Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Юный художник". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Данный курс состоит из трёх разделов.

I раздел: “Волшебная кисточка” (декоративно-прикладное искусство).

II раздел: Уроки Карандаша.

III раздел: “Весёлые краски” (нетрадиционные приёмы рисования).

Декоративное рисование можно использовать при решении воспитательных и образовательных задач.

Во-первых, рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте.

Во-вторых, волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна.

В-третьих, очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

В-четвёртых, детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц).

В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды).

При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка – на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи.

Овладение необходимыми для него техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное – мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся “держать” линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии – палочки, волнистые – элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи.

Уроки Карандаша помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием будут многократно повторять то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок будет испытывать эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения.

В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов.

Раздел “Весёлые краски” поможет педагогу ввести ребёнка в мир изобразительного творчества. У ребёнка разовьётся чувство цвета, он освоит различную технику рисования, постигнет способы изображения предметов, природных явлений, научится создавать выразительные образы. У ребёнка будет развиваться фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус.

Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать – делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир – мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать.

Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель программы курса “Юный художник” - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты.

К концу первого года обучения дети должны:

  • знать названия цветов и оттенков;
  • знать элементарные правила смешения цветов;
  • познакомиться с тёплыми и холодными тонами;
  • узнать о влиянии цвета на настроение;
  • освоить различные техники рисования;
  • применять приёмы рисования кистью;
  • узнавать главные элементы народной росписи;
  • познать разнообразие и богатство культуры родного народа, усвоить традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение;
  • свободно работать карандашом;
  • рисовать с помощью схем и алгоритмов.

Тематическое планирование

1 час в неделю.

Всего: 33 часа.

№ п/п № в теме урока Тема занятия Кол-во часов Задачи занятия Материал Дата
I раздел.
“Волшебная кисточка” (декоративно-прикладное искусство). 8 ч
1 1 “Волшебные узоры” 1 Познакомить с разнообразием изделий, орнаментов, созданных руками народных умельцев. Учить находить сходство и различие между элементами рисунков на предметах, видеть красоту декоративного узора. Различные изделия, украшенные декоративным узором.  
2 2 “Сказка про теплые и холодные краски” 1 Познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные и теплые тона, формировать представление об основных цветах и учить самостоятельно - путем смешивания – получать различные оттенки и цвета. Побуждать к поисковой деятельности (получать различные оттенки цветов, находить заменители красок, например мел, угольки и т.д.) Книга О.Нересовой

“ Сказка про краски теплые и холодные”

( М.: Малыш, 1979). Палитра, гуашь, акварель, кисти. Хохломские, гжельские, городецкие изделия. Картинки, изображающие предметы декоративного искусства.

 
3 3 “В мастерской народных умельцев” 1 Познакомить с предметами, которыми пользуется художник (Мольберт, палитра). Учить находить сходства и отличие произведений живописи и изделий народных мастеров. Дать понятие орнамента и его основы. Картинки с изображением мастерской художника и мастерской народного мастера, например дымковского. Изделия народного творчества.  
4 4 “Рисуем осень” 1 Учить передавать красоту осени, используя сочетание красок и повторяющиеся элементы орнамента. Учить подбирать к орнаменту предмет, который символически отображает сюжет (желтые листья, дождик, ягоды и т.д.) Картина С. Морозова “Золотая осень”, жостовский поднос “Золотая осень”. Бумага разной формы и цвета, штампы ягод, листьев, краски акварельные, гуашь, кисти.  
5 5 “Чудо-игрушки” 1 Познакомить с изделиями дымковских мастеров. Рассматривать элементы дымковского узора, способы их чередования. Учить использовать различные возможности кисти ( рисовать ее концом, ворсом, обратной стороной). Учить рисовать пальцами, продумывать варианты использования своих работ. Изделия дымковских мастеров. Плоскостные силуэты фигур для прорисовки, гуашь, кисти различных номеров.  
6 6 “Украсим барышню” 1 Учить самостоятельно украшать плоскостную фигуру дымковским узором, подбирая элементы и цвет. Воспитывать аккуратность в работе с краской. Гуашь, кисти, подставки, плоскостные фигуры, образцы дымковских узоров.  
7 7 “Хохломские чародеи” 1 Знакомить с изделиями хохломских мастеров, показать красоту, своеобразие хохломской росписи. Предметы хохломских мастеров, картинки с изображением хохломской посуды; посуда картонная, бумага, краски.  
8 8 “Хохломская роспись – алых ягод россыпь” 1 Познакомить с приемами рисования ягод, травки, листьев на плоскостных фигурах (посуда). Закрепить умение тонировать бумагу. Плоскостные фигуры различных предметов посуды, образцы элементов хохломской росписи, кисти, акварель, гуашь.  
II раздел. “Уроки Карандаша”. 10 ч
9 1 “Как нарисовать василёк” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
10 2 “Как нарисовать мухомор” 1 Развивать графические навыки. Отрабатывать уверенное движение руки. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
11 3 “Как нарисовать малину” 1 Развивать графические и технические навыки. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
12 4 “Как нарисовать зайчика” 1 Развивать графические и технические навыки.

Выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно изобразить на бумаге.

Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
13 5 “Как нарисовать дракончика” 1 Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
14 6 “Как нарисовать снеговичка” 1 Развивать способность управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
15 7 “Как нарисовать шишку” 1 Отрабатывать свободное и уверенное формообразующее движение. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
16 8 “Как нарисовать ёлку” 1 Продолжить освоение технических навыков и формообразующих движений. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
17 9 “Как нарисовать яхту” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
18 10 “Как нарисовать автомобиль” 1 Развивать графические навыки. Учить рисовать с помощью алгоритмических схем. Бумага, простой карандаш, ластик, цветные карандаши или краски.  
III раздел. “Весёлые краски”. 15 ч
19 1 “Смешай краски” 1 Научить смешивать краски, добиваться нужного оттенка. Палитра, краски, бумага, кисти, вода.  
20 2 “Монотипия” 1 Учить работать в технике монотипии. Развивать аккуратность. Бумага, краски, кисть.  
21, 22 3 “Мраморные узоры”: “Бабочка- красавица” ; “Беда: лес горит!” 2 Показать цветовые чудеса, которые можно создать, смешивая краски. 4 листа бумаги, краски, кисти.  
23, 24 4 “Трафаретные чудеса” 2 Научить использовать шаблоны и трафареты для создания своих картин разными способами. Дать возможность “поиграть с цветом”, создавая самые разные его комбинации. Трафареты, шаблоны, скрепки, тампоны, краски, бумага.  
25 5 “Рисуем небывалочки” (Огородная семья) 1 Научить изображать красками округлые формы. Побуждать придумывать и рисовать свои смешные картинки. Закрепить умение, используя освоенные приемы рисования. Загадки про овощи, иллюстрации смешных картинок. Бумага, акварель, кисти.  
26, 27, 28 6 “Рисуем пальчиками и ладошками” 3 Познакомить с приемом рисования пальчиками и ладошками. Развивать выдумку и фантазию. Бумага, краски, собственные пальцы и ладони.  
29 7 “Весёлые кляксы” 1 Учить видеть в причудливых узорах известные предметы. Развивать фантазию. Бумага, краски, кисти.  
30, 31 8 “Прижми и отпечатай” 2 Научить пользоваться печатями, оставлять на бумаге разноцветные отпечатки кубика, спичечного коробка, донышка стакана и т.д. Развивать выдумку и фантазию. Кубики, коробки, стаканы, пузырьки и другой подручный материал. Бумага, краски, вода, кисти, палитра.  
32 9 “Печатаем цветы и травы” 1 Выполнить отпечатки различных растений, используя природный материал. Листы бумаги, краска, кисти, травинки, веточки, цветочки.  
33 10 “Пузырьки рисуют сами” 1 Познакомить еще с одной нетрадиционной техникой рисования. Выполнить “воздушные”, “прозрачные” изображения с помощью жидкости для мытья посуды или шампуня. Развивать творчество и фантазию. Средство для мытья посуды или шампунь, бокал, гуашь, трубочка, бумага, кисти, краски.  

Используемая литература

  1. Журнал “Дошкольное воспитание” №4 2006 г.
  2. Журнал “ПедСовет” №8/1997 г.
  3. Л.В. Куцакова. Мама, я умею рисовать. Москва. “Мой мир”. 2008 г.
  4. О. Никологорская. Волшебные краски. Москва. “АСТ-ПРЕСС”. 1997 г.
  5. Н. Шайдурова. Весёлые превращения. Барнаул. 2009 г.
  6. Школа рисования для малышей. Москва. “РОСМЭН”. 2005 г.
  7. Я учусь рисовать. Дикие животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
  8. Я учусь рисовать. Домашние животные. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.
  9. Я учусь рисовать. Сказочные герои. Москва. “Стрекоза-Пресс”. 2007 г.