Эти вредные конфликты

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: классный час, преодоление кофликтов


Те, кто не могут варить суп,
заваривают кашу.

В. Домиль.

Цели урока:  ознакомить детей с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию  позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству,  взаимопониманию.

Форма проведения: ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Оборудование:

– оформление доски (тема, эпиграф);
– компьютер, проектор, магнитофон, экран;
– постеры с высказываниями известных людей о конфликтах;
– мультфильм “Конфликт Контакт”;
– фрагмент из фильма “12 стульев”;
– отрывки из произведений художественной литературы;
– компьютерная презентация;
– музыкальное оформление.

ПЛАН ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Просмотр мультфильма “Конфликт Контакт” и обсуждение.
  2. Обсуждение эпиграфа мероприятия.
  3. Чтение и обсуждение отрывка “Молоток”
  4. Правила мозгового штурма.
  5. Мозговой штурм “Что такое конфликт?”.
  6. Мини лекция “Эти вредные конфликты”.
  7. Просмотр фрагмента из фильма “12 стульев”
  8. Способы предотвращения конфликтов.
    • Мягкое противостояние
    • Конструктивное предложение
  9. Проблемная ситуация – “6 шагов к миру”.
  10. Миротворчество. (Понятие о миротворчестве и связь с толерантностью).
  11. Дискуссия “Нужны ли нам миротворцы?”
  12. Просмотр мультфильма “Конфликт”.
  13. Заключительное слово. Рефлексия (подведение итогов).

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Просмотр мультфильма “Конфликт Контакт”.

Обсуждение фильма.

– о чём этот фильм;
– в чём заключается конфликтная ситуация;
– каков выход из конфликтной ситуации;
– можно ли было выйти из конфликтной ситуации иначе;
– выводы.

2. Беседа-обсуждение эпиграфа мероприятия “Варить суп или заваривать кашу?”

– в чём заключается смысл этого высказывания?
– приходилось ли вам “заваривать кашу?
– в чём это заключалось?
– делали ли вы что то такое, что потом еле-еле распутали;
– приходилось ли вам привлекать к разрешению конфликтной ситуации родителей и учителей;
– попадали ли вы в трудное положение, из которого не могли найти выхода,
– была ли ситуация, когда “заваривали кашу” вы, а исправлять пришлось другим.

ВЫВОД:

– те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации,
– кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других,
– если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
– если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

3. Любопытная история “Про молоток” профессора из Стэнфорда Пауля Вацлавика

“Некто возымел желание повесить картину. У него есть гвоздь, но нет молотка. И наш герой решает одолжить молоток у соседа, но потом его одолевают сомнения: “А вдруг сосед не захочет дать мне свой молоток? Он так нехотя мне ответил, когда я вчера с ним поздоровался. Конечно, может, он просто спешил. Или же нарочно притворился, будто ужасно спешит, а на самом деле хотел избежать разговора, потому, что он плохо ко мне относится? Я всегда с ним любезен. Непонятно, что он против меня имеет, но здесь явно что-то не так. Если бы кому-нибудь понадобился мой инструмент, я бы дал его без всяких разговоров.

Почему он не хочет одолжить мне свой молоток, что я его съем, что ли? Да и вообще не понимаю, как можно отказывать людям в такой пустяковой просьбе? Вот такие-то люди и отравляют нам жизнь… Может он решил, что раз у него есть молоток, а у меня нет, значит, я у него в руках? Ладно, сейчас я ему прочищу мозги”. Наш герой вскакивает, в ярости мчится к квартире соседа и звонит в дверь. Ничего не подозревающий сосед открывает дверь, но не успевает произнести и слово “Здравствуйте”, как на него обрушивается крик нашего героя: “Подавись ты, своим молотком, ты, кретин!”

Обсуждение:

– как вы считаете можно ли назвать ситуацию конфликтной? Почему?
– сколько человек участвовало в конфликте?
– когда начался конфликт, когда “некто” захотел повесить картину или позже?
– был ли конфликт двусторонним;
– нужен ли был этот конфликт соседу;
– можно ли избежать таких конфликтов в жизни. (Рисунок 1)

4. Знакомство с правилами “мозгового штурма”, которые помогут нам ответить на вопрос: “Что такое конфликт?”

ПРАВИЛА МОЗГОВОГО ШТУРМА

  • Записывайте любую идею, которая приходит вам в голову. Некоторые идеи могут казаться глупыми или неосуществимыми, но это не важно. Иногда самые нелепые идеи могут натолкнуть на интересную мысль.
  • Старайтесь придумать как можно больше идей. Чем больше идей
  • придёт вам в голову, тем выше шанс, что среди них окажутся ценные мысли.

  • Не оценивайте идеи, как плохие или хорошие. Критика тормозит творчество.
  • Не обсуждайте, не обдумывайте идеи, а просто записывайте их.

5. Мозговой штурм.

- А сейчас я предлагаю провести мозговой штурм,

– разбейтесь на четыре команды и определите: что же такое “конфликт”?

ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:

– Ссора, драка, размолвка, недопонимание, нежелание понять, отстаивание своего права, разногласие, страх, враждебность, ненависть, столкновение, противоречие, агрессия, проблема, нападение, отстаивание, трудность, недружелюбие, сложная ситуация.

(Рисунок 2)

6. Мини-лекция “Эти вредные конфликты”.

Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Учёные вывели несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный – неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки. Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется “пристройка снизу”. Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

В чём же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликта страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы – это фразы типа: “Да перестань, ты!”, “Что ты понимаешь?”, “Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху!”. Наоборот, просто волшебное действие производят слова: “мне кажется”, “может быть, я ошибаюсь”, “может быть, ты со мной согласишься” и т.п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других. (Рисунок 3)

7. Просмотр фрагмента из к/ф “12 стульев”.

– как начался конфликт и из за чего он возник?
– какой это вид конфликта?
– можно ли было избежать конфликт?

8. Способы предотвращения конфликтов.

Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется “конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации

.МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это

КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

9. Проблемная ситуация “6 шагов к миру”.

Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает не возможно. А если это конфликт между народами? Для погашения конфликта психологи придумали специальное противопожарное правило – “Шесть шагов к миру”. Предлагаю вам выступить в роли миротворцев, но прежде ознакомимся с памяткой.

ПАМЯТКА

Друзья! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

  1. Прежде, чем вступить в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить.
  2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
  3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
  4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
  5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
  6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
  7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгореть со стыда при встрече с ним и не мучаться раскаянием.
  8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
  9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
  10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. (Рисунок 6)

Шаг 1. Какое моё желание привело к конфликту?

Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего произошёл конфликт?

Нам обоим хочется получить одно и то же?

Шаг 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение? Сколько таких решений мы можем придумать с моим противником?

Шаг 5. Какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы их выполнять?

Шаг 6. С чего нужно начать перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?

Вот мы и погасили конфликт – перемирие состоялось. Но не всегда с вами рядом будет учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

10. Понятие о миротворчестве

Миротворчество – есть вид общественной деятельности направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение. Лицо, занимающееся миротворческой деятельностью, слывёт миротворцем.

В последние годы существенно возрастают усилия мирового сообщества, направленные на содействие мирному урегулированию внутренних вооруженных конфликтов, вплоть до проведения миротворческих операций. Миротворческие операции определяются как совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению и ликвидации последствий международных и немеждународных конфликтов.

Миротворчество как смягчение, предотвращение и урегулирование конфликтов, предоставление посреднических услуг всегда было частью международных отношений. Однако только после окончания холодной войны стало возможно применять более действенные методы — произошел переход от простого наблюдения за перемириями к многоплановым операциям по поддержанию мира и миростроительству. Появилась возможность достижения консенсуса относительно учреждения более крупных и сложных миротворческих миссий, перед которыми ставилась задача оказания помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, всё чаще стали использовать невоенные компоненты — силы поддержания правопорядка, специалисты по урегулированию чрезвычайных гуманитарных ситуаций, специалисты по проблемам беженцев,, экономического развития, прав человека. Миротворческие силы оказывают помощь в налаживании экономической, социальной и политической жизни в стране (например, обеспечение безопасности проведения выборов в органы местного самоуправления). Миротворцы сотрудничают с неправительственными гуманитарными организациями, оказывающими помощь местному населению. Весь этот комплекс мероприятий известен как послеконфликтное миростроительство.

Ожидается, что в ближайшие годы масштабы миротворческой деятельности будут увеличиваться. Практика свидетельствует, что миротворчество становится все более востребованным. В последние годы проблема внутренних вооруженных конфликтов приобретает более высокую приоритетность в глобальной повестке дня международной безопасности. В мировом сообществе растет понимание необходимости уделять повышенное внимание урегулированию таких конфликтов в Африке и Азии, которые раньше рассматривались как периферийные или второстепенные.

Деятельность ООН в области предотвращения и устранения конфликтов.

Превентивная дипломатия (или предотвращение конфликтов) – это действия, направленные на разрешение споров, прежде чем они превратятся в военные конфликты. Это может охватывать раннее предупреждение, примирение, обследование и создание доверия.

Миротворчество это действия, направленные на разрешение конфликтов мирными средствами, такими, как переговоры, судебное урегулирование, наложение санкции или заключение соглашений о прекращении огня. Поддержание мира зачастую влечет за собой размещение лиц – гражданских и военных – между враждующими сторонами, с тем, чтобы помочь держать под контролем конфликт и разрешить его. Миротворцы носят голубые каски или голубые береты. В 1988 году миротворцам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Миростроительство (или строительство мира) влечет за собой попытки восстановления (или воссоздания) и примирения (или восстановления) дружественных отношений. Через посредство учреждения проектов, которые связывают враждующие стороны, можно создать доверие, необходимое для достижения мира. ООН располагает различными средствами, способствующими разрешению конфликтов.

11. Дискуссия: “нужны ли нам миротворцы?”

как вы считаете, помогут ли эти 6 шагов примирить противников?
– нужно ли вообще устанавливать перемирие?
– может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?

(Рисунок 4)

12. Просмотр мультфильма “Конфликт”

– о чём этот мультфильм?
– может ли обычный конфликт дорасти до вооружённого?
– с какими событиями из жизни нашей страны можно связать этот м/ф?

13. Рефлексия. Подведение итогов.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Мы предлагаем вам проверить насколько вы конфликтны, используя тест. (см Приложение 1) (Рисунок 5)

– Какое впечатление оставил классный час?
– Прибавилось ли уверенности в своих силах?
– Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Приложение

Наглядные приложения