Подготовка к итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов по математике

Разделы: Математика


I. Создание независимой экспертизы методического объединения учителей математики

Принципы независимой экспертизы:

  • одновременное проведение независимой экспертизы (единый урок, единый день);
  • проводит учитель неработающий на параллели;
  • воспользоваться Положением  о промежуточной аттестации, где отражена независимая оценка.

Этапы  проведения мероприятий по независимой экспертизе:

1. Входной контроль с функцией диагностики в  5,10классах проводятся в начале учебного года с целью оценить уровень и качество освоения учеником содержания курса начальной школы или основного звена, используя различные виды контрольных работ  (тест или традиционная контрольная работа).

2. Репетиционный  экзамен в  процедуре  ЕГЭ (обязательный, по выбору).  Предоставляет  возможность школьнику  погрузиться в обстановку, близкую к условиям проведения независимой итоговой аттестации. Принципы независимой экспертизы сохраняются.

3. Оперативный контроль ключевых тем определяется в каждой параллели. Виды контроля: математические  диктанты, контрольные работы, проверочные работы, тесты, устные зачеты.

Предназначение: проверить  базовые математические умения, необходимые для продолжения дальнейшего образования. Особое внимание уделяется  устным зачетам по геометрии, которые проводятся, начиная с 7 класса. Проверяется степень понимания и усвоения новых знаний, уровень развития математической речи, умений рассуждать, делать выводы, доказывать и обосновывать свои действия. Оперативный контроль осуществляется по графику, запланированному в начале года.
Принципы независимой экспертизы сохраняются.

4. Промежуточная аттестация: 2-х уровневый тест, контрольная работа, экзамен. Их всех представленных форм промежуточной аттестации считаем более эффективной устный экзамен. Особенно в 10 классе при активной подготовке к итоговой аттестации.

Примером может служить создание мобильных групп в 9 классах. Результаты пробного экзамена продемонстрировали целесообразность организации повторения пройденного материала за курс основной школы, выделив для этого специальное время в учебном процессе. Мобильные группы формировались по уровню и степени подготовки школьников. Свобода посещения школьниками различных групп способствовала улучшению мотивации  учащихся, повышению интереса к предмету  в силу специфики профессиональной работы и особенностей каждого учителя в обучении математики.
Особое внимание уделяется устной  работе на уроках математики. Проверку знаний осуществляем с помощью тренажеров для устной работы  по темам.  Учителя составляют диагностические карты по корректировке рабочих планов и организации уроков разноуровневого обобщающего повторения.

II. Работа с мобильной группой по подготовке учащихся 9, 11 классов к ГИА, ЕГЭ.

Методическое объединение учителей математики – ведущая кафедра лицея, поскольку лицей технического направления. Основная форма дополнительного образования  кафедры – мобильные группы. Систематическую работу с мобильными группами начали с 2008 года.

Тематические направления мобильных групп:

  • 9 класс «Функции и графики», автор Е.А.Носач  (рецензирована доцент,к.п.н. ф/м наук ЛПИ КрасГУф Яковлевой Л.Н.), апробирована в 2009-2010 учебном году.
  • 9 класс «Уравнения и  системы уравнений в школьном курсе», автор Л.В.Мазярчук (рецензирована доцент,к.п.н. ф/м наук ЛПИ КрасГУф Яковлевой Л.Н.), апробирована в 2009-2010 учебном году.
  • 9 класс «Решение задач с параметрами», автор Л.А.Пономарёва (рецензирована доцент,к.п.н. ф/м наук ЛПИ КрасГУф Яковлевой Л.Н.), апробирована в 2009-2010 учебном году.
  • 11 класс «Решение задач с параметрами», автор С.С.Степанова (рецензирована доцент,к.п.н. ф/м наук ЛПИ КрасГУф Яковлевой Л.Н.), апробирована в 2008-2009 учебном году.

Все  программы  мобильных групп составлены  концептуально на основе примерной программы по математике  основного общего образования и  направлены  с одной стороны на систематизацию и расширение знаний учащихся,  на реализацию внутрипредметных связей, способствует лучшему освоению базового курса математики, а с другой – служит для внутрипрофильной  дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.

Например, тема «Функции и графики» «пронизывает» весь школьный курс математики, встречается в материалах ГИА, ЕГЭ, поэтому данный факультативный курс, предложенный в программе Е.А.Носач, позволит обобщить и систематизировать знания учащихся и подготовит их к сдаче государственной итоговой аттестации. В программе предложено планирование, предусматривающее изучение графиков  элементарных функций, геометрические преобразования графиков функций, примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы.

Группы были сформированы из учащихся 9,11 классов (учителя, ведущие мобильные группы не работают на данной параллели). Исходя из опыта нашей работы, рекомендуем начинать работу с мобильными группами со второй четверти.

Принципы  формирования мобильных групп:

1. Учитываются  особенности детей (отразить в пояснительной записке).
2. Учащиеся имеют возможность выбора темы мобильной группы и учителя .
3. Учащиеся имеют возможность свободно «входить» в мобильную группу и «выходить» из неё.
4. Специальное время в расписании занятий.

Работу в группе мы начали с того, что попытались ответить на вопросы:

  • Как готовиться к экзамену?  Подготовка к любому экзамену  начинается с вопроса к самому себе:
  • Каково предназначение экзамена? (Только сдать и забыть или желательно усвоить материал прочно, надолго?)
  • Какой результат для меня желателен и какой приемлем? (Неразличение этих уровней приводит к повышенной нервозности)
  • Как соотносится приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету?  (От этого зависит объем предстоящей работы).

Следующий шаг:

  • изучить кодификатор,
  • напротив каждой темы нужно сделать отметку об уровне усвоения данной темы, по мнению школьника;
  • оценивает уровень своих знаний  по пятибалльной шкале (исключение оставляет тема «Решение текстовых задач арифметическими приёмами» т.к. является темой отдельной мобильной группы).

После обработки данных анкеты, кодификатора и анализа учителя по учащимся данной группы составляется план занятий группы.

Анализ учителя по классу (параллели).

1. Контингент  учащихся данного класса (параллели)
2. Затруднения учащихся (указать предмет, темы, может быть ситуация)
3. Потенциальные  возможности, ресурсность  (готовность к умственному труду, общая эрудиция,  языковое развитие,  восприимчивость) – низкие, средние, высокие.
4. Преобладающее мышление (гибкость, самостоятельность, экономичность и др.).
5. Темпы продвижения в обучении.

III. Пример подготовки школьников  по теме: «Преобразование выражений» (Приложение 1)

Задания этого блока направлены на проверку владения следующими знаниями и умениями:

  • Знать и понимать термины «тождество», «тождественно равные выражения»; опираясь на правила преобразования выражений, распознать тождественно равные выражения; понимать смысл требований «упростите выражение», «разложите на множители»;
  • Выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
  • Преобразовывать целые выражения, используя правила сложения, вычитания и умножения многочленов, в том числе формулы сокращенного умножения;
  • Выполнять разложение многочленов на множители, используя вынесение общего множителя за скобки, а также формулы сокращенного умножения; применять правило разложения на множители квадратного трехчлена;
  • Сокращать дроби; преобразовывать несложные дробные выражения, содержащие одно-два действия
  • Выполнять преобразование простейших числовых выражений, содержащих квадратные корни

Вводное занятие рассчитано на 2 часа.

Данный раздел  достаточно обширен и включает в себя много тем. Для начала предлагаем  школьникам ознакомиться  с требованиями, на проверку каких знаний и умений направлены задания этого раздела.

Структура занятия:

  • Работа с тренажером;
  • Устная работа (понятийный блок);
  • Работа с тестом (определение учащимися времени работы и формы работы);
  • Обсуждение решений заданий теста;
  • Рефлексия;
  • Планирование темы следующего занятия.

Затем учащиеся работают с пробным тестом , который позволит выявить уровень усвоения знаний, умений данного раздела. Время работы с тестом определяют учащиеся (в рамках занятия), данный тест решается индивидуально. По окончании заданного времени приступаем к проверке заданий, в случае затруднения – рассматриваем у доски с подробными объяснениями. После проверки каждый школьник  отвечает на вопрос: На какие вопросы темы обратить внимание, а что получилось сразу (в тесте делают отметки).
Составляется план совместной работы по темам.  Первая тема «Действия со степенями»  отрабатывается при работе с заданиями, составленными на основе тестов ЕГЭ за 9 класс и за 11 класс. Время и порядок работы определяют учащиеся.

На такие темы как «Раскрытие скобок», «ФСУ», «Разложение на множители», «Сокращение дробей», «Преобразование выражений содержащих корни» обратить особое внимание на последующих занятиях (задания так же составляются на основе вариантов ЕГЭ).

Выстраиваем отношения в группе так, что каждый ученик может свободно проявить себя в действии. На учебных занятиях создаётся ситуация успеха, что позволяет осуществлять уровневая дифференциация – это важно для эмоционального состояния и настроя школьников. В результате такой работы появляется  уверенность, повышается самооценка и интерес к предмету математика.

Беседуя с учителем, обратили внимание на то, что большинство ребят стали более уверенно отвечать на уроках, работать у доски, участвовать в дискуссиях, консультировать других учеников по отдельным вопросам. Заметим, роль учителя так же изменилась, он в большей степени выступает как консультант-помощник и организатор процесса.