Классный час в 11-м классе "Референдум. Что это такое? Референдум о запрещении насилия на телевидении"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о человеке. О человеке с активной гражданской позицией. О человеке, имеющем право и обязанность оказывать влияние на общественную жизнь в государстве.

Слайды 1–2 Видео из к/ф «Терминатор»

Вы сейчас увидели фрагмент из всем известного фильма о терминаторе. Что вам бросается в глаза в первую очередь? (много крови, смерть)

И таких фильмов на наших экранах предостаточно. А ведь леденящие душу кровавые подробности воздействуют на миллионы зрителей угнетающе, не вызывая сострадания.

В одном из выпусков «Сегодня» журналист В.Грунский с жесткими комментариями показал страшные кадры из Чечни. На глазах у телекамеры боевик простреливал ладонь заложника. В другом кадре человек в красной рубахе, оказавшийся в руках чеченцев, молил о помощи. Говорил, что требуется большой выкуп, иначе ему не жить. И уже через мгновение боевик громадным топором одним махом отрубал ему голову. Признаюсь, мне страшно даже пересказывать это — не то, что смотреть.

Слайд 3. Давайте посмотрим на телепрограмму всего лишь одного дня, причем выходного, когда телевизор смотрят все члены семьи, а особенно дети. Проанализируйте, как соотносится количество криминальных телепередач и художественных фильмов с остальными, а особенно детскими передачами. Выделите черным маркером криминальные передачи, зеленым – детские, красным – культурологические. Какой цвет преобладает?..

Слайд 4. На ТВ и в компьютерных играх мы видим трупы, трупы, трупы. Трупы «документальные», «художественные», трупы бытовые и военные. Погибших показывают крупным планом, подробно и с деталями. В результате такого «воспитания» за 2008 год в России было совершено 30 тысяч убийств, что почти на 10 тысяч больше, чем некогда во всем СССР.

Слайд 5. «Окоченевший труп чеченского боевика в окопе — крупный план, раздавленное бетонной плитой тело жертвы взрыва в Москве — наезд камеры, вывороченные наизнанку ноги сбитого пешехода _ все это можно увидеть в дневное время в программах «Дорожный патруль», «Катастрофы недели», «Криминальная Россия» и других, заполонивших отечественные телеканалы и имеющих, кстати, высокий рейтинг.

Слайд 6. Наше телевидение на всех каналах, скажем мягко, демонстрирует в любое время передачи, рекламные ролики, художественные фильмы, которые коверкают, ломают податливую психику ребенка и формируют человека холодного, агрессивного.

Слайд 7. Больше 30% российской молодежи совершают преступления под влиянием кино и телепередач. Подростки видят каждый год на телеэкране до 10 тысяч сцен насилия. Те дети, которые смотрят телевизор хотя бы один час в сутки, становятся пятикратно (!) ожесточеннее и агрессивнее по отношению к окружающим.

Слайд 8. Практически нет фильмов про российский бизнес, чтобы там не было уголовщины, причем не осуждаемой, а становящейся делом чести, доблести и геройства (вспомним хотя бы нашумевший телесериал «Бригада» или художественный фильм «Бумер»). Чрезмерность насилия на ТВ формирует его чрезмерность в жизни.

Слайд 9. По оценкам экспертов, общая длительность телепросмотров различных каналов составила 116 часов. Исследование показало, что в среднем на один час телетрансляций приходится 4 сцены насилия. То есть каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии и насилия, а каждый третий фильм — боевик или триллер. Обилие актов насилия подталкивает к мысли, что только так и следует жить.

Психологи утверждают: «Сцены насилия оказывают на детей однозначно негативное воздействие. Одна из особенностей детской психики заключается в том, что информация, полученная ребенком с экрана, воспринимается им как истина. И в игре, и в жизненных ситуациях дети часто подражают увиденному, в частности насилию, «усвоенному» с помощью экрана. В результате увиденного они могут счесть насилие приемлемой моделью поведения и способом решения своих проблем».

Можно соглашаться или не соглашаться с этими выводами, но поистине ужасающую статистику детской и подростковой жестокости и преступности со счетов не сбросишь, как и тот факт, что подавляющее большинство несовершеннолетних преступников при выяснении мотивов истязаний, убийств и пр. прямо или косвенно указывают на «экранные аналогии». В Германии, Швеции и других странах Европы появились по этому поводу специальные законы, защищающие детей от агрессии экрана. У нас же этих защитных мер до сих пор нет».

Слайд 10. Поэтому в Государственной Думе часто в последнее время звучит вопрос о введении запрета на показ фильмов со сценами агрессии и насилия в дневное время.

(видеофрагмент с выступлением депутата Госдумы Владимира Федоткина)

Слайд 11. В январе 2008 года, например, был проведен опрос 200 человек. Они считают «необходимым законодательно ограничить трансляции насилия в прайм-тайм . Подавляющее большинство опрошенных (89 %) утверждают, что, обладая правом на информацию, «гражданин должен быть защищен в повседневной жизни от чрезмерных подробностей совершенного насилия, то есть имеет право выбора — знать или не знать всех подробностей».

Слайд 12.

Насилие на экране. Вопрос звучал следующим образом:

Как Вы считаете, должны ли быть введены какие-то правила, ограничения показа по телевидению сцен насилия и жестокости? Какое из нижеприведенных высказываний наиболее соответствует Вашей точке зрения? (%)

Ответы на него распределились следующим образом:

Слайд 13. А каково ваше мнение: необходимо ли ограничить показ на телевидении фильмов со сценами насилия и жестокости? Давайте разделимся на три группы и попробуем представить полярные точки зрения по этому вопросу. Пусть первая группа выскажет три довода «за» то, что ограничений быть не должно. А вторая – «против» ограничений. Вам необходимо умело и аргументировано отстоять свою позицию, быть терпимым к другой точке зрения, точке зрения вашего оппонента.

А ребята из третьей группы, послушав доводы во время дебатов, участвуя в них, составят образ результатов в виде коллажа.

(обсуждение и дебаты)

Выберите человека, который будет отстаивать точку зрения вашей группы.

(«за» ограничение:

  1. обесценивание жизни;
  2. рост преступности;
  3. циничность общества, снижение порога чувствительности к жестокости;

«против» ограничения:

  1. выброс адреналина;
  2. освобождение от отрицательных эмоций;
  3. освобождение от собственного страха.)

А как вы думаете, можно ли отстаивать свое мнение, заявлять свою гражданскую позицию на всенародном уровне? Хотя бы по данному вопросу?

Есть ли у нас форма, которая помогает решить его на общегосударственном уровне?

Слайд 14. (референдум)

Что же такое референдум? Сегодня мы попытаемся с вами ответить на этот вопрос и подумаем, действительно ли рядовой гражданин может принимать участие в решении важных государственных вопросов.

Как вы думаете, какие вопросы могут быть вынесены на референдум? Знаете ли вы, в каких странах проводились референдумы, насколько эта форма волеизъявления граждан актуальна на сегодняшний момент в нашем государстве.

Слайд 15. (ответ учащихся – Венесуэла, Шотландия, Швейцария и др.)

Слайды 16–18 Мы поработаем со справочной литературой.

Обратите внимание на выдержки из словарных статей различных источников. Познакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод о том, что такое референдум и каковы его особенности.

(учащиеся зачитывают ответы)

Слайд 19. Обратите внимание, что проведение референдума регламентируется и Конституцией Российской Федерации. Да и подготовительная работа – тоже. Например, возможно создание агитлистовок.

Слайд 20. Мы с вами увидели, что темы референдумов могут быть самыми разными. Но все они решаются на государственном уровне. Одним из таких актуальных вопросов может стать в ближайшее время вопрос о строительстве в Санкт-Петербурге огромного современного центра «Газпром-сити», так как жители города против данного строительства.

Другой темой референдума скоро станет вопрос о символе зимней олимпиады в Сочи 2014 года. На данный момент существует несколько вариантов: дельфин на лыжах, белый медведь, Дед Мороз и снежинка. Какой образ выбрать – будет решено всенародно.

Слайды 21–23. А теперь проведем референдум по обсуждаемому выше вопросу. Как вы думаете, какой должна быть формулировка вопроса для голосования по данной проблеме?

(Считаете ли Вы, что необходимо ограничить показ передач со сценами агрессии и насилия на телевидении?)

Слайды 24–26. Попрошу выдвинуть две кандидатуры для наблюдений за ходом референдума, для подсчета голосов и оглашения результатов.

Слайды 27–28. Возьмите бланки для голосования. Выскажите свое мнение по этому вопросу. При этом мы опускаем процедуру выдачи бюллетеней по данным паспортов.

Слайд 29. Уважаемая комиссия, огласите результат референдума…..

Слайд 30. Заключительное слово.

Сегодняшняя тема – разговор не одного классного часа. Человек должен высказать свое мнение, иначе государство погрязнет в хаосе зла. Гражданину необходимо умение отстаивать свое мнение на разных уровнях. Решение каждый принимает для себя – но и для государства.

Ведь государство начинается с осознания человеком себя личностью.

И активная гражданская позиция человека – основа здоровья общества, основа его жизни. А ведь жизнь – самое ценное, что есть у человека и, следовательно, у общества.

Слайд 31.

Д.С. Лихачев. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока.

Я согласна, считаю, что лучше сказать нельзя.

(бланк для референдума)

Считаете ли Вы, что необходимо ограничить показ передач со сценамиагрессии и насилия на телевидении?
 ДА  НЕТ
   

Большой юридический словарь

РЕФЕРЕНДУМ (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — важнейший институт непосредственной демократии, представляет собой голосование избирателей по какому-либо вопросу гос. или общественной жизни. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р. — закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны или внутриполитическая проблема. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Законодательству РФ известно только понятие Р.

Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации»

Референдум – решение важных вопросов общественной и государственной жизни прямым голосованием избирателей. Референдум имеет много общего с выборами (один и тот же избирательный корпус, процедура голосования и др.), однако отличие заключается в том, что выборы — это избрание лиц, а референдум — решение вопросов. В современном конституционном праве термин “референдум” почти полностью вытеснил ранее распространенное наименование “плебисцит”.

Референдум — важнейший институт непосредственной демократии. Особенно важное значение имеют общенациональные референдумы, проводимые в масштабе всей страны. По вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы, соответственно в масштабах субъекта федерации, города, муниципального округа.

Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

РЕФЕРЕНДУМ — форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении Р. представляет голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме "да" или "нет", "за" или "против". Соответственно назначение Р. в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов Р. выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства.