Открытый урок по химии "Многоатомные спирты"

Разделы: Химия


Цели:

Образовательные:

  • дать понятие о многоатомных спиртах;
  • раскрыть взаимосвязь строения и свойств веществ на примере одноатомных и многоатомных спиртов;
  • продолжить формирование умений называть вещество по систематической номенклатуре, составлять формулы гомологов;
  • научить распознавать многоатомные спирты.

Воспитательные:

  • воспитывать способности самостоятельно добывать знания;
  • формировать основные компетентности получения и обработки информации.

Развивающие:

  • развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • формировать познавательную активность учащихся через  применение медиапрезентаций;
  • формирование умений работать с учебником, лабораторным оборудованием, реактивами, обучающими компьютерными программами;
  • Развивать навыки коммуникативной культуры и умения сотрудничества при работе в паре.
Тип урока: комбинированный.

Форма работы: фронтальная и групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация (Приложение 1), инструкции к лабораторным опытам, карточки с заданиями.

Химическое оборудование (на столах учащихся): специализированные мини-лаборатории с необходимым оборудованием.

Реактивы: растворы гидроксида натрия, сульфата меди(II), глицерин, вода.

Ход работы

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель приветствует учащихся. Сообщает  домашнее задание. Рекомендует вести листы самооценки.

Ученики приветствуют учителя. Записывают домашнее задание.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель поясняет правила работы с тестом. Контролирует работу учащихся.

Ученики выполняют на листочках самостоятельную  работу  по тестам  в двух вариантах.

1 вариант.

1. Общая формула одноатомных спиртов:

А) R-OH.       

Б) R-CHO.     

В) R-O-R.    

Г) R-COOH.

2. Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:

А) Изомерия положения кратной связи.  

Б) Пространственная изомерия.

В) Изомерия положения функциональной группы.  

Г) Все ответы верны.

3. Вещество, которое не вступает в реакцию с этиловым спиртом:

А) Калий.         

Б) Кислород.

В) Гидроксид натрия.  

Г) Оксид меди (II).

4. Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:

А) Оксид меди (II).

Б) Бромная вода.

В) Гидроксид меди (II).

Г) Гидроксид натрия.

5. Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:

А) Этиловый.

Б) Метиловый.

В) Пропиловый.

Г) Бутиловый.

2 вариант.

1. Общей формуле R-OH соответствуют вещества класса:

А) Альдегидов.

Б) Спиртов.

В) Карбоновых кислот.

Г) Сложных эфиров.

2. Физиологическое действие метанола на организм человека:

А) Потеря слуха.

Б) Паралич зрительного нерва, слепота.

В) Развитие алкоголизма.

Г) Снижение кровяного давления.

3. Вид изомерии, характерной для предельных одноатомных спиртов:

А) Межклассовая.

Б) Положения функциональной группы.

В) Углеродного скелета.

Г) Положения кратной связи.

4. Метанол можно распознать при помощи раскаленной проволоки из металла:

А) Железа.

Б) Платины.

В) Меди.

Г) Вольфрама.

5. Историческое название метанола:

А) Древесный спирт.

Б) Винный спирт.

В) Гидролизный спирт.

Г) Муравьиный спирт.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Задание №1

Напишите структурные формулы пропанола-2;  2,2-диметилпропанола-1. Напишите формулу одного гомолога для каждого вещества.

Задание №2

Охарактеризуйте химические свойства одноатомных спиртов.

Задание №3

Объясните отсутствие газов среди спиртов.

*Задания записаны на индивидуальных карточках.

Учитель предлагает записать в тетради дату и тему урока. Делает пояснения к заданию, контролирует работу учащихся. Слушает и корректирует ответы учащихся, задает наводящие вопросы.

Учащиеся записывают дату и тему урока, выполняют задание в тетради, участвуют в обсуждении ответов, записывают правильные ответы на доске и в тетради, отвечают устно на поставленный вопрос.

Примерный ответ. Между молекулами спиртов образуется водородная связь

Ответ:  

формулы

4. Изучение нового материала.

(Слайд №1 «Многоатомные спирты») (Приложение 1) Учитель сообщает тему урока. Учащиеся записывают ее в тетрадь.

А) Классификация многоатомных спиртов  (6 мин.)

Задание: Многоатомные спирты состоят из нескольких гидроксильных групп. Попробуйте сами составить структурную формулу простейшего двухатомного спирта и простейшего и простейшего трехатомного спирта. Попытайтесь дать название этим спиртами предложить классификацию спиртов.

Примечание: гидроксогруппы в них должны находиться при разных углеводородных атомах.

* Задания записаны на индивидуальных карточках.

Учитель контролирует выполнение задания,  по необходимости корректирует ответы учеников. В конце обсуждения ответов предлагает рассмотреть  плакат «Классификация многоатомных спиртов». Плакат крепится на магнитную доску.

Ученики пытаются написать на доске формулы, назвать вещества, предлагают свои ответы классу. Анализируют ответы одноклассников. Записывают их в тетрадь.

Б) Получение в лаборатории и промышленности (3 мин.)

Задание: Изучите по учебнику вопрос о получении спиртов.                                              

Ученики работают в группах с текстом учебника, анализируют материал, обобщают и докладывают информацию классу.

Примерный ответ. Подобно одноатомным спиртам многоатомные могут быть получены из соответствующих углеводородов через их галогенопроизводные.

Глицерин получают расщеплением жиров, а в настоящее время – в основном синтетическим способом из пропилена, образующегося при крекинге нефтепродуктов. Окислением алкенов получают диолы и триолы.

В) Физические свойства многоатомных спиртов и их применение (10 мин.)

Учитель сообщает подтему, проводит первичный инструктаж по правилам обращения с реактивами. Обращает внимание на инструкцию по проведению опыта, контролирует соблюдение правил по технике безопасности и ход эксперимента.

Заслушивает выводы учащихся. Помогает прийти к выводу о применении физических свойств глицерина. Контролирует работу учащихся, слушает доклад о физических свойствах этиленгликоля и его применении.

1) Лабораторный опыт по изучению физических свойств глицерина.

Задание №1: Изучите физические свойства глицерина и  предложите область применения этих свойств.

2) Задание №2: Изучите физические свойства этиленгликоля и их применение, используя текст учебника.

3) Задание №3: Сравните физические свойства одноатомных и многоатомных спиртов и объясните отличие  в свойствах.

Учащиеся выполняют опыты согласно инструкции. Знакомятся с внешним видом, консистенцией и растворимостью в воде глицерина. Делают вывод о его гигроскопичности, применении свойств, записывают в тетради. 

Примерный ответ. Вязкой консистенции, растворим в воде, гигроскопичен. Применяют в косметической, кожевенной, текстильной и кондитерской промышленности.

Работают с текстом учебника, докладывают информацию о физических свойствах этиленгликоля и их применении.

Примерный ответ. Этиленгликоль – бесцветная вязкая  жидкость со своеобразным запахом, сладкого вкуса. Ядовит. С водой смешивается в любых соотношениях, причем эти растворы имеют очень низкую температуру замерзания, температура кипения 198 градусов. Применяют в  качестве антифриза для двигателей внутреннего сгорания.

Отвечают на поставленный вопрос.

Примерный ответ. Многоатомные спирты более вязкие и температуры их кипения выше, чем у соответствующих одноатомных спиртов, т.к. при увеличении числа гидроксильных групп возрастает число водородных связей. Сила межмолекулярной связи гораздо больше.

Г) Химические свойства многоатомных спиртов.

Учитель сообщает задание классу, слушает выступление учащихся, корректирует их ответы. Просит записать уравнение реакции нитрования глицерина и сообщить о применении продукта этой реакции, используя текст учебника.

1) Задание №1 (3 мин.)

Предскажите химические свойства глицерина, зная его строение.

Учащиеся предсказывают химические свойства, используя метод аналогии, обобщают, делают вывод  о сходстве глицерина с одноатомными спиртами.

Одновременно один из учащихся записывает уравнение реакции нитрования глицерина. Сообщают о применении продукта данной реакции. Записывают вывод в тетрадь.  Примерный вывод: Свойства глицерина схожи с одноатомными спиртами и обусловлены наличием функциональных групп – ОН.

1% спиртовой раствор нитроглицерина – сосудорасширяющее средство.

2) Задание №2 (7 мин.)

Выясните, влияет ли количество гидроксильных групп на химические свойства спиртов и в чем это проявляется?

Лабораторный опыт «Качественная реакция на глицерин».

(Слайд №2 «Качественная реакция на глицерин».) (Приложение 1)

Фон в синих тонах. На слайде записано уравнение качественной реакции.

Учитель сообщает задание, проводит первичный инструктаж на рабочем месте по правилам обращения с растворами щелочей, контролирует его выполнение. Для проверки правильности выполнения учащимися задания демонстрирует уравнение реакции с помощью интерактивной доски, т.к. в учебнике этого уравнения нет.

Учащиеся слушают инструктаж, выполняют опыты согласно инструкции, анализируют, записывают название свойства, уравнение реакции делают выводы и записывают их в тетрадь.

Примерный вывод. В отличие от одноатомных, многоатомные спирты реагируют нерастворимыми основаниями. Многоатомные спирты обладают слабыми кислотными свойствами.

Д) Обобщение и систематизация знаний (закрепление) (3 мин.)

Задание

Заполните таблицу по принципу: область применения спиртов – свойства спиртов.

(Слайд №3.) (Приложение 1)

Фон в серо-синих тонах. На слайде записана таблица, в которой заполнена только левая часть. Правая часть таблицы должна заполняться передвижением правильных ответов по принципу соответствия.

Учитель контролирует работу учащихся, следит за правильностью заполнения таблицы.

Учащиеся заполняют таблицу по принципу эстафеты, следят за правильностью заполнения.

5. Подведение итогов урока (релаксация) (2 мин.).

Задание.

Ответьте на вопросы:

  • как правильно располагать гидроксогруппы в структурных формулах спиртов?
  • влияет ли количество – OH групп на свойства спиртов  и почему?
  • чем объяснить общие свойства всех спиртов?

Учитель  задает вопросы учащимся. Выставляет бонусные оценки. Благодарит учащихся за сотрудничество.

Учащиеся отвечают на вопросы по желанию или принуждению.

Выводы:

  • во всех многоатомных спиртах – ОН группы находятся при разных атомах углерода;
  • влияет, т.к. увеличивается число водородных связей между молекулам.
  • свойства, общие с одноатомными спиртами, объясняются наличием группы – ОН.

6. Домашнее задание (1 мин.)

Учитель сообщает домашнее задание и дает советы по его выполнению. Выставляет оценки в дневник. Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках, делают самооценку своей работы на уроке.