Игрушки народов Ямала

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • сформировать представления у учащихся о традиционной игрушке обских угров;
  • показать практическое значение игрушек и их роль в традиционной педагогической культуре народов Ямала;
  • приобщить учащихся к глубинному наследию коренных народов с целью реализации в дальнейшем преемственности поколений;
  • воспитывать внимательное и ответственное отношение к народным традициям;
  • формировать нравственные основы личности, её духовный потенциал, национальное самосознание;
  • развивать у учащихся творческие и физические способности, логическое мышление и эстетический вкус.

Оборудование:

  • Традиционные ханты игрушки из различных материалов (ткань, сукно, дерево, глина).
  • Сумка женская для рукоделия.
  • Иллюстрированный материал: фото, рисунки.
  • Видеомагнитофон.

Ход занятия

I. Организационная часть.

II. Вводная беседа.

Ханты легенда о сотворении Земли и людей.

Когда ещё не было куклы богов, когда ещё не было куклы людей, по этому озеру, по этому времени Торум Великий путешествовал…

По легенде народа ханты, до сотворения мира Бог Торум был погружен в раздумья. Время  из времени он выходил из своего верхнего золотого дома и прогуливался по доске, лежавшей  рядом с порогом. Однажды из упавшей сверху капли вышла девочка, ставшая женой Торума. Вскоре у них родился сын. Однажды, играя на пред дверной доске, он высыпал вниз землю, которая стала сушей. Спустившись с неба в люльке, мальчик вылепил из земли первых людей: мужчину и женщину. Когда он дунул на них, они ожили.

Оказывается, Земля и люди появились в процессе игры. Поэтому игру можно считать очень важным занятием. Игра и игрушка – непременные участницы жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка – зеркало жизни». В процессе игры можно отразить жизнь человека. Прежде чем стать взрослыми, дети играют свадьбу. Часто взрослые разыгрывают боевые турниры, выигрывают спортивные соревнования, играют в театрах, в компьютерные и интеллектуальные игры, но прежде всего человек играет в детстве.

III. Беседа по содержанию.

– Ребята, когда вы берёте в руки игрушку?

– Действительно, когда становится скучно. Игра несёт много радости и веселья. Недаром ханты говорят, что не от еды дитя растёт, а от радости. Детям старшие наказывают: «Пока молоды, играйте, веселитесь, чтобы вспоминать и радоваться в старости».

– Рассказывали ли вам родители, а может, старшие братья, сестры о своих любимых игрушках, играх? С какими чувствами они рассказывают об этом?

– Как вы думаете, когда появились на Земле первые игрушки.

IV. Древние истоки игрушки.

Оказывается, игрушки появились в глубокой древности. Взрослые в любые времена старались утешить или развлечь своих детишек. Родители и сами дети изготавливали игрушки из глины, дерева, камня, из костей животных, шкур и кожи. На местах древних поселений археологи находят маленькую глиняную посуду, топорики и другие орудия труда, фигурки, изображающие птиц и зверей. Есть среди них фигурки, очень похожие на людей, сделаны они из глины или дерева.

V. Куклы богов.

Кроме кукол людей, существуют и куклы богов. В них вселяются духи, которые защищают людей от болезней, зла, неудачного промысла. Такие куклы священны. Взрослые за ними ухаживают, приносят им подарки, шьют одежду по сезонам и даже делают для них маленькую посуду. Для взрослых это не игра, а священный обряд почитания духов и предков, которые уходят в нижний мир. Вы подрастаете, и ваши родители обязательно вам расскажут о куклах богов, вы сами будете участвовать в священных обрядах и научите этому своих будущих детей.  Давным – давно взрослые решили, что у детей тоже должна быть кукла, но для игры. Она должна выглядеть так же, как и сами люди, но у неё не должно быть лица. Традиционные ханты куклы не имеют лица.

– Почему куклы обских угров безликие? (Игрушку нельзя делать полностью похожей на живое существо, чтобы в неё не вселились злые духи. Такая кукла может навредить ребёнку).

VI. Архаичная кукла обских угров.

У самой древней хантыйской куколки голова сделана из клюва водоплавающей птицы, с прилегающей к ней шкуркой. На неё нашивались вертикальные цветные полоски из сукна, сверху надевалась меховая одежда, такая же, как у взрослых. Может быть, голова из клюва птицы связана с образом женской богини Калтащ – «Земной матери», «Нижнего мира (земли) матери». Ханты и манси изображают Калтащ в образе гусыни, утки. Калтащ оберегает душу новорожденного, заботится о людях, отмеривает жизненный срок. Существует много вариантов таких кукол. Голова из клюва лебедя обозначает шамана, большого гуся – мужчину, маленького гуся – «главную» женщину, маму, уточки – невесту, темный с наростами – бабушку.

VII. Выставка традиционных кукол.

По сей день у ханты и манси дети играют тряпичными куклами. У обских угров кукла называется «акань».

– Посмотрите на выставку кукол. Вы обратили внимание, что все они разные. Как вы думаете, почему? В чём отличия?

VIII. Рассказ учащихся о куклах.

– Девочки, расскажите, как играют с такой куклой, как относятся к ней? Можно ли её дарить? Что делать, если кукла порвалась или её испортила мышь?

С древности игры и игрушки учили детей труду и правилам поведения. Через игры и игрушки открывали для себя мир и ценности своего народа. Кроме этого, они служили отличным средством отдыха и развлечения. Народы Ямала – оленеводы, рыбаки и охотники. Поэтому дети часто играют с настоящими орудиями охоты и рыбной ловли. Капканы, чирканы, самострелы – все эти игрушки обучают труду.

IX. Игры и игрушки мальчиков.

Игрушки и игры мальчиков можно разделить на 4 группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребенок получает нож и учится работать топором и другими простыми инструментами. В качестве игрушек раньше часто делали детские луки со стрелами.

У маленького мальчика среди игрушек всегда есть настоящие маленькие капканы, части ловушек и прочие мелочи.

X. Игрушки девочек.

Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.  В 10 – 12 лет девочка у северных народов должна освоить много женских умений: выделку оленьих шкур, рыбьей кожи, выделку берестяной утвари. Игрушки позволяют передать традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей. Считается, что девочка, умеющая хорошо делать игрушки, будет хорошей хозяйкой и мастерицей. Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство.

XI. Практическая часть урока.

Кукла всегда рядом с девочкой. Но если случайно она осталась дома, то в дороге можно сделать новую куклу из платка или просто из отрезка ткани. И даже из конфетных фантиков.

XII. Обобщающая часть.

– Почему девочки играют в куклы?

(Девочка будущая хранительница семейного очага, мать. В ней воспитывается хозяйственность, мастерство в изготовлении одежды, обуви, утвари, женственность, доброта, скромность).

– Какое значение имеют игра и игрушки в жизни детей?

(Не только развлекают, но и учат взрослой жизни. «Cкажи мне, во что ты играешь, и я скажу, кем ты будешь».)

XIII. Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1 вариант – нарисовать любимую куклу.

2 вариант – сшить куклу для уроков КНЯ.