Какие мы?

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей представление об эмоциональном состоянии человека через мимику и моторику.

Задачи:

Образовательные:

  1. Помочь ребенку приобрести представления об эмоциональных состояниях человека. Учить определять эмоциональные состояния по схематическим изображениям.
  2. Уточнять знания детей о частях лица, их названиях, мимике человека.
  3. Учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами внутренней жизни, осознанию своих чувств, мыслей.
  4. Учить снимать психическое напряжение.

Развивающие:

  1. Развивать выразительную мимику и моторику, способствовать адекватному выражению эмоционального состояния, пониманию состояния других людей.
  2. Развивать навыки межличностного общения через организацию работы в группе, внимание, память, коммуникативные навыки, воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение друг к другу, желание помочь товарищу.
  2. Воспитывать чуткое отношение к эмоциональному состоянию товарища.

Материалы:

  • простые карандаши и Ѕ альбомного листа (по количеству детей);
  • альбомный лист, маркер, мольберт, письмо от «Загадки», клей-карандаш;
  • вывески с названиями станций, смайлики: «грусть» и «радость»;
  • аудиозапись тихой музыки, «Книга отзывов».

Ход занятия

Дети входят в группу и видят вывеску «Вокзал».

- Ребята, посмотрите, где мы очутились? (На вокзале.)

- Правильно. А это значит, что мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие. На каких видах транспорта можно путешествовать? (На самолете, машине, вертолете, корабле, поезде, и.д.)

- Молодцы! Мы сегодня будем путешествовать на поезде. В пути у нас будет несколько остановок. Поезд у нас будет необычный, вы будете вагончиками, а я локомотивом. Вагончики построились друг за другом! (Дети стоятся колонной и кладут предыдущему ребенку руки на плечи, впереди становится воспитатель.)

- Поехали! (Воспитатель ведет «состав» по группе.) Как «разговаривает» поезд? (Дети произносят звуки «чух-чух-чух...», «ту-ту».)

- Первая остановка на пути нашего следования «Отвечай-ка». (Воспитатель подводит детей к ковру.)

- Ребята, давайте мы сядем по кругу и посмотрим внимательно друг на друга.

- Посмотрели? А теперь я попрошу вас ответить на вопросы:

  1. Что у вас на самом верху? (Голова.)
  2. Что вы видите на ней? (Лицо.)
  3. Что у вас находится сзади головы? (Затылок.)
  4. Справа и слева? (Уши.)
  5. Что у вас в верхней части лица? (Лоб.)
  6. Ниже лба? (Брови.)
  7. Под бровями? (Глаза.)
  8. Какого цвета бывают глаза? (Голубые, зеленые, карие, серые.)
  9. Между глазами? (Нос.)
  10. Под носом? (Рот.)
  11. Ниже рта? (Подбородок.)

- Молодцы, ребята! А для чего человеку нужен нос? (...) Для чего нужны глаза? (...) Для чего человеку нужен рот? (...)

- Очень хорошо! Вы ответили на все вопросы и нам пора ехать дальше. «Вагончики» – построились! В путь!

- Внимание! Мы прибываем на станцию «Рисовалка». Как вы думаете, что мы здесь будем делать? (Мы будем рисовать.)

- Совершенно верно, здесь мы будем рисовать. Проходите, садитесь за столы. Я буду рисовать лицо человека на мольберте, а вы будете за мной повторять на ваших листках бумаги. (Воспитатель последовательно изображает лицо человека, комментируя при этом свои действия.)

  1. Воспитатель изображает овал (круг) – лицо.
  2. Брови.
  3. Глаза.
  4. Нос.
  5. Рот.
  6. Уши.

- Ребята, посмотрите, какой человек у меня получился: веселый или гарусный? (Веселый.)

- Теперь давайте посмотрим, какого человека нарисовал каждый из вас. (Воспитатель показывает работу каждого ребенка, а дети определяют эмоциональное состояние нарисованного человечка по изображенной мимике.)

- Молодцы, ребята! Нам пора в дорогу. «Вагончики» – стройся! Поехали! Следующая станция « Отгадай-ка». (Воспитатель с детьми обходят группу.)

- Мы прибыли на станцию «Отгадай-ка». Здесь нас должна была встретить хозяйка станции – принцесса Загадка. Что-то ни кого не видно! Посмотрите, какой-то конверт. На конверте написано: «Детям группы №... д/с... от принцессы Загадки.» Прочитаем? (...)

- Дорогие, дети! Очень хотела вас встретить, но неотложные дела страны Загадляндии не позволили мне это сделать. Для того, чтоб продолжить путешествие, вы должны отгадать мои загадки. Желаю удачи! Принцесса Загадка.

1.Два соседа – непоседы.
Днем на работе,
Ночью на отдыхе. (Глаза.)

2. Всегда во рту,
А не проглотишь? (Язык.)

3. Между двух светил
В середине я один. (Нос.)

4. Не сеют, не сажают,
Сами вырастают. (Волосы.)

- Очень хорошо вы с загадками справились. Теперь можно ехать дальше. «Вагончики» – стройся! Следующая станция «Театральная».

- Мы прибыли на станцию «Театральная». Скажите, кто работает в театре? (Артисты.)

- Правильно! Сегодня мы тоже попробуем стать артистами и будем играть разные роли. Предлагаю попробовать.

Первая роль «Мальчик удивился».

Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл – кошки там не было, а выпрыгнула собака.

- Покажите, как мальчик удивился. (Воспитатель выполняет задание вместе с детьми.)

Мимика: рот открыт, брови и верхние веки приподняты.

Вторая роль «Дети расшалились».

- А теперь давайте вспомним лето. Представьте, что прошел теплый летний дождик. Дети вышли гулять. Но на улице много луж. Дети осторожно идут, стараясь не замочить ноги. Потом расшалились и стали прыгать по лужам так сильно, что брызги летели во все стороны. (Дети вместе с воспитателем выполняют движения.)

Третья роль «Усталые гномики».

- Молодцы! Теперь на сцену выйдут маленькие гномики. Каждый гномик несет на плече очень большую еловую шишку, они остановились, положили шишку у своих ног и говорят:

Я очень устал,
Я очень устал.

Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Четвертая роль «Не вкусный чай».

- Как славно вы сыграли гномиков! А теперь представьте, что ваша бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Вы захотели пить и налили себе в чашку горячего чая, не глядя положили в него две ложки сахарного песка, перемешали и сделали первый глоток. До чего же противно стало во рту!

Выразительная мимика: брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.

- Артисты хорошо потрудились, можно и отдохнуть! Ложитесь на ковер, закрывайте глазки. (Звучит тихая музыка.) Наступает «Волшебный сон». Он закончится тогда, когда я скажу громко: «Открыть глаза! Встать! Внимание... Наступает «Волшебный сон» (стихотворение читается медленно и тихо).

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена
И рас-слаб-ле-на...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые...
Губы чуть приоткрываются...
Все чудесно расслабляется...
Нам понятно, что такое состояние покоя...
(Долгая пауза.)
Бодрым голосом
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться!
Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

- Отдохнули! Пришла пора возвращаться обратно в детский сад. «Вагончики» – стройся! Поехали!

- Остановка «Детский сад».

- Вам понравилось наше путешествие? (...) Оставьте свои отзывы в «Книге отзывов». (Детям предлагаются смайлики, они их наклеивают в импровизированную «Книгу отзывов».)

- Всем спасибо за путешествие!