Площадь. Единицы площади

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: "на глаз", путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
  • Закрепить знание свойств геометрических фигур.
  • Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.
  • Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
  • Развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, навыка узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины.
  • Воспитывать правильное научное мировоззрение; расширять правильное научное мировоззрение; расширять представление об окружающем мире.

Оборудование:

  • для учащихся: геометрические фигуры, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь.
  • для учителя: геометрические фигуры, карточка со словом "Площадь", карта-схема «Полет в космос», карточки с названием планет.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

У. Сегодня на уроке математике мы закрепим ваши знания о геометрических фигурах. Выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнивать площадь фигуры. Но урок у нас необычный. Мы совершим полет в космос. Во время полета будьте дружны, поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы единый коллектив.

II. Запись в тетради числа и слов "Классная работа"

III. Подготовительная беседа

На доске открывается карта-схема полета.

У. Начинаем подготовку к полету. Как звали первого космонавта нашей страны? В каком году совершил полет Ю. А. Гагарин? Посмотрите, на доску есть эта дата среди чисел.

IV. Устный счет

1. 8, 46, 729, 52, 6, 10, 2, 1961, 18, 7, 9, 16, 5, 4, 1958, 452. На сколько групп можно разделить эти числа? Запишите все однозначные числа в порядке возрастания, обратите внимания на правильность написания и красивое письмо. (Минутка красивого письма) На сколько групп можно разделить все однозначные числа? Докажите. Запишите I вариант четные числа. II вариант нечетные числа. Увеличьте эти числа в 3 раза.

2. При подготовке к полету Ю. Гагарин долго тренировался на различных тренажерах.Задача: На летальным аппарате Ю. Гагарин занимался 56 часов, а на колесе 43 часа. На сколько больше занимался космонавт на летальным аппарате, чем на колесе?

3. На доске примеры:

78 – 40
9 + 4
23 – 3
36 + 4
52 + 3

и ответы: 38 – л, 61 – т, 20 – з, 13 – в, 40 – ё.

– Какое слово получилось? (Взлёт)
– Сможем мы начать наш полёт? (Нет, у нас нет космического корабля.)

V. Работа по теме урока

1. Работа с геометрическим материалом

– Открываем конструкторское бюро. Будем работать в парах. Из набора геометрических фигур строим космическую ракету.
– Из каких геометрических фигур состоит наша ракета? Сколько треугольников? Почему вы решили, что это треугольники? Посмотрите на центральную часть ракеты. Какие это фигуры? Что вы знаете о прямоугольники, о квадрате?

Работа по вариантам: I вариант – измеряют прямоугольник и находят периметр. II вариант – измеряют квадрат и находят периметр. Начинаем дружно отсчет 5, 4, 3, 2, 1 – пуск.

Физкультминутка

2. Приближаемся к планетам Уран и Марс. Посмотрите, на какую планету нам удобнее совершить посадку. Почему? Как вы сравнили? (Площадь планеты Уран меньше площади планеты Марс.)

– Какое слово новое вы услышали?

На доску вывешивается табличка: Площадь.

– Назовите орфограммы в слове площадь.

3. На планете Марс расположены площадки для ракет. Вот эти площадки в уменьшенным виде.

а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.

– Как сравнивали? (Видно "на глаз")
– Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
– Как ещё можно сравнить площади этих фигур? (Можно наложить одну на другую.)
– Наложите и сравните площади квадратов. (Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.)

б) Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше. (Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.)

– Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете? Если правильного ответа не будет, учитель сообщает: Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости. Как мы сравнивали площади фигур? (“На глаз” и наложением друг на друга.)

в) Возьмите фиолетовый прямоугольник и белый квадрат.

– Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата «на глаз» или наложением?

Дети пытаются сравнить площади фигур «на глаз» и наложением.

(“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.)

– Как же сравнить площади этих фигур?

Ответы детей.

– Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.

а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата. Чем отличаются?

б) Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради. Измерьте сторону квадрата. 4 см

– Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата. Измерьте длину и ширину прямоугольника. 5 см, 3 см Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.

– Как же сравнить площади этих фигур? (Ответы детей.)

1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.
Можно посчитать клетки.
Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант – прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

64 > 60

– Сравните площади квадрата и прямоугольника. (Площадь квадрата больше площади прямоугольника.)
– Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.

2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.

Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.

3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1 см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.

16 > 15

– Сравните площади фигур. (Площадь квадрата больше площади прямоугольника.)

Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.

4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник? (3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15 5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15)

5. Подведём итог наших наблюдений. Что же такое площадь фигуры?

– Как можно сравнить площади фигур?

VI. Закрепление

1. №1 стр.63. Как можно сравнить площади фигур?
2. На этой планете нас встречают звери посмотрите на этих зверей на стр. 69. Как легче узнать, площадь, какой фигуры больше?
3. Посмотрите, как много нового мы узнали на планете Марс. Можем дальше продолжать наш путь. Приближаемся к планете луна. Мы с вами совершили посадку на Луну. Первые люди спустились на поверхность Луны еще в 1969 году. Здесь нам предстоит выполнить математическое задание –
4. Решить примеры из задания № 2 стр. 69. Будем работать по рядам. 1 ряд выполняют первую строчку, 2 ряд вторую, 3 ряд третью. 3 ученика решают у доски. Проверяют 3 ученика.
5. Много интересных математических заданий выполнили мы, путешествуя по планетам Солнечной системы. Пора возвращаться на Землю, где нас любят и ждут. Чтобы вернуться, надо решить задачу № 4. Разбор задачи. (Один ученик решает у доски). Взаимопроверка.

VII. Итог урока

Из полета возвратились.
И на Землю возвратились.

– Подведем итог наших наблюдений?
– Что такое площадь фигуры?
– Как можно сравнить площадь фигур?
– О чем вы расскажите дома? Начните свой ответ с любого из таких предложений.

  • Я знаю, что...
  • Я хорошо знаю, что...
  • Я должен знать, что...

Выслушиваются ответы детей.

– Спасибо за работу!

VIII. Домашнее задания: № 3, №5. Посмотрите на задания №3 и на №5 самостоятельно выберите для задания.

Дополнительное задание. На листочках дана фигура. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.

Анализ урока

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
Класс, с которым я работаю, является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.

Тема урока:  «Площадь. Единицы площади».

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:

  • Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: "на глаз", путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
  • Закрепить знание свойств геометрических фигур.
  • Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.
  • Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
  • Развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, навыка узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины.
  • Воспитывать правильное научное мировоззрение; расширять правильное научное мировоззрение; расширять представление об окружающем мире.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.

Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:

  • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи, беседа о космосе);
  • наглядные (карточки для индивидуальной работы);
  • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
  • методы устного и письменного контроля и самоконтроля.

В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:

  • коллективная;
  • индивидуальная, с учётом дифференциации.

На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.

В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений учащиеся усвоили хорошо, умеют читать, записывать числа, решать задачи, знают порядок действий, названия компонентов действий и выполняют задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.