Урок по теме "Размещение предприятий на территории России"

Разделы: География


Цели урока:

Опираясь на ранее поученные знания, учащихся совершенствуют логическое мышление, правильность выбора местности для размещения промышленного производства (малого предприятия) с учетом геологических особенностей территории, экологической безопасности, рационального использования природных богатств. И на этой основе получения максимальной прибыли для предприятия.

Задачи урока:

1. Образовательные: Обобщить знания учащихся о размещении промышленных предприятий, закрепить понятия: по терминам, умения сопоставлять и заполнять таблицу. Совершенствовать вычислительные навыки, умения работы с картой

2. Воспитательные: формировать чувство коллективизма через совместную творческую деятельность.

3. Развивающие: учить работать в группе, формировать коммуникативные компетенции учащихся; умение работать с дополнительными источниками информации; развивать умение применять полученные знания при выполнении творческих заданий; продолжать формирование умений работать с географической картой, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Тип урока: Деловая игра в виде заседания клуба деловых встреч

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая..

Методы обучения: частично-поисковый, наглядно иллюстративный,

Межпредметные связи: экономика, математика, черчение, экология, история.

Оборудование: карты географические, презентация, карта-схема предприятия карточки с заданиями, таблица.

Тип урока: урок – деловая игра.

Подготовка к уроку: предварительно подбирается группа экспертов: эколог, экономист, топограф, юрист.

Для ведения протокола заседания избирается секретарь, который предоставит нам письменный отчет о проделанной работе

(Класс поделен на 3 команды)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим заседание “Клуба деловых встреч” на котором вы почувствуйте себя начинающими бизнесменами. А в будущем, возможно, ваше имя может ассоциироваться с финансовым семейством Рокфеллеров или русским предпринимателем Прохоровым. И это начало вы можете положить уже сегодня.

2. Вступительное слово учителя:

И так, господа! Вам предстоит открыть свое “дело”.

Будет ли это небольшое предприятие или завод, а возможно, создадите свою туристическую фирму. Решать вам. (Этот вопрос вы обговаривали заранее в своих группах).

Для оценки вашей деятельности создана экспертная группа в составе: эколога, экономиста, топографа, юриста(3 чел). Комиссия в ходе заседания поможет оценить лучший проект,.

И так, начинаем нашу работу. Представителей команд прошу подойти к столу экспертов и вытянуть порядковый номер очередности предоставления вашего предприятия.

(Согласно порядковым номерам) учащиеся знакомят со своими проектами, где указано:

3. Выполнение учащимися индивидуального и коллективно различного рода заданий

  1. Название предприятия.
  2. Общие сведения о предприятии. :почтовый адрес, местоположение. Объяснение целесообразности размещения в том или ином районе( местности).
  3. Карта-схема предприятия с ниже перечисленными объектами: структура предприятия, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов – жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей (подъездных путей). 
  4. Предоставить рекламу выпускаемой продукции.

(Идет защита проекта. Эксперты задают вопросы по проекту).

Эколог:

Каждый предприниматель в своей деятельности должен быстро и четко принимать ответственные решения. Могут сложиться непредсказуемой ситуации (вспомните события на АЭС в Японии, Саяно –Шушенской ГЭС, разлив нефти в Мексиканском заливе и другие), все это нанесло непоправимый ущерб экологии. И чтобы найти выход из сложившейся ситуации и не допустить подобных катастроф, необходимо быть грамотным специалистом и уметь решать различные задачи.

(Cлайд)

Экономист: Проверим знания по математике.

(Учащиеся в группах решают данные задачи)

Задача №1

Известно, что главными источниками загрязнения атмосферы являются промышленные отходы и выбросы, автомобильный и воздушный транспорт, радиоактивные элементы при авариях на атомных станциях.

В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125–500 мг/м32 при норме 3 мг/м? Во сколько раз превышена норма?

Задача №2

Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Так, дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м.

Эколог: А какие у Вас предусмотрены мероприятия по охране окружающей среды? надеюсь, что при создании предприятия вы не превысите экологические нормативы.

(Будущие бизнесмены называют свои предложения по безопасности используемого сырья в промышленном производстве для населения, планирование и финансирование природоохранительных мероприятий; установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов).

(Комиссия оценивает задание)

Юрист:

Каждое предприятие имеет штатное расписание, где указан перечень должностей и другие данные, а ваша задача – путем перестановки букв определить должности работающих

(Использовать все буквы).

  1. Диркет О. Р. –
  2. Ратькер С.Е.
  3. Щироцу Б.А
  4. Бутерга Х.Л.
  5. Чибор А.Е.
  6. Дерова Т.В.

(Эксперты проверяют задание).

Используя штатное расписание показать средством пантомимы деятельность своего предприятия. (физминутка).

4. Проверка выполнения работ учащихся.

Экономист: Главными показателями работы предприятия является прибыль, рентабельность. Но и другие экономические показатели важны.

№ по/п

Термин

Ответ

Определение термина

11 Себестоимость   Отношение произведённого продукта (ВВП) к затратам (труд, земля, капитал). 1 4
2 Прибыль   Затраты, израсходованная сумма 1
3 Издержки производства   Количество изделий выпущенных (изготовленных) в единицу времени 14
4 Рентабельность   Это орудия, с помощью которых человек воздействует на предмет труда 5
5 Амортизация   Сырье, материалы 13
6 Производительность труда   Процесс перенесения стоимости с постепенно изнашивающихся основных средств на себестоимость ценной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. 3
7 Модернизация производства   Относительный показатель финансо– а-вых результатов, полученных пред– -приятием за отчетный период 9
8 Интенсивный   Получение высоких результатов за с счет расширения площадей 2
9 Экстенсивный   Напряженный, усиленный, дающий высокую производительность 6
1 10 Средства труда   То, на что человек воздействует своим трудом и изменяет его. 10
11 Реконструкция предприятия   Совершенствовать, сделать отвечающим современным требованиям обору дование 12
12 Оборотные средства   Здания, сооружения 16
13 Предметы труда   Средства труда+предметы труда 11
14 Средства производства   Коренное переустройство предприя ятия 8
15 Основные фонды   Стоимость – себестоимость/сумма на которую доход превышает затраты 15
16 Эффективность работы   Стоимость затрат внутри производства 7

Топограф:

Продукция вашего предприятия надеюсь, будет пользоваться спросом, и ее реализация будет осуществляется не только на месте, но и в других городах.

Вам необходимо выполнить еще одно задание ::из ключевых слов (карточки в конвертах) составить города.

Команда, нашедшая первой тот или иной город в соответствии с его координатами, прикрепляет пунсон (магнит) на настенной карте.

Приступили к работе.

Таганрог, Севастополь, Волгоград, Вологда, Орехово-Зуево, Астрахань, Серпухов, Луховицы, Волхов.

(Эксперты проверяют задание, секретарь ведет протокол).

Учитель: Некоторые города изменили свое название, поэтому их не найти на новых картах. Проверяю ваши знания по истории и географии

.Найти соответствие между названиями городов, заполнить таблицу

СТАРОЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДА НОВОЕ НАЗВАНИЕ ГОРОДА
Горький  
Царицын  
Загорск  
Жданов  
Фрунзе  
Киров-  
Сталинск  
Ворошиловград  
Чкалов  
Куйбышев  
Орджоникидзе  
Екатеринослав  
Свердловск  
Козлов  
Калинин  
Стаханово  
Симбирск  

Новокузнецк, Нижний Новгород, Вятка, Оренбург, Владикавказ, Ульяновск, Бишкек, Сергиев-Пасад, Сталинград-Волгоград, Самара, Жуковский, Тверь, Мичуринск, Луганск, Днепропетровск, Екатеринбург, Мариуполь

5.Оценка результатов работы урока

Учитель: заканчивая наше заседание, мне бы хотелось услышать мнение экспертов. Готовы ли участники клуба деловых встреч открыть свое дело? Слово экспертной комиссии.

Заслушиваются эксперты. Протокол зачитывает секретарь.

Анализ работы комиссий дает учитель.

6. Подведение итогов:

Работали все сегодня хорошо и убедили нас в том, что вы готовы открыть свое дело.

7. Задание на дом:

Придумайте новый вид товара или услуги, который бы пользовался широким спросом покупателей независимо от пола и возраста в XXI веке.

Критически рассмотрите свое предприятие, если считаете, что возможны риски по сбыту продукции, внесите коррективы. Составьте план реализации продукции.

У кого-нибудь есть вопросы по домашнему заданию?

Урок окончен.

Учебник: Алексеев География, М, Просвещение, 2009.

Интернет ресурсы.