Словарная работа на уроках русского языка и логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Словарный запас человека характеризуется как с качественной, так и с количественной стороны. К моменте поступления в школу (в 6-7 лет) ребёнок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в средние классы словарь младшего школьника увеличивается до 7000-12000.

С одной стороны при поступлении в школу ребенок уже обладает достаточным  словарным запасом, который дает ему возможность овладевать всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие закономерности, действующие в русском языке. С другой стороны, к началу обучения в школе ребёнок испытывает активную нехватку лексических средств. Он является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточным и языковыми средствами, чтобы его переделать.

Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ также имеется группа детей с так называемым «общим недоразвитием речи» (ОНР). Недоразвитие речи существенно влияет на процесс овладения этими детьми грамотой, орфографическими навыками, на усвоение всей школьной программы, особенно по русскому языку.

Для того чтобы словарный запас учащихся начальной школы действительно обогатился, работа со словом должна вестись систематически и на межпредметном уровне.

Особое значение для обогащения словарного запаса приобретает словарная работа на уроках русского языка, литературного чтения, а также логопедических занятиях, поскольку, по данным М.Р.Львова, до 4 класса половина новых слов входит в словарь учащихся именно через эти уроки и занятия.

Бедность словаря, малый объем зрительной и слухоречевой памяти у учащихся с ОНР тормозит усвоение ими орфографии.  Наибольшие затруднения эти дети испытывают в работе с «трудными»  словами. Поэтому эта группа слов является предметом особого внимания учителей, а также учителей-логопедов. Термин «трудные» слова понимаются как слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания. Правописания таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. По данным Д.Н.Богоявленского ошибок в правописании трудных слов почти в 6 раз больше, чем легких. Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. В русской лексике среди написаний, не опирающихся на морфологические соотношения, большинство – это безударные гласные. Таких написаний 87%. Словарные слова довольно часто используются в русском языке. Как происходит усвоение правописания словарных слов? Довольно долго, трудно и зачастую с низким результатом. Ребята несколько раз пишут эти  «коварные» слова, подчёркивая трудные буквы, видят их напечатанными на карточках и плакатах, произносят в слух по слогам и даже вычерчивают в воздухе. Но всё равно многие продолжают делать в тех же словах ошибки. Получается как в том анекдоте: Учительница оставила Васю после уроков и дала задание: сто раз напиши слово «шёл». Вася усердно работал и оставил учительнице записку: «Задание выполнил. Пошол домой».

Опираясь, на современное понимание термина словарная работа, все многообразие ее приемов можно разделить на две группы: приемы, рассчитанные только на запоминание орфографии так называемого трудного слова; приемы, рассчитанные на осознанное понимание значения и орфографии слова.

Цель нашей работы является выработать  умение и навык  правописания   слов с непроверяемыми гласными с помощью   овладения различных приёмов.

Практика показывает, чтобы лучше запомнить нужно, задействовать различные виды памяти. В своей работе учителя обычно «нажимают» на зрительную, слуховую, речемоторную память детей. Но ведь это далеко ещё не все ресурсы нашей памяти. А почему бы не использовать эмоционально-образную, кинестетическую, тактильную память? Другими словами, знакомя ребёнка со словом, нужно постараться вызвать в его сознании яркий образ, логически связать слово с каким либо предметом, использовать приёмы мнемотехники, поговорить об истории возникновения слова, придумать рассказ или сказку, поговорить о заимствовании слов из других языков.

Набор методических приёмов по работе с непроверяемыми написаниями

1. Логически связать слово с каким-либо предметом.

Мы предлагает использовать карточки в работе со словарными словами, когда предъявляется не само слово, а выделенная смысловая часть в виде изображения.

Например: при знакомстве со словом пенал детям показываю картинку  с морской пеной, мыльной. Спрашиваем:

– Что это? 

рис.1

– Пена.

– Как сделать из морской пены полезный предмет для школьника, в который он смог бы положить ручку, карандаш, резинку?  

– Добавить букву Л.

– Какое слово получится?

– Пенал.

рис.2

Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную букву и смысловую часть пена, которая нам поможет не забыть, как грамотно писать это слово.

Можно предъявить всё слово через загадку или изображение, затем уже отыскать смысловую часть. Таким образом, мы помогаем детям  не только запомнить написание слова, но, и формируем мыслительные операции.

2. Приём выстраивания логических цепочек.

Например, провести работу со следующими словами: вокзал, касса, билет, пассажир, перрон, поезд, вагон, проводник, багаж.

Беседа начинается с истории слова вокзал. Оно записывается на доске, от него ставится стрелка. Обращаемся к детям:

– Вы собрались отправиться в путешествие на поезде, пришли на вокзал. Что вы должны сделать дальше?

– Пройти в кассу.

– Записываем: вокзал – касса…

– Зачем?

– Для того чтобы купить билет.

И так продолжают начатую цепочку. Все предлагаемые слова записаны на карточках. Они разрезные, складывающиеся. Вначале предлагается смысловая часть, другая часть закрыта. После того, как выбирается вся нужная информация из слова, карточка открывается.

3. Составление рассказов, сказок с новыми словами.

Сказка про баку с «О».

Жила когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О». И грызть бублик, похожий на букву «О». А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожее на букву «О», любила осень, которая начинается с буквы «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О». А когда полюбила, то захотела писать  с этой буквой.

– Ну, хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».

– Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. – Я не хочу так называться! Я просто хочу  писаться с буквой «О».

И стали её писать с «О». Вот так: с «О» бака. А потом и просто СОБАКА. Вот так до сих пор и пишут.

4. Группировка слов по тематическим группам (город, школа, овощи).

5. Ориентировка на последующее выделение сочетаний -оро-, -оло-, -ара– и т.д.

мОЛОко                     гОРОх
сОЛОма                     гОРОд
мОЛОток                  мОРОз
пОЛОтенце               дОРОга
                                  вОРОбей

6. Опора на ассоциативное восприятие.

Можно группировать слова по употреблению в них только гласных А или О.

Паша пришел в пальто, а Коля в костюме.

У Кати карандаши, а у Поли портфель.

7. Опора на этимологию слов.

Например: в переводе с тюркского слово карандаш: «кара» – черный, «даш» – твёрдый.

Слово медведь образовалось в русском языке из двух слов: мёд и ведать. Слово ведать обозначало, когда-то есть, пробовать. А вы знаете, что медведь очень любит мёд?

Как появилось слово лопата? В старину существовало слово лоп, означающее «плоское расширение, лист». От этого слова образованы такие слова, как лопух, лопасть, лопата, лопоухий. Лопух – большой лист. Лопата, лопасть имеют, так же как и лопух, широкую поверхность.

В.П. Канакина отмечает, что ознакомление детей с этимологией слова способствует не только развитию внимания к языку, но и орфографической зоркости.

8. Использование эмоционально окрашенных зрительных образов.

Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.                      
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда.

Итак, трудную букву в словарном слове дети рисуют в виде какого-либо предмета, т.е. создают художественный образ буквы. Причём рисунок связан со смыслом слова и эмоционально окрашен.

рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8

9. Работа с опорой на зрительную память.

Т.В. Иванова-Волоцкая предлагает выбрать те трудные в орфографическом смысле слова, которые могут стать вывесками на улицах города. Например: магазин «Подарки», кинотеатр «Победа», кафе «Ягодка», и т.д.

Затем ребята закрывают глаз и представляют, что они идут по вечернему городу, залитому огнями, и читают вывески, которые сияют пульсирующим неоновым светом. Видят вывески ярко, зримо. Так словарные слова воспринимаются очень живо и прочно запечатлеваются в сознании.

10. Работа с опорой на кинестетическую память.

Трудную букву дети вырисовывают «на себе». Ребята «вырисовывают», «пропечатывают» буквы, пуская в дело руки и ноги, туловище и голову. Ручная модель букв, слов.

11. Работа с опорой на тактильную память.

Чтобы запомнить правописание слова, очень полезно его ощупать, ощутить пальцами, особенно трудные буквы. Для этого приёма  дети сами изготавливают буквы из проволоки, пластилина и кладут их в мешочки. При проведении устного диктанта, дети находят на ощупь самодельную буковку и показывают её.         

Формирование и закрепление навыка написания слов с непроверяемыми гласными.

Работа над написанием словарного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетание, употребить их в предложении и в связном тексте. Формирование и закрепление навыка написания слов с непроверяемыми гласными ведется на различных языковых уровнях:

  • Слово;
  • Словосочетания;
  • Предложения;
  • Текст.

Языковым материалом  для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения и тексты. 

Например:

Работая над словарным словом тетрадь, обратимся к истокам слова: слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и сложили в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой.

Рекомендуется подобрать однокоренные слова: тетрадка, тетрадочка, тетрадный.

Предложить детям составить словосочетания: новая, чистая, грязная, тонкая, толстая, общая, синяя, нотная, школьная …тетрадь.

Речевым материалом послужат пословицы, загадки, стихотворения.

Пословица: Покажи свои тетрадки, и я скажу, кто ты.

Загадки: 

1. То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ….

2. Развернули дети голубые сети,
Но за партой, а не в речке,
Не на рыб, а на словечки.

Предложения, тексты:

1. Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки. (С.Маршак)

2. В косую линеечку эта тетрадь.
За партой в ней начинают писать. (Б.Иовлев)

3. Я начинаю новую тетрадь.
Как снег белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать,
Какая ей досталась ученица. (Б.Белова)

Варианты заданий для закрепления слов с непроверяемыми написаниями.

1. Первый слог «потерялся».
...радь  (тетрадь)
...нал (пенал)
...бака (собака)
...хар (сахар)

2. Собери слоги.
де, ный, жур (дежурный)
воч, де, ка (девочка)
ки, ва, лен (валенки)

3. По первому слогу угадай слово.
мо …
са …
во …
ко …

4. Из каких слов «выпали» гласные?
м...ш...н... (машина)
з...в...д... (завод)
л...с... и... (лисица)
д...р...г... (дорога)

5. Игра «Чего не хватает на картинке?»

Цель данной игры – закрепление навыка правописания слов, развитие мыслительных операций.

Ученикам предлагаются ситуационные картинки, где отсутствует предмет, в названии которого есть безударный гласный непроверяемый ударением. ( Мальчик рубит дрова, а топора нет. Вспаханное поле, на поле борона, а трактора нет. Мальчик рисует в альбоме, а карандаша нет. Мальчик держит барабанные палочки, а барабана нет. Ученица пишет ручкой, а тетради нет. Мальчик вскапывает грядку, а лопаты нет. Охотник шагает по болоту, а сапог на нём нет. Машина едет по дороге, а шофёра в ней нет. Девочка мчится по льду, а коньков на ней нет).

Учитель предлагает рассмотреть картинки, подумать, чего не хватает на каждой из них, и записать названия этих предметов в тетрадях.

6. Составьте слово из букв, записанных в больших треугольниках.

рис.9

7. Расположи прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них. Какое слово загадано?

рис.10

8. Попробуйте самостоятельно определить слово, а поможет вам в этом схема.

рис.11

9. Из букв кубиков составьте слова. Запишите их.

рис.12

рис.13

10. Игра «буквенный дождь».

На доске записаны слова с пропущенными буквами. Над словами – капельки-буквы. Ученики соединяют нужную капельку со словом. Записывают слова в тетрадь, ставят ударение, составляют с этими словами предложения.

рис.14Падают капли дождя.
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить,
Чтоб эти слова оживить.

ПЕ...Н…Л         Р…Б…ТА
Г…Р…Х            К…Р…НДАШ
М…Ш…НА        К…П…СТА
Т…ТР…ДЬ

11. Перекрёстки.

Цель данной игры – активизация словаря на изучаемую тему; закрепление графического образа слов.

  1. Инструмент, которым забивают гвозди. (Молоток).
  2. Инструмент, которым рубят дрова. (Топор).   
  3. Малина, черника, крыжовник – одним словом. (Ягоды).
  4. Большой населённый пункт. (Город).
  5. Овощ, красного цвета. (Помидор).

Контрольный этап.

К  числу словарно-орфографических упражнений  на контрольном этапе можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный  диктанты, диктанты по памяти, диктант с использованием загадок, творческий диктант, и т.д.

Литература.

  1. Иванова-Волоцкая Т.В. «На службе правописания – разные виды памяти». // Нач. школа №5,1999. с.112.
  2. Голикова А.А. «Приёмы работы с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе».//Современный урок: начальная школа. №6, 2010. с.116.
  3. Канакина В.П.  Работа над трудными словами в начальных классах. Москва Просвещение 1991. с.112.
  4. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы М.: Просвещение, 1991. с.176.
  5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: «Академия развития», 1997. с.240.
  6. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах. М.:ВЛАДОС, 2003. с.96.