Принципиальные отличия во взаимодействии с родителями воспитанников групп компенсирующей направленности в рамках ФГТ

Разделы: Логопедия


Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в федеральных государственных требованиях принципам и один из этих принципов - взаимодействие с родителями воспитанников.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль: родители должны участвовать в реализации интегрированных коррекционной и общеобразовательной программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Коррекционно-педагогическое сопровождение семьи в группе компенсирующего обучения должноосуществляться в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями одновременно с коррекционно-педагогическим сопровождением каждого ребёнка с нарушениями речи и строиться на основе понимания сопровождения как процесса формирования адекватной педагогической позиции родителей. Особое внимание обращается на необходимость соблюдения единых воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования, преемственность в коррекционно-логопедическом воздействии на развитие детей в ДОУ и в семье.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процессапредполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время индивидуальной, подгрупповой, фронтальной непосредственной образовательной деятельности с учителем-логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни. Успех коррекционной работы во многом определяется тем, насколько чётко организована преемственность работы учителя-логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Хотя родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы над коррекцией недостатков в речевом развитии и иных трудностях у детей очень часто из-за того, что не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, испытывают определённые трудности оттого, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

В настоящий момент, в период введения федеральных государственных требований, актуальности обеспечения равных стартовых возможностей и определении результата “социальной успешности” перед специалистами и педагогами групп компенсирующей направленности ДОУ стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником.

В соответствии с федеральными государственными требованиями с целью, создания атмосферы общности интересов семьи и детского сада, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга, для создания условий логопедизации жизни детей и формирования у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка работа с семьями воспитанников должна осуществляться в нескольких направлениях, и строиться с учётом новых принципов и подходов.

В информационно-познавательном направлении для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в основе которых используются интерактивные приёмы работы. В рамках практико-ориентированного направления возможно применение таких форм организации, которые обеспечивают продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.

Для планирования индивидуально-ориентированных мероприятий с семьями и решения программных образовательных задач на обзорном родительском собрании в нашем ДОУ практикуется такая форма взаимодействия, как «самопрезентация семьи», где родители рассказывают о своём ребёнке, о том, какой у него характер, темперамент; как реагирует на просьбы взрослых; с кем больше всего любит проводить время. Такая эффективная форма общения позволяет в непринужденной обстановке познакомиться с условиями и особенностями семейного воспитания, «нарисовать» своеобразный портрет ребёнка и его семьи. В свою очередь, атмосфера доброжелательности, доверительный тон педагогов, их заинтересованность, раскрепощает родителей, многие из которых с опасением приходят в речевую группу.

В соответствии с принципом, предусматривающим обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ДОУ и в семье в группе может систематическипроводиться гостевая, открытая непосредственная образовательная деятельность, которая является эффективной формой наблюдения за динамикой речевого развития ребёнка. Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей в процессе совместной деятельности не только развивает речевую активность детей, но и совершенствует их творческие способности. Посещение непосредственной образовательной деятельности родителями позволяет им познакомиться с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и развития детей, наблюдать за своим ребёнком «со стороны», за его успехами. Во время проведения гостевых игр-занятий важно создать благоприятный микроклимат для совместного взаимодействия взрослых и детей. Мотивацией для посещения родителями непосредственной образовательной деятельности являются: психологическая поддержка ребёнка, наблюдение за проявлением его способностей, заинтересованность родителей в обогащении своих воспитательских умений.

На основании комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в педагогической практике при изучении лексических тем, наиболее трудных для восприятия детьми, можно использовать такую форму взаимодействия с родителями, как изготовление развивающих пособий родителями совместно с детьми. Так, например, при изучении темы «Зимующие и перелётные птицы», «Лес» родители изготавливаю совместно с детьми скворечники и кормушки для птиц, макеты деревьев. В итоге можно получить не только развивающие пособия к играм-занятиям, но и устроить их. Знакомство с новыми темами может пройти очень интересно, полученная детьми информация найдёт отражение в игровой, художественно-творческой, конструктивной и дизайнерской деятельностях, будет способствовать развитию речевой активности и общению взрослых и детей. Такая форма взаимодействия способствует значительному повышению интереса воспитанников и их родителей к речевым занятиям, ускорению процесса коррекции речи.

С учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей могут быть использованы такие формы работы, как, литературно-музыкальная гостиная, «Сладкие вечера», вечера совместного творчества для больших и маленьких «почемучек»,что позволит объединить в своеобразный творческий союз родителей, детей и педагогов. В рамках литературно-музыкальных гостиных, можно использовать такой эффективный приём, как совместное исполнение стихов, песен, сценок семейным дуэтом, который позволит детям, имеющим тяжёлые нарушения речи, почувствовать себя комфортнее «на сцене», эмоционально раскрепоститься рядом с близким человеком.

Интересной формой взаимодействия с родителями является проведение вечеров совместного творчества для больших и маленьких «почемучек», которые можно организовать накануне праздников или, непосредственно, в день проведения праздника. В процессе совместного изготовления той или иной поделки дети выступят в роли консультантов для своих родителей, демонстрируя ранее освоенные приёмы. Совместный творческий процесс увлекает взрослых и детей, обеспечит должный круг общения. Эмоционально-насыщенное взаимодействие родителей и детей, в процессе совместного творчества, не только совершенствует их художественно способности, развивает речевую активность детей, но и обеспечивает семейный досуг.

Во взаимодействии с родителями, в соответствии с принципом обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста можно использоватьинформационно-познавательную деятельность, которая является неотъемлемой частью коррекционно-образовательного процесса, где освещены конкретные приёмы закрепления, например, навыков правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, посредством которых родители могут удовлетворить свою потребность в знаниях и использовать их в семейном досуге. Доступность, чёткость, ясность изложения предлагаемого родителям материала и эстетичность его оформления станут основными критериями оценки этого средства пропаганды логопедических знаний. Практические рекомендации по корректировке условий жизни ребёнка и микроклимата в семье родители получат на индивидуальных консультациях учителей-логопедов ДОУ, задача которых вооружить родителей определенными знаниями и умениями, методами и приёмами преодоления речевого нарушения.

Таким образом, в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральными государственными требованиями в рамках системы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях коррекционно-развивающего пространства мы сможем добиться создания благоприятных условий для успешной коррекции и развития каждого ребёнка. Интересные формы взаимодействия с семьями воспитанников, соответствующие принципам федеральных государственных требований позволят вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, сделать коррекционно-образовательный процесс наиболее востребованным, понятным, интересным и привлекательным для современных родителей.