Сирень 45-го года

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (59 МБ)


Цель: воспитывать патриотические и гражданские качества учащихся с опорой на краеведческий материал, прививать интерес к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам, обогащать словарный запас учащихся, работать над лексическим значением слов.

Оборудование урока: проектор, иллюстрации военных лет, выставка художественной литературы о войне, “блиндаж” (макет).

Наглядность: пилотка военных лет, планшет, котелок, кусочек черного хлеба (размер нормы военного времени).

Ход урока

Слово учителя. Неотступна и незыблема людская память о Великой Отечественной войне советского народа против фашистов, о бессмертном подвиге тех, кто выстоял в смертельных боях, одолел и разгромил страшного и сильного врага. 67 лет отделяет нас от волнующего весеннего дня, который стал великим праздником как советского народа, так и всего человечества - 9 мая 1945 года. 67-летие Победы в Великой Отечественной войне – это не только праздник Памяти, праздник народа – победителя, но и незримая связь поколений, выраженная в отношении к одному из главных символов Победы.

Тема “Сирень 1945 года” - это не случайно: пышные букеты сирени дарили девушки воинам-победителям, сиренью встречали на станциях поезда с возвращающимися из Берлина войсками. Яркая, душистая майская сирень запомнилась воинам-победителям на долгие годы. Встречать День Победы с цветущими кистями сирени – стало традицией нашего народа.

Показ слайдов.

Что же означает слово “победа”?

Справка: Академический словарь русского языка раскрывает слово “победа”: 1. Успех в бою, в войне. 2. Успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы.

Расскажите о подвигах земляков в годы Великой отечественной войны. Рассказ ученицы “Бабушкин сундук”. Слайды.

Бабушкин сундук

Сколько тайн, неведомых молодому поколению, он хранит со времен Великой Отечественной войны!

Аккуратно сложены альбомы с фотографиями военных лет, дорогие сердцу предметы, письма, сохранившиеся документы - отголоски далекой страшной войны. За 65 лет пожелтели листочки писем и документов, нет уже прежнего блеска у медалей. Воспоминания об отце-ветеране, Татьяна Григорьевна, дочь майора Бахтина Григория Алексеевича, начинает свой рассказ.

Мой отец Григорий Алексеевич родился в 1918 г. в деревне Гузеево Свердловской области. До войны работал столяром на лыжной фабрике в г.Тавде.

22 июня 1941 г. фашистской Германией была объявлена война, и он в должности старшины кавалерийского эскадрона участвовал в боях в составе погранполка. Закончив в 1942г. курсы в г. Орджоникидзе в звании лейтенанта, служил в офицерском противотанковом батальоне в должности автоматчика. Будучи командиром взвода 32-го кавказского полка, 4-го казачье-кубанского корпуса, в 1943 году был ранен и находился на лечении в г.Баку. Татьяна Григорьевна дает справку 1943 года, подтверждающую ранение отца. В феврале 1945 г. он был вновь призван в армию в 32 оружейный полк. Его назначили помощником военного коменданта г. Лаубан (Германия) по оперативной работе. Дочь показывает фотографии с друзьями и однополчанами, и слеза катится по её щеке. Григорий Алексеевич встретил Победу в Германии. Об этом светлом и радостном дне он рассказывал своим детям с восхищением, с чувством юмора рисовал картины взятия немцев в плен, вспоминал о том, как попал под бомбежку ...

67 лет отделяет нас от знаменательного памятного Дня Победы.

Медали “За отвагу”, “За битву под Сталинградом”, “За оборону Кавказа” украсили китель капитана Бахтина.

Татьяна Григорьевна достает военный планшет, с которым Григорий Алексеевич прошел всю войну, бережно открывает его. В нем от руки нарисованная карта местности расположения вражеских войск. Все, что осталось от отца, она трепетно хранит в старом, любимом сундучке. В мирное время майор Бахтин служил во внутренних войсках до ухода в отставку. В 1971 г. он умер, и был похоронен в г-к Анапа.

Какие подвиги героев-защитников нашего города вы знаете? Рассказ ученика об участниках ВОВ.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Мирный труд народа был прерван. В первый год войны анапчане внесли в фонд обороны 700 тысяч рублей. Жители города и станиц ушли защищать Отчизну. Боевой славой покрыла себя 347-я стрелковая дивизия, в составе которой был анапский полк. Бессмертный подвиг на нашей земле совершили моряки-разведчики под командованием капитана Дмитрия Семеновича Калинина.

Они высадились ранним утром

1 мая 1943 года близ села Варваровка, но вскоре были обнаружены фашистами и приняли неравный бой. Отважно сражались десантники. Примером служил командир. Окружив капитана, гитлеровцы решили взять его живым. Дмитрий Семенович выхватил гранату, раздался взрыв, гулким эхом отозвавшийся в горах. На земле лежал геройски погибший капитан Калинин, а вокруг разметало около десятка фашистов. За героизм и отвагу Дмитрию Семеновичу Калинину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Какие улицы в нашем городе названы в честь героев ВОВ? (Улица Н.М.Самбурова, ул. Ивана Голубца, ул. Кати Соловьяновой).

В Анапском регионе свыше 50 памятников военной истории - мемориальные комплексы, братские могилы, обелиски.

Одной из черт гражданина России является благодарная память о живых страницах биографии своей страны, своего народа. Пионеры Кубани и тимуровцы нашего класса взяли шефство над ветеранами Великой Отечественной войны. Они оказывают активную помощь и чутко относятся к героям войны.

Заслушав ответы учащихся, учитель напоминает, что героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя победы является основой патриотической гордости российских граждан. Они должны служить примером для подрастающего поколения, которое сегодня ищет ответы на вечные вопросы. Как относиться к своему гражданскому долгу? Как, преодолевая трудности, в экстремальных условиях остаться человеком?

Гражданский долг россиян XXI века – помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою Отчизну, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать героические страницы своей истории.

Учитель. Как можно назвать победителя в справедливой войне? (Герой)

Справка. 1. Человек, совершающий военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (поэт.), доблестный, знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, отважный, славный, смелый…

2. Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности (Словарь Ожегова)

Учитель: Какими качествами обладали люди, которые принесли победу Родине? (Патриотизм, отвага, бесстрашие, храбрость, героизм, мужество)

Эти качества сказывались не только в героических ситуациях, но и в повседневной жизни. Человеку, рассчитывающему стать победителем, целесообразно определить, что он считает жизненной победой. Настоящие победители – всегда личности.

В годы Великой Отечественной войны героями называли не только тех, кто участвовал в боях, но и тех, кто трудился на заводах, на колхозных полях, тех, кто, находясь в лагерях, в оккупации, в невыносимых условиях ежедневным трудом совершал подвиги выживания, одерживал победы над собой ради Великой Победы.

Показ слайдов

Ученица. Я хочу прочитать свое письмо, написанное нашим ветеранам.

Здравствуйте преданный Родине и дорогой моему сердцу, ветеран!

Я с огромной гордостью и желанием пишу Вам это письмо. Взяв слова от самого сердца, я преклоняюсь перед Вами и Вашим поколением, на долю которого пришлись годы лихолетья Великой Отечественной войны.

На мгновенье задерживается дыхание, как только представляю, как трудно было всем и мужчинам, уходившим защищать свою Отчизну, свою землю, свою семью, и женщинам, на руках которых оставались дети, и их нужно было растить и ограждать от бед, и пожилым людям, проводившим на фронт своих детей и внуков и понимавших, что большинство из них они никогда не увидят.

А что уже говорить о совсем еще безусых подростках и юных девушках, которые откликнулись на призыв сердца и в едином порыве со взрослыми плечо к плечу встали на защиту своей горячо любимой Родины.

Дорогой ветеран! Я знаю и очень сожалею, что многие молодые люди, мои ровесники очень мало знают о войне, несмотря на то, что создано столько произведений художественной литературы и кинематографа, посвященных событиям и героям Великой Отечественной войны, да и не очень – то стремятся что-то узнать. Но, поверьте, есть среди нынешней молодежи и те, которые понимают, какую неизмеримую великую цену заплатил советский народ за Победу.

Эти юноши и девушки свято чтят память о тех событиях, уважают ветеранов войны и благодарны им за мирное небо и возможность просто жить и не быть в рабстве.

Весь наш народ помнит Ваш подвиг… Войска шли в наступление, создали крепкую оборону, построили специальные огневые точки. Ждут генералы на командном фронте первых сообщений о наступлении войск. И вот оно началось. Наступают фашисты. Стремятся прорвать заслон, выйти к морю, туда, где стоят катера. Трудно матросам. Неравен бой. Лишь винтовки в руках и гранаты. Но мужественно стоят герои. Ведь сзади идёт посадка. Но вот подходят и к концу патроны, нет гранат. Кончились совсем патроны и гранаты. Остались одни штыки и приклады. Поднимаются в бой штыковые черноморцы. Мелькают то штык, то приклад разбитый.

“Ура!” - снова в атаку идут черноморцы. И снова штыки. И опять приклады. А там, где приклад разбит, руки хватают ножи для боя.

Несколько дней не утихало сражение у моря. Самолёты и танки бросали сюда фашисты. Орудийным огнём сокрушали берег. Держались герои. И всё же неравными были силы. Когда отошли от Новороссийска последние корабли, пришла команда сдать оборону и разойтись солдатам. Остатки атакующих, в том числе и вы, прорвались в горы и добили врагов. В этом бою Вас тяжело ранило…

Я восхищаюсь вами и благодарю за то, что, защищая нашу Родину, вы не пожалели своей жизни для нас, будущего поколения.

Я обещаю вам, дорогой ветеран, что я, мои потомки никогда не допустим порабощения нашей любимой страны. Теперь наш черёд защищать свою Родину! Не стесняйтесь надевать свои боевые ордена и медали. Я горжусь вами и беру с вас пример!

Желаю вам крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Это вы сказали:
Победа наша!
Мы смогли!
Мы победили!

Каждый год я иду в сквер мемориальный по плитам гладким, как стекло. От звуков музыки печальной на сердце ярко и светло. Подхожу к Вечному огню и возлагаю живые цветы. Память человеческая вечна и бессмертна, как наша земля и яркое солнце над ней. Разрешите к предстоящему Дню Победы вам и ветеранам-матросам, участникам этой битвы, не дожившим до майского весеннего дня подарить свои стихи.

Я не хочу войны,
Я – за черёмух буйное цветенье,
За то, чтобы не чувствовать вины
Пред жертвами кровавой той войны.
И в день Победы принесу цветы
Я на могилу ветеранов.
Кто жизнь любил и с нею был на ты,
Но догнала его в пути былая рана.
С большим уважением и любовью

Итог урока.

Учитель. 22 июня 2011 года в нашем городе произошло знаменательное событие. Городу-курорту Анапа присвоено звание города Воинской Славы.

Ученица. Читает стих.

О как мне дорог – город мой Анапа
Исток у моря – Краснодарский край.
Не зря его назвали городом-героем,
Он тоже защищал любимый край.
Сейчас Анапа – здравница России,
Сюда стремятся стар и млад.
И будем мы всегда гордиться,
Что здесь живем и этим вносим вклад.