Урок социально-бытовой ориентировки в 5-м классе

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Задачи:

  • Образовательные: научить употреблять вежливые слова; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить правильно вести себя при встрече и расставании, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам, взрослым.
  • Коррекционно-развивающие: Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. Коррекция речи на основе упражнений в составлении предложений.
  • Воспитательные: воспитывать культуру общения, культуру поведения.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, запись фрагмента мультфильма «Львенок и черепаха», словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Проверка домашнего задания.

– Что мы изучали на прошлом уроке?

– Какая правильная посадка ученика на уроке?

– Сядьте правильно, проверьте правильность своей посадки.

Один из учеников проверяет правильность посадки учащихся.

Помочь людям правильно держать спину поможет маленькое устройство, придуманное московским изобретателем. Достаточно приклеить этот небольшой датчик к телу в области груди – и при нарушении осанки он будет подавать сигнал. Датчик, который автор назвал «мастером осанки», запоминает правильное положение тела, а при отклонении от нормы подает владельцу сигнал в виде короткой и бесшумной вибрации, как у мобильного телефона. Таким образом, он напоминает о ровной спине.

III. Актуализация знаний.

– Сегодня мы с вами продолжим изучать большую и важную тему «Культура поведения». - На предыдущем уроке мы с вами выяснили, что правильная осанка украшает человека. А как вы думаете, какие черты характера украшают человека?

– Прочитайте внимательно задание, красивые, хорошие качества подчеркните красным карандашом, а некрасивые – синим.

Выполнение задания в рабочей тетради (с. 15) Приложение 1

Проверка-обсуждение задания (слайд 1)

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества?

– Как мы называем человека, который, никогда не забывает о внимательном, сердечном отношении к окружающим? (вежливым, воспитанным).

– Что же такое вежливость?

– Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

– Вежливый – воспитанный, деликатный, любезный, уважительный, тактичный, доброжелательный, внимательный.

Значит (Слайд 2):

В обиходе вежливого человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение

– Почему они называются волшебными? Это же обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить «по волшебному», а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

– А знакомы ли вам эти слова, слова, которые произносят при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Давайте вспомним их, и пополним свой словарный запас.

Запись в тетради темы урока. (Слайд 3) Формы обращения к старшим и сверстникам.

2. Дидактическая игра. У нас в кабинете вырос «волшебный» цветок. На лепестках этого цветка спрятались вежливые слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, слова, с помощью которых мы обращаемся с просьбой или вопросом. Но мне бы хотелось, чтобы эти слова вы распределили на три группы: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы (слайд 4).

– Давайте вместе заполним таблицу. (Таблицы находятся в рабочей тетради на печатной основе с. 16, в таблице три графы: приветствие, прощание, просьба и вопрос Приложение 1.). В этом нам поможет наш «волшебный» цветок. Один из учеников заполняет такую же таблицу на магнитной доске. Приложение 2

Ребята по очереди называют, какой открыть лепесток (учитель нажимает на этот лепесток), читают появившееся слово (на новом слайде), говорят, в каких случаях произносят его, приводят пример и записывают слово в определенную колонку таблицы. (Затем возвращаемся по гиперссылке к слайду с цветком. Повторяем до тех пор, пока не появятся все слова.) (Слайды 5-15).

(После того, как открылись все лепестки «волшебного» цветка, переход по гиперссылке к слайду 16)

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 16)

Проверьте. У нас не заполнена одна клетка таблицы. Какое слово можно в нее вписать? (Учащиеся приводят свои примеры). Запишите его.

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра о частях тела, автор: Елена Смотраева (Слайд 17)

V. Закрепление.

Стихотворение читает ученик (автор – В. Кудлачев) (Слайд 18)

Слова: «До свиданья!», «Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» – щедро дарите!
Дарите прохожим, друзьям и знакомым.
Дарите на улице, в школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

1. – Как известно, люди издавна стремились к добру, а добро, вежливость и воспитанность рядом идут. Эту важную мысль народ отразил в пословицах и поговорках. Именно об этом идет речь в пословицах, которые вы должны будете составить. Последние слова пословиц перепутались.

Составь пословицу.

– Вам надо найти окончание пословиц и вклеить их на место. Во время работы учащихся звучит песня на слова М.Танича «Волшебные слова» в исполнении Н. Литвинова, А. Лившица и А. Левенбука. Проверка-обсуждение (слайд 19).

(После выполнения задания, пословицы вклеиваются в тетрадь).

2. А теперь проверим, насколько вы внимательны и наблюдательны, а потом проведем игру:

а) Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках, во фрагменте из мультфильма «Львенок и Черепаха»). Слайды  20-23.
б) Физкультминутка-игра «Будь внимателен» (проводит один из учеников класса).

Слайд  24.

Звучит песня Воспи-пи-пи-тание (исп. Клара Румянова) По просьбе ведущего игроки повторяют различные движения. Просьбу надо выражать любым из вежливых слов плюс название действия. Например «Пожалуйста, положите руки на плечи!» Игроки выполняют эти просьбы. В случае, если ведущий не сказал вежливое слово, выражающее просьбу, исполнять ее не надо. Приложение 3

3. Очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

– Проверьте свои знания. Вашему вниманию предлагается викторина и игра «Вежливо-невежливо».

а) Викторина «Заморочки из бочки» (Слайды  25-30).

  1. Нужно ли здороваться со знакомыми ребятами, например, товарищами по двору?
    При встрече со знакомыми не следует молчать,
    А весело и бодро
    «Здравствуй, друг», – сказать.
  2. Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?
    Должен быть вежливым мальчик всегда.
    Девочке первым он скажет тогда
    Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» –
    Что значит: «Всегда будь здорова!»

  3. Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
    Приветствуя даму,
    юноша руки из карманов вынимает.
  4. Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
    Здоровается первым тот, кто обгоняет.

  5. Ребята сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?
    Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.

б) Игра «Вежливо-невежливо». Слайд  31.

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Приложение 4. Звучит песенка Кота Леопольда (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта).

Начнем.

  • Поздороваться при встрече.
  • Не вставать на обращение учителя.
  • Извиниться, если кого-то обидели.
  • Вежливо обращаться с просьбой.
  • Толкнуть и не извиниться.
  • Свистеть, кричать, шуметь в школе.
  • Попрощаться уходя.

VI. Подведение итогов.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке, что уяснили для себя?

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

– Давайте еще раз сформулируем правила вежливых поступков Приложение 5 (Слайд 32). (Эти правила вклеиваются в тетрадь учащихся).

– А знаете ли вы, что 21 ноября, отмечается Всемирный день приветствий.

– Как, вы думаете, он проходит? Смысл праздника – в течение дня от всей души поприветствовать не менее 10 человек. Главное – искренне, от души. Поэтому вы тоже можете стать участниками этой игры и сказать добрые слова при встрече с близкими и друзьями и знакомстве с новыми людьми. И будет очень хорошо, если такая игра превратится в норму вашего поведения в обществе.

– Придумали этот праздник 2 брата-американца Майкл и Брайан Маккормак из штата Небраска. Случилось это в 1973 году. По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. Как вы думаете, почему? Если вам трудно ответить на этот вопрос, попробуйте разобраться, что означает слово “здравствуйте”.

– Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

VII. Домашнее задание.

Выполнить задания в рабочей тетради стр. 15-16 (слайд 33). Приложение 1:

  • Отгадать загадки «Вежливые прятки».
  • Вписать слова, которые произносят герои.

VIII. Рефлексия. (Слайды 34-35)

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки. Приложение 4.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

Выставление оценок за работу учащихся на уроке.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!

В заключении учащиеся исполняют песню «Дорога добра» (Автор слов - Энтин Ю., композитор - Минков М.)

Используемые Интернет-ресурсы:

  1. www.rumadet.de/index.php?option=com_content&view=article&id=170&Itemid=92 – физкультминутка
  2. viki.rdf.ru/item/1670/ – викторина «Ежели вы вежливы»
  3. viki.rdf.ru/item/678/ – задания на внимательность «Найди ошибку»
  4. www.youtube.com/watch?v=fMTwP7Lb1i4 – мультфильм «Как львенок и черепаха пели песенку»
  5. childish.fome.ru/ras-1-109.html – игра «Вежливо-невежливо»
  6. smajliki.ru/smilies-128.html?start=0, smiles.rcmir.com/smile.bereich0_128_510.html – анимашки
  7. bestgif.su/photo/dobryj_den/udachnogo_dnja/4-0-659 ; www.gifzona.com/i/hello/hello_5.htm; www.liveinternet.ru/users/3249434/post108590753/ – открытки
  8. www.mp3baza.net/mp3/Detskie_pesni/ – песня “Дорога добра ”
  9. detkam.e-papa.ru/mp/18/ - песня Кота Леопольда
  10. poiskm.ru/artist/354284-Vospi-pi-pitanie - песня «Воспи-пи-пи-питание»
  11. forchel.ru/7422-uroki-vezhlivosti-vezhlivye-slova.html – уроки вежливости, вежливые слова
  12. muzofon.com/search/РадиоНяня/1/ – песня «Волшебные слова» на слова М. Танича
  13. phototimes.ru/image/5824986/ – облако
  14. umelitsa.ru/tags/%F4%EE%F2%EE%E8%EC%EF%E0%EA%F2/ – солнышко
  15. pictures.ucoz.ru/photo/detskie_kartinki/kartinka_na_1_sentjabrja_devochka_i_shhenok/3-0-1073 – школьники
  16. fotoramochki.com/clipart-ludi.html – мальчики
  17. clubs.ya.ru/4611686018427396251/posts.xml?tb=20&tag=2453458 – цифры