Урок письма и развития речи в 8-м классе "Закрепление знаний о правописании окончаний глаголов I и II спряжения"

Разделы: Коррекционная педагогика


ЦЕЛЬ. Закреплять умение различать и правильно писать окончания глаголов I и II спряжения независимо от ударения.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательная: знать, что такое значит спряжение глагола; сколько спряжений различают в русском языке; как определить спряжение глагола; уметь различать и правильно писать окончания глаголов I и II спряжения, используя правило проверки безударных личных окончаний глаголов;
  • Коррекционно-развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи; работать над развитием произвольного внимания; развивать речь учащихся;
  • Коррекционно-воспитательная: воспитывать навык самоконтроля; чувство взаимопомощи; интерес к изучению русского языка; воспитывать положительную мотивацию к учению.

Речевой материал: секретарь, бандероль, швея, отечество, квитанция.

Оборудование:

  • учебник "Русский язык 8 класс" Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, "Просвещение", 2006 г.,
  • мультимедийная презентация,
  • карточки для индивидуальной работы,
  • памятки для учащихся "Спряжение глагола",
  • рабочие тетради

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)

2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (Слайд 1, 2, 3 ) (2 мин)

Сообщение темы урока. Постановка задач урока. Запись в тетради числа, темы урока

Учитель. Тема нашего урока "Закрепление знаний о правописании окончаний глаголов I и II спряжения". Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием окончаний глаголов. Как вы думаете, какие задачи нам нужно решить во время нашего урока ( вспомнить, что такое спряжение, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения, как проверить безударные окончания глаголов, провести словарную работу)

Словарная работа: "Оживи слова" (Слайд 4,5) (7 мин)

Учитель. В словах пропущены все гласные буквы, восстановите слова. Записывать слова столбиком. Поставьте ударение, определите род, склонение: скртрь, бндрль, шв, тчств, квтнц. Секретарь, бандероль, швея, отечество, квитанция.

Учитель. Объясните значение слов.

Учитель. К существительным отечество, швея подберите глаголы, определите спряжение (запись на доске, объясняют, какого спряжения глагол, доказывают)

Отечество любят, оберегают, защищают. Швея шьёт, распарывает, кроит.

Словарно-орфографическая работа. (Слайд 6,7,8) (3 мин)

Учитель. Что же такое спряжение глагола? Сколько спряжений различают в русском языке? Какие окончания имеют глаголы I спряжения? Какие окончания имеют глаголы II спряжения? Как поступать, если окончание глагола безударное? (Таблица, памятки)

Учитель. Выполняем такое задание. Нужно подобрать выражения - синонимы

(спросить, что такое синонимы). Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов (раздаются карточки по типогруппам)

Дремл.т держ.т язык за зубами
Убега.т клюёт носом
Молчит унос.т ноги

(Выполнение работы, проверка, объяснение)

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (2 мин) (Слайд 9,10,11,12,13)

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (15 мин) (Слайд 14,15,16,17,18)

Учитель. Сейчас мы работали с глаголами: дремлет, убегает, молчит. Какие действия называют эти глаголы (дремлет - состояние человека, убегает - движение, молчит - действие, связанное с отсутствием речи). Глаголы могут называть различные действия. Сейчас мы будем выполнять упражнение, в котором будем использовать глаголы, обозначающие звуки и, конечно, будем работать над правописанием окончаний глаголов. Я хочу, чтобы вы послушали некоторые звуки, определили, что они означают. Это вам поможет в выполнении упражнения.

Слушают звуки, определяют: звенит будильник, скрипит дверь, шумит транспорт, хрустит снег, стучит дождь, журчит ручей, хлюпает вода, шумит листва, крякает утка, жужжит пчела, стучит сердце.

Откройте учебник на странице 188, упражнение (записывают) № 267. Чтение задания. Разбор задания. (Слайды с природой к каждому абзацу) Выделяют главную мысль. Глаголы, имеющие безударные окончания - проверяют подбором неопределённой формы. Запись текста (слабым - только 2 абзаца). Определить спряжение вставленных глаголов. Проверка - зачитывают только глаголы, спряжение.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ (5 мин) (Слайд 19,20)

Учитель. Сейчас я предлагаю вам проверить свои знания о глаголе, выполнить небольшой тест. Я читаю вопрос, а вы, если ответ правильный, зачёркиваете №.

Глагол - это часть речи, которая, обозначает действие предмета?

Глаголы изменяются по числам?

Глаголы I спряжения имеют окончания -ет, ете, ешь, ут(ют)?

Глаголы II спряжения имеют окончания -ит, ишь, ите, ат (ят)?

Глаголы пишем, танцуете, играют - относятся к глаголам II спряжения?

Если у вас осталась не зачёркнутой цифра "5", значит, вы правильно выполнили тест.

5. ИТОГ УРОКА, ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (5 мин) (Слайд 21, 22)

Учитель. О чём на уроке говорили? Что вы можете сказать об уроке: Сегодня на уроке:

1) Я научился

2) Было интересно

3) Было трудно:

Учитель. Домашнее задание стр. 188, № 268 (чтение задания)