Программа воспитательной деятельности в начальной школе "В гармонии с собой"

Разделы: Классное руководство


Пояснительная записка

В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.
В. А. Сухомлинский

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Программа воспитательной работы «В гармонии с собой», реализуемая в начальной школе, поможет учителю и воспитателю организовать работу классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность. Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Она разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Цель программы: создание условий для раскрытия творческой индивидуальности личности младшего школьника. А личность должна быть:

  • свободной, то есть способной к самореализации;
  • гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
  • творческой, то есть развивающей способности, интеллект, испытывающей потребность в знаниях;
  • практической, то есть трудолюбивой, владеющей хорошими манерами, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи программы:

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребенка;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • развивать познавательную активность;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать россиянина, человека, способного к использованию гражданских прав и добросовестному выполнению гражданских обязанностей;
  • воспитание патриота своего Отечества;
  • воспитание человека, владеющего культурой общения;
  • воспитание семьянина, осваивающего культуру семейных отношений.

Идеи программы:

1. Идея развития.

Основной смысл – развитие творческой индивидуальности ребенка.

2. Идея красоты.

Реализация идеи красоты предполагает формирование эстетически ценностной ориентации личности, эстетическое самоопределение и саморазвитие личности.

3. Идея творчества.

Творчество – универсальный механизм развития личности, обеспечивающий ее вхождение в мир культуры, национальных традиций и праздников. Для реализации этой идеи создается атмосфера, стимулирующая к творчеству.

4. Идея сотрудничества.

Идея предполагает совместную развивающую деятельность учеников и учителя, способы организации которой обеспечивают творческую позицию каждого на всех этапах коллективной творческой деятельности.

1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Направления воспитательной работы

1. Учимся учиться.

Задачи: знакомить учащихся с основными школьными правилами, прививать навыки коллективной работы;

формировать классный коллектив, развивать коммуникативные отношения.

2. Россия – Родина моя.

Задача: знакомить учащихся с общественно – политической жизнью страны, развивать чувство патриотизма.

3. Красота спасет мир.

Задачи:

  • формировать способность воспринимать красоту природы и творения рук человеческих;
  • воспитывать эстетический вкус через ознакомление с изобразительным искусством, живописью, музыкой, театром;
  • развивать эмоциональные чувства, умение видеть прекрасное в природе, в жизни людей.

4. Развиваем способности и таланты.

Задачи:

  • развивать творческую активность и интеллектуальные задатки учащихся, учить самовыражению;
  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных   возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
  • создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами;
  • изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

5. Книги – наши друзья и помощники.

Задача: прививать любовь к книге, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

6. Что такое хорошо и что такое плохо.

Задачи:

  • создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно-оправданных поступков;
  • знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений;
  • знакомить учащихся с основными правами, сформировать их внутреннюю и внешнюю правовую культуру, чтобы основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни;
  • воспитывать волевые качества ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

7. Моя семья.

Задача: развивать сотрудничество учителя, ученика и родителей; учить выполнять обязанности в семье, сохранять семейные традиции.

8. Береги здоровье смолоду.

Задачи:

  • создавать условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
  • воспитывать потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитывать позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом;
  • формировать чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

9. Наш дом – планета Земля.

Задача: учить относиться к природе и ко всему живому на Земле правильно, ответственности.

Система мероприятий и сроки реализации (1-й класс)

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

Основные задачи:

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.
Мероприятия Дата проведения
1. Учимся учиться.
1. Классный час «Здравствуй, школа!».
2. Беседа «Правила поведения в школе».
3. Беседа о школьных принадлежностях «Каждой вещи свое место».
4. Классное собрание «Как вести себя в школьной библиотеке».
5. Классный час «Права и обязанности школьников».
6. Чтение и обсуждение сказок из книги М. Панфиловой «Лесная школа».
7. Классный час «Мои успехи в учении».
 
2. Россия – Родина моя.
1. Классный час «Россия – Родина моя»
2. Беседа «Государственные символы».
3. Беседа «Наш город». Экскурсия по городу.
4. Урок мужества. Встреча с ветеранами.
5. Операция «Милосердие». Помощь пожилым людям.
6. Чтение и обсуждение рассказов о героях войны.
7. Операция «Открытка ветерану».
 
3. Красота спасет мир.
1. Экскурсия в природу «Осень».
2. Музыкальная гостиная «П. Чайковский «Осень».
3. Экскурсия в краеведческий музей. Беседа «Народные умельцы».
4. Беседа «Жил – был художник Васнецов».
5. Экскурсия в природу «Зима».
6. Музыкальная гостиная «П. Чайковский «Зима».
 
4. Развиваем способности и таланты.
1. Игра – самопредставление «Это – я».
2. Час общения «Я люблю…».
3. Классный час «Мой любимый урок».
4. Конкурсы рисунков «Осень – рыжая лиса», «Зимушка – зима», «Весна – красна».
5. Конкурс чтецов.
6. Час загадок.
7. Час игр и развлечений.
8. Игра – проект «Моя любимая игрушка».
9. Конкурс «Наши таланты».
10. Праздники:
«Осень золотая»,
«Мы школьниками стали»,
«Новогодний хоровод»,
«Прощай, Азбука»,
«Дорогим мамам и бабушкам»
«Перешли мы во второй».
 
5.  Что такое хорошо и что такое плохо.
1. Классное собрание «Что такое хорошо и что такое плохо».
2. Классный час «Если добрый и вежливый ты – это очень хорошо».
3. Беседа «Учимся дружить».
4. Беседа «Твое настроение».
5. Классный час «Да здравствует вежливость».
6. Классный час «Школьный этикет».
7. Чтение и обсуждение рассказов из «Азбуки нравственного воспитания»: В. Осеева «Плохо».
8. Беседа «Добрые слова».
 
6. Моя семья.
1. Беседа «Моя семья».
2. Час общения «Выходной день в моей семье».
3. Фотовыставка «Путешествуем всей семьей».
4. Беседа «Газеты и журналы в нашем доме».
5. Встреча с мамами «Профессии наших мам».
6. Встреча с папами «Профессии наших пап».
7. Игра – проект «Подарок – маме».
8. Выставка поделок «Увлечения в моей семье».
9. Беседа «За что уважают в семье».
10. Конкурсы рисунков «Портрет моей мамы», «Моя бабушка».
 
7.
Береги здоровье смолоду.
1. Беседа «Режим дня школьника».
2. Беседа «Как правильно закаляться».
3. Беседа врача «Как ухаживать за зубами».
4. Игра «В гостях у Мойдодыра».
5. Спортивный праздник «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
6. Спортивные соревнования «Веселые старты», «Зов джунглей», «Рыцарский турнир».