Сказка о Веселом язычке

Разделы: Внеклассная работа, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели.

  1. Дать детям представление о частях и функциях артикуляционного аппарата на материале “ Сказки о Весёлом язычке”.
  2. Развивать внимание, память, фонематический слух, подвижность артикуляционного аппарата, речевое дыхание, связную речь.
  3. Расширение активного словарного запаса с опорой на знания, полученные в школе.
  4. Пропаганда логопедических занятий через проведение занятия с детьми, не посещающими логопеда.

Оборудование: cюжетные и предметные картинки, стихотворные тексты в мультимедийном варианте.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие к необычному герою. А к кому вы сейчас сами мне скажите:

Если б не было его
Не сказал бы ничего!

- Конечно, вы сразу догадались, это – язык. Это самый главный орган речи.

- Ребята, а как вы думаете, а какие еще органы помогают нам разговаривать?

1 слайд: “Кто в домике живёт?”

- Правильно, еще нам помогают губы, зубы.

2 слайд: Знакомство с органами речи. “В гостях у Весёлого Язычка”

- Еще к органам речи относятся: нёбо, альвеолы (бугорочки за зубами), маленький язычок, верхняя и нижняя челюсти, голосовые связки. (Показ на схеме)

- Сегодня Весёлый Язычок вас познакомит со своим уютным домиком.

А Весёлый он, потому что будет вам показывать интересные упражнения. А помогать ему будут ребята, которые посещают логопедические занятия. И этих ребят вы все очень хорошо знаете, потому что они ваши одноклассники!

- Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).

(Дети улыбаются, обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)

Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

3 слайд: Упражнение “Лопаточка”

Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счёт его держать:
Раз, два. Три, четыре, пять!
Язык можно убирать.

- Разогрелся Язычок на солнышке, ручки-ножки вытянул и стал похож на струнку или на Иголочку.

4 слайд: Упражнение “Иголочка

Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.

- Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок.

Посмотрел направо, потом налево.

Ему это очень понравилось и закачался он словно маятник на старинных часах.

5 слайд: Упражнение “Часики”

Влево-вправо, влево-вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

- Ребята, а кто знает, сколько времени на часах в домике у Язычка? (8 минут одиннадцатого)

- Покачался. Покачался и в домик спрятался. Посмотрел дома на потолок, а там паутина висит. Решил он ее убрать. Взял веник и стал им двигать вперед-назад, как маляр кистью, когда красит что-то.

6 слайд: Упражнение “Маляр”

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад -
Наш маляр работе рад!

- Хорошо потрудился, устал Язычок, сел чай попить. Выбрал самую красивую чашку.

7 слайд

Язык широкий положи,
Его в чашку преврати,
Чашку на губе держи,
Осторожно в рот вноси.

- А чай Язычок пил с вареньем.

8 слайд: Упражнение “Вкусное варенье”

Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

- Посмотрите на картинку и подумайте, с каким вареньем пил чай Язычок? (С яблочным, сливовым, клубничным, грушевым)

- А почему вы не все предметы назвали? (Потому что из овощей, которые изображены на картинке - картофеля, помидора и капусты варенье не варят)

- Отдохнул язычок и опять решил порезвиться. Выглянул в окошко и увидел там девочку, которая качалась на качелях. И он тоже покачался.

9 слайд: Упражнение “Качели”

На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз,
До крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.

- Потом он поиграл в футбол.

10 слайд: Упражнение “Футбол”

Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть -
Мяч в ворота забивать!

- Потом решил скатиться с горки.

11 слайд: Упражнение “Горочка”

Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик в зубы упирается,
Бока кверху устремляются.

- Опять устал наш Язычок. Посмотрел за забор, а там проходил строй Солдатов. Решил он поиграть в Защитника Родины. Встал ровненько, как солдатик.

12 слайд: Упражнение “Солдатик”

В руках сжимает автомат,
На рубежах страны солдат!
Кверху подними язык свой,
Как можно шире рот открой!

- Играя в солдата, Язычок придумал, что попал в засаду.

13 слайд: Упражнение “Катушка”

Солдат так ровненько стоял,
Потом в засаду он попал…
Язычок сожмём зубами -
Сделаем катушку сами!

- Домик Язычка стоял на опушке леса. Отправился Непоседа туда. На полянке росли грибы.

14 слайд: Упражнение “Грибок”

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть - нет головы?

- Обрадовался Язычок, что нажарит на ужин грибов. Но он не знает, какие грибы можно собирать, а какие нет. Давайте, ребята, ему поможем. Ребята, назовите съедобные и несъедобные грибы, которые вы знаете.

- Устал Язычок и отправился домой. Идти не может. Увидел на лугу лошадку. Попросил ее. Чтобы она его довезла до домика.

15 слайд: Упражнение “Лошадка”

Я лошадка Серый Бок!
Цок – цок – цок - цок.
Я копытцем постучу,
Цок – цок – цок – цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок – цок – цок – цок!

- Вот наш Язычок и дома! Решил он на прощание всем вам поиграть на гармошке, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!

16 слайд: Упражнение “Гармошка”

К нёбу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.

- Ну вот, ребята, сказка закончилась! Молодцы! Все очень хорошо повторяли упражнения.

- А следующим этапом будет экзамен для ваших одноклассников.

Экзамен по звукам.

- Сегодня, ребята, которые посещают логопедические занятия будут сдавать экзамены. А вы, кто хорошо и чисто разговаривает, будете экзаменаторами, т.е. теми людьми, кто будет принимать эти экзамены.

Вручение Наградных медалей от Звукознайкина после “сдачи экзамена” - прочтения стихотворения с заданным звуком.

(Медали вручают Халявин Витя и Уразаева Лида - самые старшие ребята нашей группы)

Упражнения для звука “Р” (“Дятел”, “Пулеметик”, “Лошадка”, “Грибок”, “Гармошка”) - показывают Боков Миша, Чебаненко Сергей, Клейменов Вадим - 2 класс.

Звук “Р”

Иванова Маша, 1 класс

У моей сестРы МаРины
Щеки словно мандаРины,
А сама сестРа МаРина
Чуть побольше мандаРина. (С. Коган)

Маше вручается медаль, на которой изображена картинка, название которой начинается на звук “Р”. Вручает медаль Дятел (ребенок с эмблемкой с изображением птицы или на презентации)

- Как вы думаете, ребята, а почему Дятел вручает медаль? (Потому упражнение под названием “Дятел” помогает научиться произносить звук “Р”)

Звуки “Ч” - “Щ”

Истомин Сергей, 1 класс

Чуть побольше рукавиЧки
Подарили мне Щенка,
Он пока что с непривыЧки
Не лакает молока.

Я позвал на помоЩь кошку,
Я придвинул ближе плошку,
Хорошо пошел урок,
Лижет плошку мой Щенок. (А. Шлыгин)

Денисова Наташа, Кадецкая Нина, 3 класс

Он ударил в медный таз
И вскриЧал: “Кара барас!”
И сейчас же Щетки, Щетки
ЗатреЩали как треЩотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
- Моем, моем трубоЧиста
Чисто, Чисто, Чисто, Чисто!
Будет, будет трубоЧист
Чист, Чист, Чист, Чист! (К. Чуковский)

Сереже, Наташе и Нине вручает медаль Кузнечик. У него песенка: ч-ч-ч. И Щетка, у которой своя песенка: щ-щ-щ. (Показ)

Звук “З”

Денежкин Коля, 1 класс

На дворе стоит коЗа
Хмурит серые глаЗа.

Клейменов Вадим, 2 класс

Зайку бросила хоЗяйка -
Под дождём остался Зайка. (А. Барто)

Вадиму и Коле вручает медаль Комарик, у которого песенка: зззззззззззззззз (Показ)

Звук “Л”

Андрюков Вадим, 2 класс

Мышка кошку угостиЛа,
Кошка мышь не проглотиЛа.
ПоЧему не проглотиЛа?
УгоЩения хватиЛо. (В. Берестов)

Хлебко Миша, 1 класс

БегаЛ заяц по боЛоту,
Он искаЛ себе работу,
А работы не нашеЛ,
Сам заплакаЛ и пошеЛ.

Пчелкина Саша, 1 класс

Няня на ночь МиЛу мыЛа,
МиЛа мыЛа не ЛюбиЛа,
Но не ныЛа МиЛа,
МиЛа-моЛодчина!

А Мише, Саше и Вадиму вручает медали Индюк, потому что с помощью этого упражнения можно научится произносить звук “Л”.

(Показ)

- Давайте поздравим ребят за их достижения! Поаплодируем им!!! И будем помогать им закрепить эти звуки в речи. Следите за ними, исправляйте звуки, за которые они получили медали, если они будут говорить их, как прежде!!!

Спасибо вам за помощь!

На этом наше мероприятие окончено. Спасибо за внимание и активное участие!

Литература и адреса ссылок:

1) Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии, «Литур», 1999;

2) Интернет-ресурсы:
Картинки- Яндекс :

http://www/skoraya-03.ru;
http://www.patee.ru/beauty/beautyface/lips/view/?id=2130;

http://zyrenne.wordpress.com/
http://www.uk.all.biz/ru/buy/goods/?group=1008618
http://cheboksary.tiu.ru/Shpaklevka.html
http://www.mapket.net/chashki_krugki_flyagi.html?currency_code=EUR
http://freemin.ru/kto-varit-varene-v-iyune/

http://gokekin.com/e/anne/
http://www.lobnya.biz/news/sport/
http://logopsi.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/kartinki_simvoly/gorka/53-0-342
http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t1367626-600.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html

http://www.lenagold.ru/fon/clipart/n/nit.html
http://blogs.mail.ru/mail/wa-81/772DEAE1F156840A.html
http://eziedi.ucoz.ru/_ph/3/326146567.jpg
http://motopenza.pnz.ru/forum/viewtopic.php?p=74576&sid=c4eca021ae5d4d7363630c6542aa1dd4

3) Стихи для упражнений «Солдат» и «Катушка» автора разработки.