивучи, морские слоны, кинкажу, носуха, цапля и др. – она отдала 60 лет (первый выход на арену состоялся в 4 года).
"Страна чудес дедушки Дурова" признана национальной ценностью, одним из ведущих воспитательных центров России, несущих подрастающему поколению духовность и нравственность.

/Слайд с видом театра и представлениями в нём/

– Следующий театр, который любят посещать и взрослые, и дети – это театр кукол. рассказать о истории кукольного театра и показать на рисунках кукольные театры, а также действующих кукол

И знаменитый Московский театр кукол носит имя своего создателя Сергея Владимировича Образцова.

Среди многочисленных культурно-исторических, духовных богатств России имя Сергея Владимировича Образцова и созданного им Государственного Академического Центрального театра кукол знакомо каждому россиянину, а слава – гремит по всему миру. Бесспорным фактом является и то, что Театр Образцова – бесценное российское национальное достояние.
За семь десятилетий театр посетили миллионы детей и взрослых, десятки глав государств и правительств разных стран.

В 1931 году С.В.Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.

Музей театральных кукол при ГАЦТК им. С.В.Образцова был организован в сентябре 1937 года. Актер и режиссер А.Я.Федотов стал активным собирателем коллекций и первым директором музея.
Музей представляет собой единственное в России, одно из крупнейших в мире собрание театральных кукол всех известных систем от античности до наших дней, ценнейших архивных материалов и редчайших письменных документов, специализированной литературы и других раритетов.
Более 3,5 тысяч театральных кукол и атрибутов кукольных представлений из 60 стран мира.
Уникальные материалы по истории мирового и российского театра кукол: около 8 тысяч афиш и плакатов, программ спектаклей, эскизов декораций и костюмов, чертежи, рукописи, фотографии, негативы и слайды, видеоматериалы и кинофильмы, личные фонды и архивные материалы ГАЦТК – всего более 135 000 единиц хранения.
На сегодняшний день в витринах музея расположилось более 700 кукол из 60 стран мира. Наш музей – это не мертвое собрание кукол. Это – живые произведения искусства, которые мы с удовольствием показываем в действии.
Посетители нашего Музея смогут не только посмотреть кукол, увидеть, как они устроены и как с ними работают актеры, но и увидеть на видео лучшие спектакли легендарного Театра Сергея Образцова. /на слайде вид театра снаружи, внутри и знаменитых кукол/

Сейчас я предлагаю вам побывать в роли актёров-кукловодов и показать часть спектакля по русской народной сказке /начало сказки ребята рассказывают по картинкам/

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушка
Опять навострила ушки.
И снова меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходит сказка…

Ребята с помощью кукол разыгрывают сценку

– Существует ещё один необычный театр. Когда-нибудь вы оказывались в комнате, освещённой только свечой. А на стены предметы отбрасывали разные причудливые тени. А кто-нибудь из вас пытался создать с помощью рук разные фигурки. Так вот, существует театр теней, где люди с помощью света и прозрачного экрана создают невероятные фантастические картины. /на слайде несколько картин театра теней/ учитель с помощью света показывает разные фигурки животных

– Есть театры, где актёры только танцуют. И всё представление показано в танце и музыке. Кто знает, что это за представления? /если дети не догадываются, то учитель показывает несколько фото, и ребята должны узнать балет/

– А есть театр, где актёры только поют, и не говорят ни слова. Даже обычную фразу они не произносят, а поют. /Дать прослушать фрагмент оперы “Волк и семеро козлят”/

Из какой сказки эти слова?
Это авторская или народная сказка?
Кто является действующими лицами этой сказки?
Кого вы слышали только что?

Дети пробуют пропеть небольшой текст:

– Здравствуй, Ева!

– Здравствуй, Настя!

– Пойдёшь сегодня гулять?

– Да, когда сделаю уроки!

– В драматическом театре (самом распространённом виде театров) могут быть представлены спектакли как для детей, так и для взрослых. В таких театрах мы можем посмотреть сказку, комедию, трагедию. /Объяснить попутно значение этих терминов и обратить внимание на билеты и программки, где показаны два вида масок/

– А сейчас вернёмся к страницам учебника. Найдите там, пожалуйста, сцену и прочитайте текст.

Из какой сказки эти слова?
Чьи слова вы только что прочитали?
А кто ещё говорил эти слова?
Зачем?

/Дальше вопросы по краткому содержанию сказки/

– А сейчас я предлагаю вам побыть в роли драматических актёров. И прежде всего, выучите слова монолога /что такое монолог/ проверить знание текста у нескольких учеников

А теперь выбранный актёр или актриса проходят в актёрскую уборную /место, где актёр переодевается и наносит грим перед спектаклем/ и готовится стать либо козой либо волком.

Несколько учеников представляют монолог, а реакция детей АПЛОДИСМЕНТЫ (лучшая награда для актёров)

– А есть театр, где три вида театров – драматический, опера и частично балет соединились в одном. По картинкам учебника найдите название этого театра. /оперетта/ Да, действительно, в этом театре актёры и поют, и танцуют, и говорят.

– А есть театр, который вы можете устроить сами у себя дома. Можете самостоятельно создать декорации, написать сценарий или использовать уже известные сказки, а также выступать в роли костюмеров, гримёров и, конечно, актёров… Это НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР. И когда вы немного подрастёте, то на уроках труда и рисования мы с вами создадим такой театр. /Рассмотреть картинку в учебнике/

– Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на этом уроке? Что вы узнали нового? А что бы вы хотели ещё узнать о театре или научиться чему-нибудь, связанному с театром и театральной жизнью? А какой театр вы бы хотели посетить в ближайшее время? /ответы детей/

– Домашним заданием для вас будет нарисовать афишу для спектакля “Колобок”, заготовки лежат на ваших партах. Да, кстати, а что такое “афиша”? Для чего она нужна? Какая размещается на ней информация? /ответы детей/

– На переменке рассмотрите афиши, которые делали своими руками другие дети для других спектаклям.

– А закончить урок я хочу той же фразой, что и прозвучала в начале урока: “Весь мир – театр, а люди в нём – актёры”. И пусть она пока не совсем понятна вам до конца, но со временем вы поймёте её глубокий смысл.

Закончен урок,
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам!

Список используемой литературы:

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – М.: АРКТИ, 1998
  2. Безымянная О.В. Школьный театр. – М.:Рольф, 2001
  3. Богуславская Н.Е., Кунина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург, 1997
  4. Генералова И.А. Интегрированный предмет “Театр”, или воспитание искусством. – М., 1997
  5. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализрованной деятельности. – М.: Просвещение, 1998
  6. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: “Фолио”, 2005

Приложения