Урок-конкурс обобщающего повторения по истории России в 7-м классе по теме "Россия – век XVII"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (510 кБ)


Цели:

  • обучающая повторить изученный на уроках материал об истории России в XVII в.;
  • развивающая продолжить формирование умений и навыков обобщения и анализа учебного материала, развивать мыслительные и коммуникативные способности;
  • воспитывающая воспитывать чувства патриотизма и коллективизма.

Оборудование урока: презентация и мультимедийное устройство.

Подготовка к уроку: класс делится на три команды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов команд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся.

Ход урока.

Задание 1. Исторический портрет.

Сведения о его происхождении настолько разнообразны, противоречивы и голословны, что прошлое его остается совершенно неизвестным; можно только, в виду хорошего знания им церковных книг, заключать, что он был из духовных по рождению или службе. Народ дал этому сознательному обманщику меткое прозвище - «Вор», с которым он и перешел в историю.

Кто это и чем знаменит в истории?

Подсказка: В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

Ответ: Самозванец - Лжедмитрий II («Тушинский вор»), неизвестного происхождения. С 1607 выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I).

Задание 2. «Слово – не воробей…»

Кто из известных людей в 17 веке мог сказать такие слова и по какому поводу:

«Ох, бедная Русь, чего-то тебе захотелось латинских обычаев и немецких поступок».
«Бедной, бедной, безумное царишко! Что ты над собою сделал?»

Подсказка: Написал свыше 80 произведений, в том числе и описание своей жизни. За свои слова и убеждения был предан церковному проклятию и 15лет «последней жизни» провел в земляной тюрьме. По царскому указу сожжен «за великие на царский дом хулы».

Ответ: Протопоп Аввакум Петрович, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви, писатель. Выступил против реформы Никона.

Задание 3. В лабиринте слов.

Разгадайте зашифрованные слова и дайте им определения.

1) н е в н и и ц е р т я – интервенция

2) р а у а т м у к ф н а – мануфактура

Задание 4. Историческая география.

По фрагменту исторической карты определите какое событие 17 века отражено на карте. Дайте краткую характеристику этого события.

Ответ: Восстание под управлением Ст. Разина. Произошло в южных районах России на Волге и Дону в 1670-1671 гг.. Было вызвано усилением крепостного права и ограничением прав казачества со стороны властей. Происходило в два этапа: первый – «поход за зипунами» (через низовье Волги и Каспийское море в Персию за добычей), второй – поход на Москву. После неудачной осады Симбирска отряды восставших были разбиты. Потерпело поражение, С.Разин казнен.

Задание 5. «Давным-давно».

Составьте предложение и укажите дату события.

Земский собор, царь, М.Романов, избрать.

Ответ: Земский собор избрал царем М.Романова. Это произошло в 1613 г.

Задание 6. Художественная галерея.

Какие новые явления в культуре России 17 века отражены на этих иллюстрациях?

Ответ: 1. «узорочье», 2.парсуна, 3. бытовые сцены в росписи храма, 4. изображение живых человеческих черт в иконах.

Задание 7. «Не верю!»

Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

Церковный раскол

«Возглавил церковные реформы протопоп Аввакум, вернувшийся из польского плена. Он предлагал исправить церковные книги по греческим образцам. Его противником стал митрополит Никон. Протопоп Аввакум предложил царю Михаилу Федоровичу разделить с ним власть, за что и был сожжен на костре. Никон был заточен в монастырь».

Ответ:

«Возглавил церковные реформы протопоп Аввакум (патриарх Никон), вернувшийся из польского плена (не был в плену). Он предлагал исправить церковные книги по греческим образцам (по старым русским). Его противником стал митрополит (патриарх) Никон. Протопоп Аввакум предложил (к этому стремился патриарх Никон) царю Михаилу Федоровичу (события происходили в царствование Алексея Михайловича) разделить с ним власть ( выступил против царя), за что и был сожжен на костре (был сожжен за сопротивление реформе и выступления против царя). Никон был заточен (уехал сам) в монастырь».

Подведение итогов, определение победителей и выставление оценок.