У птичьей кормушки

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Предмет: «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100»).

Класс: 1.

Предназначение материала: для обобщающего урока, для проведения внеклассного занятия.

Цель: развитие мышления и сообразительности; воспитание любви к природе, гуманного отношения к птицам; художественно-эстетического вкуса; формирование умения наблюдать; знакомство с птицами, обитающими в городе Сосногорске, их отличительными признаками.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Авторский медиапродукт: презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

(СЛАЙД)

Начинаем наш урок.
Он пойдет, конечно, впрок…

– Сегодня мы продолжим знакомиться с разнообразным миром природы.

Что интересного нам природа покажет?
О чем «Окружающий мир» нам расскажет?
О березах и морозах,
О хлебах и о лугах.
О зверюшках и покосах.
И о птицах, о цветах.
Почему-то снег летает.
Полежит, а после тает?
Расскажет нам про все на свете,
Что происходит на планете.

II. Повторение изученного.

– Какое время года мы изучаем на уроках окружающего мира?

– Какие приметы весны мы можем наблюдать в природе сейчас?

– Рассмотрите картину в учебнике на с. 38. (СЛАЙД) Ее написал Алексей Кондратьевич Саврасов - художник, который воспевал красоту родных пейзажей. Называется она «Грачи прилетели».

– Какое время года изобразил художник?

– По каким признакам ты узнал время года?

Обобщение учителя:

На холсте изображен вид деревни весной с небольшой церквушкой, деревянными домами, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи… Сколько звуков в этой картине! Слышно, как перекликаются птицы, и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы.

III. Изучение новой темы. Знакомство с видами птиц.

– Сегодня наш урок я назвала «У птичьей кормушки» (СЛАЙД) и предлагаю его начать с разгадывания кроссворда.

Разгадывание кроссворда. Рассказы о птицах.

(СЛАЙДЫ сопровождают разгадывание кроссворда)

(о птицах рассказывают подготовленные ученики)

  Учитель Ученик
1. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Зовут ее … (ВОРОНА)
ВОРОНА
Это крупная птица, она нередко выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое. Вороны великолепно себя чувствуют в нашем городе. Они облюбовали контейнеры для мусора и свалки, где всегда есть чем поживиться.
2. Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей… (СКВОРЕЦ)
СКВОРЕЦ
Это черная птица с металлическим блеском и серебристыми пестринами. Скворцов можно увидеть на деревьях или на какой-нибудь лужайке, где они разгуливают собирая корм.
3. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует. (ВОРОБЕЙ)
ВОРОБЕЙ
Воробей – маленькая, бойкая птичка. Про него часто говорят: «серый воробышек». А ведь на самом деле воробей совсем не серый. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост и крылышки темно-бурые, крылышки еще украшены рыжеватой каймой, подбородок и горло черные, а вот головка серая.
4. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(СНЕГИРЬ)
СНЕГИРЬ
Снегирь очень приметная птица. Любит покормиться ягодой рябины. У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, с металлическими отблесками, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у нее не алая, а темно-серая.

Слово учителя:
Его щеки служат кладовой. Словно в продовольственную сумку, снегирь складывает за щеку запасы пищи: кашу из зерен и насекомых. Так ему приходиться реже вылетать из гнезда на поиски пищи.
5. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(СОРОКА)
СОРОКА
Есть у сороки прозвище – белобока. Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья – черные. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. Птица ловкая, умная, осторожная. Близко заметив человека, сразу поднимает шум.
6. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(ДЯТЕЛ)
ДЯТЕЛ
Спинка у дятла черная, крылья тоже черные, но с белыми крапинками, а на белом брюшке крапины черные, на голове дятла – ярко-красный беретик. Из-за окраски дятлов называют «березовыми птицами». Когда дятел сидит на березе, его сложно заметить. Оперение птицы сливается с узорами на бересте. Зимой красавцы-дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает.

– Вот мы и разгадали кроссворд. Но к нашим кормушкам прилетают и другие птицы. Кто узнает их по фотографии? (СЛАЙД) (Свиристель, синица, голубь, поползень).

IV. Закрепление изученного.

1) Игра «Тройное решето» – по трём подсказкам определи название птицы. (СЛАЙД: воробей, ворона, дятел, снегирь, сорока, синица, поползень)

2) Народные приметы. (СЛАЙД)

– Какие народные приметы определения погоды зимой по птицам вам известны? (прочитайте их в учебнике на с.41)

Попробуйте продолжить предложение.

(СЛАЙД) Воробьи дружно расчирикались… (к морозу, к дождю, к оттепели)

(СЛАЙД) Синица к избе – …. (лето на дворе, зима на дворе, весна на дворе)

3) «Хитрые» вопросы. (СЛАЙД)

Узнай, чьи это следы. (СЛАЙД)

Узнай птицу по голосу. (СЛАЙД)

4) Игра «Третий лишний» (СЛАЙД)

  1. «Лишний» поползень, т.к. только он умеет ползать по стволу вниз головой.
  2. «Лишний» снегирь, т.к. это кочующая птица, а воробей и голубь осёдлые.
  3. Почему птицы зимой улетают на юг?

V. Беседа о подкормке птиц. Итог урока.

– В нашей школе 2 раза в год проходит акция «Птичья столовая»: ребят изготавливают кормушки, развешивают их и подкармливают птиц. Существуют правила кормления птиц. (СЛАЙД)

  • Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там бумажные и полиэтиленовые пакеты, газеты, жестяные банки и коробочки.
  • Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, подсолнечника, крошки хлеба, кусочки несолёного сала.
  • Кормите птиц регулярно.

Вот и к нам птицы обращаются за помощью: покормите нас! (СЛАЙД). В учебнике на с. 45 показано, как можно сделать домик для синиц. А у нас на этаже есть памятки по изготовлению кормушек, которые вы сделаете с родителями дома и принесете в школу. А ребята старших классов развесят эти кормушки на территории нашей школы, где мы сможем понаблюдать за птицами.

Стихотворение (рассказывает наизусть подготовленный ученик)

КАЖДЫЙ ДЕНЬ (Г. Ладонщиков)

Когда встаем
Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей,
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли – не пугливы,
Хоть руками их бери.

Рефлексия.

– Встаньте те, кто сегодня узнал что-то новое на уроках.

– Поднимите руки те, кому урок понравился.

– Похлопайте себе за урок! Молодцы!