Интегрированный урок в 4-м классе по теме "Деление и умножение на многозначное число"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели: создать условия для

  • коррекции знаний деления и умножения многозначных чисел;
  • формирования  культуроведческой  компетентности (знаний об олимпийской истории, олимпийского движения, его сегодняшнем состоянии, идеалах, ценностях);
  • формирования коммуникативной компетентности .

Задачи:

  • Развивающие:
    • формирование  языковой компетентности (расширения словарного запаса слов, обогащения речи учащихся);
    • развитие внимания, зрительной памяти, умения самостоятельно контролировать свои действия и исправлять свои ошибки.
  • Воспитательные:
    • стимулирование  познавательной  деятельности, чувство гордости за успехи российских чемпионов, особенно чемпионов Алтайского края.
  • Здоровьесберегающие:
    • профилактика утомляемости учащихся;
    • создание атмосферы сотрудничества.

Форма урока: исследование, диалог-полилог.

Методы обучения:

  • практическая работа
  • проблемные вопросы
  • рассказ о спортсменах

Структура урока:

Урок  начинаю  с взаимного приветствия с учащимися. Цели урока ставлю комплексно: образовательные, воспитывающие и развивающие. Коллективное  целеполагание  в начале урока обеспечивает целенаправленную работу, каждому ребёнку создаю атмосферу значимости, серьёзности и важности данной темы. Данный этап позволяет детям мобилизоваться, сосредоточиться, внутренне организоваться.

Создание учебной ситуации строю на коммуникативной основе, то есть на принципах учебного диалога. Учебный диалог становиться основной формой обучения. В ходе урока формирую мотивацию к поисковой мыслительной деятельности через включение детей в учебную поисковую деятельность.

Исследовательский метод позволяет создать ситуацию для саморазвития и взаимообучению учащихся.Опора на личный  опыт и иллюстрированный материал, система вопросов и заданий активизируют познавательную деятельность детей. Задания на уроке от этапа к этапу усложняю, что позволяет целенаправленно и стабильно развивать объём и распределить внимания, сосредоточенность, наблюдательность, аналитико-синтетическое мышление.

Познавательная деятельность была направлена на проявление интереса и любознательности.  Она шла через знакомство с алтайскими спортсменами. Устойчивость и сосредоточенность внимания, речевые способности происходит при закрепление изученного материала.

На каждом этапе урока  ученики сами отслеживают свои результаты и оценивают их. С введением рефлексии повышается ответственность за результаты своего труда, снимает страх перед плохой оценкой.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию знаний

Учитель: Наверное, каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу, читать любимые книги, посещать кружки, бегать прыгать. Как сохранить своё здоровье на долгие годы?  Об этом мы поговорим сегодня на уроке.
– Урок, ребята, очень важный. Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране «Здоровья». Что мы должны взять с собой, чтобы не сбиться  с пути?

Дети: Нам нужна карта.

Учитель: Давайте её хорошо изучим.

Дети знакомятся с маршрутом. (Слайд 1).

Учитель: Что возьмем с собой в путешествие?

Дети: Возьмём хорошее настроение, смекалку, дружбу.

Учитель: Нам поможет острый ум, быстрое решение и помощь друг другу.

2. Сообщение темы и задач урока

Учитель: Почему люди отправляются в путешествие?

Дети дают свои гипотезы.

Учитель: Чем будем заниматься во время путешествия?

Дети:

1. Решать примеры, уравнения, задачи, выражения.
2. Узнать много интересного о спорте.

Учитель: Как вы предлагаете работать?

Дети: Самостоятельно, в группах.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок.  Мы отправляемся в путешествие искать волшебные силы наших способностей. Девиз нашего урока: «Мыслить мгновенно, думать оперативно!»

3. Актуализация опорных знаний

– С  какого слова начинается наше приветствие  к другому человеку и что оно обозначает?

Учащиеся: Мы произносим слово « здравстуйте »,значит нужно пожелать «здоровья».

Учитель: «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно». (И.Брехман). Как  вы понимаете данное выражение?

Дети  дают ответы.

Учитель: Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы. Чтобы укрепить его, нужно смолоду.
– Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости  человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро легко потерять.
– Посмотрите внимательно  на экран  и выберите слова, которыми можно охарактеризовать здорового человека. (Слайд 2)

Дети: Красивый, сильный, ловкий румяный, стройный, крепкий.

Учитель:  Как можно сберечь своё здоровье? Что для этого нужно?

Дети: Нужно вести здоровый образ жизни.

Учитель: Как правильно его вести расскажет следующая информация. (Слайд 3)

Учитель:

Получен от природы дар –
Не мяч не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз – здоровье
Очень хрупкий груз
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.

– От чего и как зависит наше здоровье?

Учащиеся дают свои ответы.

Учитель:

Всем известно, всем понятно,
Что первым быть приятно.
Только надо знать,
Как ребёнку сильным стать! (Слайды 4-5).

Учащиеся внимательно  читают и анализируют.

Учитель: Правильное питание снижает усталость, улучшает самочувствие, уменьшает раздражительность. Движение делает человека энергичным, сильным, выносливым и помогает правильно заниматься спортом . Пришло время поближе познакомиться со спортом.

4. Процесс усвоения новых знаний и решение проблемных вопросов

Учитель:

– Вы сильные, вы смелые,
Нет слабых среди вас,
В весёлую Олимпию
Отправимся сейчас! (Слайд 6)

– В каком году проводились первые  Олимпийские игры вы узнаете, когда решите данное выражение. (Слайды 7-8).
– Первые достоверные исторические данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 году до н.э. Именно этот год выбит на найденной мраморной плите, на которой высечено имя Олимпийского победителя в беге эллийского повара Короибоса.
(Слайд 9). Каждые четыре года проводились Олимпийские игры в маленькой деревне в Пелопоннесе под названием Олимпия.В программу древних Олимпийских игр входили следующие виды – бег, борьба. Пятиборье, кулачные поединки. Гонки на колесницах запряжённые двумя и четырьмя лошадьми; пакратион – это бег в военном снаряжение, скачки. Подготовка к играм  шла  в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Именем отлета, который выиграл состязание, называлась следующая Олимпиада. Олимпиадников (победителей) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной роще.
Спорт из года в год становился более организованным и регулярным. Появлялись и формировались всё новые виды и подвиды спорта, уточнялись правила, спорт приобретал традиции и сторонников.
– Что обозначает слово спорт? Об этом мы узнаем у первого комментатора.

1 комментатор: Спорт – организованная по определённым  правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей.
Цель спорта  – это достижения максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.

Учитель: Какими видами спорта занимаются дети в школе? (Слайд 10).

Дети перечисляют.

Учитель: Что нужно сделать, чтобы стать настоящим спортсменом? (Слайд 11).

Дети: Желание, хорошее здоровье, терпение, трудолюбие, воля к победе.

Учитель: Пришло время , узнать каким видом спорта увлекался русский народ на Руси.

Комментатор 2  (Слайд 12): Самым популярным видом спорта на Руси, безусловно, был кулацкий бой. Это обусловлено историческими условиями развития русского народа – постоянной необходимостью защищать свою землю от врагов. На ярмарках популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкания бревна, бои на бревне, лапта, городки, перетягивание каната. Самые смелые и выносливые парни могли проверить себя в соревнование по взятию «Снежного городка».У парней была задача разрушить городок и захватить знамя, которое охраняли женщины и девушки. Для своей защиты девушки и женщины использовали весьма внушительные средства: обмотанные шкурами палки, набитые соломой мешки, снежки крупных размеров.
– Какое вознаграждение получал победитель вы узнаете, когда решите уравнение? (Слайды 13-14)

Дети решают уравнение.

Учитель: Игрок, сумевший захватить знамя, имел право перецеловать всех защитниц.

Учитель: Молодёжь всего мира сегодня всё чаще и чаще говорят о здоровом образе жизни. На смену одним видам спорта приходят другие. (Слайд 15)

Стадион заполнен до отказа
И флаги яркие горят.
Спортсмены стройными рядами
Шагают все за рядом ряд.
Зажгли огонь Олимпиады
И факел пронесли сквозь строй,
И ждут они теперь награды
Ведь у  спортсмена боевой настрой.

– Идея современного олимпийзма принадлежит Пьеру де Кубертену, по инициативе которого в июне 1894года был проведён в Париже международный Атлетический конгресс, на котором он выступил с докладом «Возрождения олимпизма».Официальным логотипом являлась эмблема, символизирующая союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх; Синий цвет – Европа, чёрный  – Африка, красный – Америка, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия, а также олимпийский флаг, девиз « быстрее, выше, сильнее», олимпийский огонь, который горит на протяжении всей олимпиады и церемонии открытия, олимпийская клятва,  олимпийский гимн.
– Кто сочинил олимпийский гимн, вы узнаете, когда выполните следующие задание. (Слайды 16-17).
Олимпийский гимн является музыкальным произведением написанное Спиросом Самара. (Слайд 18).

Учитель: Для чего нужен человеку соколиный глаз? Какое зрение у сокола?

Дети: Острое, видит издалека, всё замечает, запоминает.

Учитель: Сейчас мы проведём гимнастику для глаз, чтобы всё замечать, лучше запоминать.

5. Гимнастика для глаз (Слайды 19-31)

Учитель: В каком году будет проходить олимпиада в нашей стране?

Комментатор 3: Зимняя Олимпиада 2014 года пройдёт в нашей  стране.Олимпийской эмблемой  является сложная композиция, в которой Олимпийские кольца связаны с другим отличительным элементом. (Слайд 32).

Учитель: Ребята что вы можете рассказать о Олимпиаде в Ванкувере.

Дети рассказывают.

Учитель:

Тихо стало на трибунах.
Награждения идёт.
Кто же станет чемпионом?
Сейчас узнает весь народ.

– Какими  медалями награждают победителей?

Дети рассказывают  о золотых,  серебряных и бронзовых медалях.

Учитель: Медали на Олимпиаде в Ванкувере уникальные. (Слайд 33).

Комментатор 4: Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.

Учитель: Давайте познакомимся поближе с  видами спорта в Алтайском крае? (Слайды 34-35).

Дети показывают свои знания.

Учитель: В крае в настоящее время оказывается серьёзная помощь развитию физической культуры и спорта. В Алтайском крае активно работают спортивные клубы, где активно занимаются дети и взрослые.

Танцы на паркете – это красиво.
Танцуют пары просто диво.
Вот нам попробывать надо
Может каждому будет награда.

Дети выполняют движения сидя на стуле (танец «Макарена»).

Учитель: Глядя на спортсменов, увлекающихся  танцевальным спортом, в полной мере сознаёшь значение словосочетания « физическая культура».Более 400пар из Красноярска, Новосибирска, Северска, Новокузнецка, Кемерово, Новоалтайска, Бийска и  Барнаула вели 2-дневную борьбу на кубок Губернатора Алтайского края.
Губернатор Алтайского  края Александр Богданович Карлин  учавствующий в церемонии награждения финалистов сообщил о решении Администрации Алтайского края сделать турнир традиционным.

Водные виды каждое лето
В кепки, купальники все мы одеты.
Кролем и брасом, и аттерфляем
Каким же нам стилем плыть угадает.

Учитель показывает  карточку, а дети выполняют стоя около парт движение руками.

Комментатор 5: Чемпион Андрей Владимирович  Гречин, является лучшим спортсменом Алтайского края. Мастер спорта международного класса, выступал на дистанциях 50-100 метров вольным стилем, а также на эстафетах 4 на 100  вольным стилем 4 на 100 комплексом. В 2009 году завоевал  золотую медаль. Им был установлен  новый рекорд. (Слайд 36).

Учитель:

Спортивные игры – это команда.
Передачи и скорость, движение масса.
Ведение мяча и удар по мячу.
В футбол, баскетбол, волейбол играть я хочу.

Комментатор 6:.Призвание своё Алексей Смертин    нашёл в футболе, где будучи мальчишкой. Усердно тренировался, упрямо постигал азбуку футбольной науки. Возмужав, проявил себя как заурядный  бомбардир. В Барнауле основал спортивно- юношескую школу олимпийского резерва с широкой сетью по всему  краю. (Слайд 37)

Комментатор 7: Каждый год с 22 по 24 марта проходят традиционные турниры памяти Анатолия Николаевича Сироткина, который свою жизнь посвятил воспитанию юных баскетболистов. Его воспитанники отличались хорошей техникой игры, знанием  её тонкостей, многократно становились чемпионами и призёрами.
Юноши и девушки увлекаются игрой волейбол. Цель игры состоит в том, чтобы как можно больше мячей забросить на площадку противника и как можно меньше пропустить в свою. Начало игры и конец сопровождается рукопожатием соперников. (Слайды 38-39)

Комментатор 8: Слово « гимнастика» произошло то греческого слова «гумнацо» , что обозначает обучаю, тренирую. Основная цель этого вида спорта – это всестороннее физическое развитие и совершенствование. Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 году, когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр.
Женщины гимнасты выступают с мячом, лентой, булавами выполняя при этом сложные гимнастические упражнения на брусьях, перекладине, бревне и прыжки через коня. Мужчины выступают на брусьях, кольцах.
Сергей Хорохордин достойно выступил на олимпийском турнире. (Слайд 40

Учитель:

В спорте нет путей коротких
И удач случайных нет –
Познаем мы в тренировке
Все мы формулу побед:
Это стойкость и отвага,
Сила рук и зоркий глаз,
Это честь родного флага
Окрыляющего нас.

– Эти люди отличаются большим стремлением к воли победы. Они всегда удивляют высокими результатами на Олимпийских играх. Кто же они?
Вы узнаете после выполнения задания. (Слайды 41-42).

  • 1 группа – 1 пример
  • 2 группа – 2 пример
  • 3 группа – 3 пример

Комментатор 9: Этих людей называют параолимпийцами. Жительницы Алтайского края Тамара Подпольная и Ирина Казанцева завоевали второе место в личном зачёте по паурлифтингу. Спортсмены из Алтайского края успешно выступили на чемпионате России по лёгкой атлетике среди  инвалидов по зрению. Жительницу Барнаула Елену Сивкину никто не мог догнать на станции 800 метров. (Слайды 43-44)

6. Итоговая рефлексия

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Хотелось поблагодарить всех комментаторов за интересную информацию.  С какими трудностями вам пришлось столкнуться при выполнении заданий?

Дети анализируют свою выполненную работу.

(Слайд 45) Учитель: В заключение хочу вам пожелать накапливать и беречь своё здоровье, учиться этому у окружающих людей, заниматься любимым делом, проводить каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других.
Будьте здоровы и счастливы!

Литература:

  1. http://www.olympic.ru – официальный сайт Олимпийского комитета России;
  2. Столбов В.В. «История физической культуры и спорта». – М.: ФиС, 1975.
  3. В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой». Москва 1985.
  4. Еженедельная газета объединения педагогических изданий «Первое сентября»  Спорт в школе 2007 г. .№5 – 11.