План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего возраста с элементами сказкотерапии "Лиса и журавль"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция:

Образовательная область "Познание":

  • Совершенствовать умения детей считать в пределах 10.
  • Развивать умения детей называть и различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
  • Развивать умение конструировать из геометрических фигур персонажей сказки.

Образовательная область "Коммуникация":

  • Развивать умение составлять пересказ содержания сказки.
  • Совершенствовать умения употреблять в речи антонимы (высокий - низкая), прилагательные (хитрая, обидчивый и т.д.)

Образовательная область "Чтение художественной литературы":

  • Формировать опыт положительного восприятия содержания сказки.

Образовательная область "Музыка":

  • Формировать опыт игры на музыкальных инструментах.

Образовательная область "Социализация":

  • Формировать понятия "хорошо", "плохо".
  • Развивать эмпатийные качества личности детей (сопереживание героям сказки).

Материалы:

  • музыкальные инструменты на каждого ребенка;
  • мяч;
  • наборы геометрических фигур на каждого ребенка;
  • карточки с изображением посуды;
  • планшеты разного цвета на каждого ребенка (для гиперактивных детей синего или зеленого, для пассивных медлительных - красного цвета);
  • аудиозапись.

Ход деятельности

Педагог предлагает детям "отправиться в сказку" с помощью музыкальных инструментов.

Упражнение №1 "Здравствуйте".

Дети выбирают себе один музыкальный инструмент и приветствуют друг с друг с его помощью: дети играют на музыкальных инструментах, проговаривая приветствие (здравствуйте, добрый день, хелло, привет, доброе утро и т.д.)

Упражнение №2 "Соедини точки".

Педагог предлагает детям отгадать, в какую сказку они попадут. Для этого дети соединяют точки контурных изображений: лиса, журавль.

Педагог начинает рассказ сказки:

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорого! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазали по тарелке. Подала и потчует:

- Покушай, голубчик куманек, - сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает!

Упражнение №3 "Наоборот".

Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:

У лисы ноги короткие, а у журавля:.. длинные;

У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка ::.. короткая;

Кувшин глубокий и тарелка :. мелкая;

Журавль высокий, а лиса :.. низкая;

Лиса хитрая, а Журавль :. глупый;

Упражнение №4 "Звуковой анализ".

Детям предлагается выполнить звуковой анализ слова лиса, сосчитать сколько частей в слове "лиса". Придумать предложение с этим словом и сосчитать слова в предложении.

Педагог продолжает рассказ сказки:

А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

- Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.

Журавль ей отвечает:

- Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

Упражнение № 5 "Четвертый лишний".

Дети выбирают лишнее слово в ряду:

чашка, тарелка, ложка, блюдце;

кастрюля, чайник, самовар, кружка.

Упражнение №6 "Кто какой?".

Педагог предлагает охарактеризовать персонажей сказки, ответив на примерные вопросы:

- Какой Журавль в сказке?

- Какая лиса в сказке? И т.д.

Далее педагог продолжает рассказ сказки:

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

- Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает. Никак достать не может: не лезет голова в кувшин.

Упражнение № 7 "Выбери посуду".

Детям предлагается выбрать посуду для Лисы и для Журавля (кувшин, тарелка, бидон, блюдце, чашка и т.д.). Далее педагог организует ответы детей на примерные вопросы:

- Почему журавль ушёл обиженный?

- Почему он не смог поесть?

- Почему ему было неудобно есть?

- В какую посуду нужно было положить кашу для журавля?

- Кем была недовольна лиса?

- В какую посуду нужно было налить окрошку?

Упражнение № 8 "Расставь посуду".

Детям предлагается на верхнюю полку выбрать и поставить столовую посуду. На среднюю кухонную, на нижнюю:

Педагог продолжает рассказ сказки:

А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.

- Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Упражнение № 9 "Объясни пословицу".

Детям предлагается объяснить половицу: "Как аукнулось, так и откликнулось!" и вспомнить, и назвать другие пословицу о дружбе, объяснить их смысл.

Упражнение № 10 "Коллаж из геометрических фигур".

Далее педагог предлагает детям придумать и выложить изображения лисы или журавля из геометрических фигур. Дети используют круг, прямоугольник, треугольник, овал. Выкладывают портреты на фоне разного цвета (красный, желтый или оранжевый фон используется для пассивных детей, для гиперактивных фон зеленого или синего цвета и т.д.)

Далее дети считают, сколько геометрических фигур было использовано при конструировании, сколько треугольников в картине, сколько кругов, сколько квадратов, и чего больше.

Упражнение №11 "Расскажи сказку".

Детям предлагается рассказать сказку от первого лица или от третьего лица: представить и изобразить, как рассказала бы сказку лиса своим лисятам или журавль журавлятам.

Упражнение № 12 "Оркестр".

Для того, чтобы "вернуться из сказки в группу" педагог предлагает детям сыграть оркестром с помощью цветных платков:

  • желтый платок - "нежно" играют металлические предметы (металлофон и т.д.)
  • красный - шуршащие (киндер сюрприз с зернами);
  • синий - духовые (флейта, дудка и т.д.);
  • зеленый - "четко" звучат ударные (барабан, треугольник, кастаньеты и т.д.);

Итог: педагог организует беседу с детьми на тему "Как нужно встречать гостей".