Географический профиль. Программа географического практикума для профильных классов. Отчет о полевой практике

Разделы: География


География – это древняя наука и сегодня устремлена в будущее…
Н.А. Максимов

Назначение профиля:

География – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей.

Школьная география отличается от других школьных предметов тем, что интегрирует в себе знания большого количества наук, как справедливо отмечали классики «от геологии до идеологии».

С учётом таких веских аргументов наша гимназия выбрала географический профиль. Мы считаем, что именно через географический профиль появляется реальная возможность ликвидировать существующий разрыв между общим и профессиональным образованием.

Новые реалии жизни, развитие цивилизации потребовали радикальной перестройки содержания и структуры школьной географии на принципиально новой основе. Она должна соответствовать:

  • современному этапу развития человеческой цивилизации и культуры;
  • новому общественному строю, сформировавшемуся в России;
  • изменившемуся социальному заказу школе;
  • новейшим достижениям географической науки, методике и практике обучения его в ОУ;
  • международному опыту географического образования в передовых странах.

Цель географического профиля:

Формирование всесторонне образованной и инициативной личности, обладающей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, а в более узком смысле цель заключается в овладении учащимися системой фундаментальных знаний и умений. Эти знания и умения должны стать основой миропонимания, развития географического мышления, одной из основ практической повседневной жизни.

Главный дидактический принцип, положенный в профиль, состоит в том, что школьная география создана как особая дидактическая конструкция, учитывающая возрастные особенности учащихся и принципа личностно-ориентированного обучения, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, умения применять географические знания на практике.

Расширение программы по:

  • Географии – на 1 час;
  • Математике – на 1 час;
  • Иностранный язык – на 2 часа;
  • Географический практикум.

Групповые занятия и элективные курсы:

  • Краеведение;
  • Физическая география для любознательных;
  • География декоративно-прикладных промыслов России;
  • География Кузбасса;
  • Достопримечательности города Новокузнецка;
  • Картография;
  • Основы геологии;
  • Геоэкология;
  • Информационная география;
  • Кругосветные путешествия;
  • Общая география: Подготовка к ГИА, ЕГЭ;
  • Географический практикум для предпрофильных и профильных классов.

Цель: закрепление полученных навыков выполнять простейшие географические умения, а это и есть профессиональная проба в рамках готовности к профессиональному самоопределению.

Программы индивидуальных занятий:

  • Физическая география мира;
  • Новокузнецковедение;
  • Природные достопримечательности юга Кузбасса;
  • Географическое краеведение;
  • Современная политическая карта мира;
  • Подготовка к НПК и олимпиадам.

Работа в ресурсном центре:

  • «Информационная география»;
  • «Использование карт в практической деятельности человека»;
  • «Основы геологии».

Программа географического практикума для профильных классов

Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит в основном при выполнении различных практических и самостоятельных работ.

Практическая работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, расширение и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков. Практическая работа как бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями. Практическая работа так же, как и самостоятельная, может быть и просто тренировкой, закрепляющей уже имеющиеся знания и умения. Учитель может использовать практические работы и с целью проверки уровня овладения учащимися основными умениями и навыками, отражёнными в программах.

Практические работы в процессе обучения заканчиваются приобретением новых знаний и умений. Они составляют основу практических методов обучения.

Главной целью выполнения практических работ является формирование, закрепление и проверка уровня усвоения учащимися основных умений, необходимых для выполнения самостоятельных работ, которые, как правило, носят творческий характер.

В рамках профильной подготовки учащихся в нашей гимназии представлен географический профиль, программа которого предусматривает введение географического практикума в количестве 12 часов. Основу этого практикума составляют полевые практики на местность, проведение различных видов съёмок местности, экскурсии на местность, выполнение простейших мер по охране природы, а также умение учащимися проводить камеральные работы (оформление результатов исследований в виде планов местности, рефератов, схем и т.д.).

Главной целью географического практикума является закрепление полученных навыков выполнять простейшие географические умения.

Тематический план географического практикума

№ п/п Название темы Количество часов
1. Глазомерная съёмка небольшого участка местности 2
2. Проведение комплексной экскурсии на природу 6
3. Выполнение простейших мер по охране природы 2
4. Оформление результатов работы на местности (план, реферат, схема) 2
  Итого 12

Глазомерная съёмка небольшого участка местности (2 часа)

Цель: применение умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных признаков; составление простейших планов местности методом глазомерной съёмки.

Оборудование: планшет, простой карандаш, лист бумаги, компас, план местности.

Ход занятия

Вспомнить с учащимися значение тех умений, которые они будут использовать, и развивать в процессе выполнения данной практической работы. Дать краткую характеристику местности, на которой планируется проведение этой работы. Вспомнить основные ориентиры на местности и принцип работы с компасом. Учитель заранее определяет маршрут движения, учитывая особенности конкретной местности, определяя расстояния, которые необходимо пройти в указанном направлении, намечая наиболее яркие ориентиры в каждом пункте изменения маршрута (отдельно стоящее дерево, пересечение дорог, квартальный столб и т.д.). Целесообразно разработать несколько маршрутов. Это поможет повысить уровень самостоятельности учащихся при ориентировании.

Направление своего движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в масштабе, который они сами выберут. Данный вид работы можно проводить по бригадам в 3-4 человека, каждая из которых получает маршрутную карточку с набором заданий, определяющих последовательность их действий.

Карточка участника маршрута

  1. Используя компас, пройти в указанном направлении определённое расстояние. В карточке указываются конкретные направления и расстояния.
  2. Нанести на планшет направление движения и пройденное расстояние в масштабе.
  3. Определить по составленной схеме маршрута направление движения и примерное расстояние между пунктами движения и местом старта.

После окончания данной работы учащиеся составляют уточнённую схему маршрута своего движения, таблицу направлений и расстояний по маршруту.

Проведение комплексной экскурсии на природу (6 часов)

Цель: знакомство с окрестностями города, в котором живём, и его экологией; формирование умений показывать взаимосвязь между природными компонентами конкретного природного комплекса и влияние рельефа на компоненты, составлять описание изучаемого природного комплекса.

Оборудование: планшет, простой карандаш, лист бумаги, фотоаппарат.

Ход занятия

Данная практическая работа проводится на местности. Для этого учитель заранее выбирает несколько природных комплексов, отличающихся по составляющим их природным компонентам. Учащиеся знакомятся с компонентами природы своей местности, выявляют связи между ними и различия, обусловленные рельефом, характером использования в хозяйстве. Изучение и сравнение природных комплексов можно провести по плану, приведённому в таблице.

План сравнения Пойма Водораздел
Характер поверхности почвы Ровная, песчаная Холмиста, глинистая
Расположение вод Близко к поверхности На значительной глубине
Растительность Травянистая Смешанный лес
Животный мир Земноводные, птицы (конкретные примеры) Лесные птицы, звери (конкретные примеры)

Для примеров в качестве природных комплексов в окрестностях г. Новокузнецка могут служить: район Кузнецкой Крепости, Топольники, долина ручья Водопадный, Соколиные горы.

Выполнение простейших мер по охране природы (2 часа)

Цель: формирование умений по выполнению простейших мер по охране природы изучаемых ПК.

Оборудование: планшет, простой карандаш, лист бумаги, компас, план местности, бинокль, фотоаппарат.

Ход занятия

Для проведения работы класс разбивается на несколько групп. Каждая группа выполняет задание по изучению и описанию одного из ПК. После окончания изучения учитель организует беседу по обсуждению следующих вопросов:

  1. Какие из компонентов ПК наиболее сильно отличаются друг от друга и почему?
  2. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на качественное состояние комплекса?
  3. В каком отношении находятся такие компоненты комплекса, как: почва и человек; растительный и животный мир и человек.
  4. Какие меры по охране ПК вы можете предложить?

В особой охране в окрестностях нашего города нуждаются такие ПК, как: район Кузнецкой Крепости, который является достопримечательностью города Новокузнецка, памятником истории и архитектуры, символом города. Со стен Крепости виден весь город и можно проследить за экологической обстановкой в городе.

Возле крепости расположен самый большой в Новокузнецке и красивейший Водопадный ручей. Вода в нём кристально чистая и холодная. Но люди не понимают красоту этого творения природы и загрязняют его. Поэтому можно предложить учащимся провести экологическую акцию: убрать разбитые бутылки, бумагу, брёвна, коробки и фантики, а также обследовать близлежащую местность.

Следующим местом охраны природы можно назвать гору Соколиную (в народе Соколуха). На склонах горы произрастает смешанный лес, здесь есть и хвойные и лиственные деревья, много лекарственных трав, цветов и особенно запомнились большие поляны, поросшие цветущей клубникой. С самой высокой точки горы «маяке» можно увидеть весь наш город. В солнечную и жаркую погоду над городом очень хорошо был виден смог, который имеет оттенки жёлтого, оранжевого, фиолетового и других цветов, а сверху над ним чистое, голубое небо. Увидев такую картину, можно поразиться, какой грязный воздух, а ведь мы им дышим. С высоты горы хорошо видны трубы всех заводов города, которые его загрязняют, это и НКМК, и НКАЗ, и ЗСМК, и ферросплавный, цементный заводы. И только поднявшись высоко над городом, мы начинаем понимать, почему наш город один из самых грязных городов в мире.

Оформление результатов работы на местности (план, реферат, схема) (2 часа)

Цель: формирование умений по выполнению простейших видов камеральных работ (обработка собранного в полевых условий материала).

Оборудование: планшет, простой карандаш, лист бумаги, ватман, компас, цветные карандаши, чертёжный инструмент, планы местности, планы описания ПК.

Ход занятия

Данная работа проводится в камеральных условиях, то есть непосредственно в учебном кабинете и носит характер обработки собранного во время полевых экскурсий материала.

Учащиеся могут разделиться на две группы, каждая их которых выполняет определённое задание. Первая группа составляет творческий отчет по полевой практике.

Например: Исследование и описание ручья Водопадный.

Описание среднего течения ручья Водопадный.

  1. Дата наблюдений: 05.06.2007 г. Время: 10.00
  2. Метеоусловия: t в тени 24ºC; облачность незначительная, кучевые облака, ветра нет.
  3. Название водного объекта: среднее течение ручья Водопадный.
  4. Местоположение пункта наблюдения: Кузнецкий район, к северу от Кузнецкой крепости – 100м, слева от автомобильной дороги.
  5. Описание окружающей местности: овраг.
  6. Морфометрические особенности участка: ширина 0,32 м, глубина 0,05м, скорость течения 0,25 м/с, тип берега: обрывистый.
  7. Прибрежно-водная растительность. Основные виды: крапива двудомная, лопух войлочный, лютик ползучий, ива, тополь серебристый, полынь обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная.
  8. Высшая водная растительность отсутствует.
  9. Описание грунта на дне и берегу водного объекта: каменисто-песчаный, илисто-песчаный.
  10. Общая характеристика воды:
    а) температура воды: 12º С;
    б) цвет воды – отсутствует;
    в) прозрачность воды 0,05 м;
    г) запах – отсутствует.
  11. Характеристика обрастания на подводных предметах – отсутствует.
  12. Загрязнение поверхности воды: бытовой мусор (стекло, полиэтиленовые пакеты, пластмасса).
  13. Фауна водоема: крапивница, комар-пискун, муха комнатная.
  14. Основные формы антропогенных воздействий: бытовой мусор.

Вторая группа учащихся составляет планы местности и отображает их в таблицах, графиках, схемах. (См. Приложение 1)

Подведением итогов географического практикума занимается весь класс.

Итоги работы можно оформить следующим образом:

Результаты исследований.

Ручей Водопадный имеет длину 2.700 метров, среднюю глубину 0,035 метров.

Расход воды в ручье изменяется в течение года, так как весной идет активное таяние снега. Тип питания у ручья смешанный: дождевой, снеговой и подземный у истока. Наименьший расход воды осенью 0,045 м³/с.

Изучая картографические материалы, проведя опрос местного населения, нами было установлено, что в карте допущена неточность о нахождении истока ручья Водопадный. Он находится на территории садового общества «Медик» в 300 м на северо-востоке от искусственного водоема с отметкой уреза воды 321,7 м.

Верхний отрезок течения ручья, до искусственного водоема имеет ленточно-грядовый тип русла. Мы наблюдали цепь гряд с «шагом», составляющим 35 ширин русла (0,751,25 м) (см. приложение «Ленточно-грядовое русло») отдельная ленточная гряда имеет очертания языка, концевая изогнутая часть которого чуть приподнята и направлена вниз по течению.

Сравнив органолептические свойства воды на различных участках ручья, мы определили, что самая холодная, прозрачная и пригодная для питья вода находится у истока. Это объясняется наличием выхода подземных вод, отсутствием антропогенного воздействия. Местные жители и дачники используют воду для бытовых нужд и питья.

В среднем течении ручей преграждают искусственные плотины, в результате этого образуются пять искусственных водоемов. Скорость течения ручья Водопадный увеличивается в районе Кузнецкой крепости в связи с увеличением уклона ручья до 0,25 м/с, повышается температура воды, так как, проходя половину пути от истока к устью вода успевает прогреться. Уменьшается прозрачность воды, так как увеличивается антропогенная нагрузка. Изменяется прибрежная растительность, появляется ива, тополь серебристый, крапива двудомная, полынь обыкновенная, лопух войлочный, мать-и-мачеха обыкновенная.

Водопад является самым живописным местом ручья Водопадный. Летом, в июне, его ширина достигает 1,5 метров, а осенью 0,60,7 метров. Высота падения воды 3,5 метра. На водопаде наблюдается перифитон.

За водопадом на ручье скорость течения ручья изменяется до 0,2 м/с, наблюдаются изменения растительности, появляется мята полевая, подорожник большой.

После водопада ручей по трубе пересекает железнодорожную насыпь, а затем резко меняет направление своего течения на восток. На этом участке ручей течет по искусственно созданному руслу (рядом находится коллектор сточных вод) шириной около 1,5 метра. Течение ручья замедленно, вся поверхность покрыта ряской малой, окружающая местность заболочена, имеется неприятный запах.

Из искусственного русла вытекает небольшой ручеек и течет в понижении рельефа в обратном направлении (на запад) около 70 м. Здесь вода ручья испаряется, просачивается в почву, и ручей прекращает свое существование.

Мы отнесли ручей Водопадный к категории заметно загрязненных рек и ручьев (См. Приложение 2). Ручей со слабо заметным цветом и заметной мутностью воды. Перифитон покрывает камни у водопада. Вниз по течению ручей зарастает, особенно его искусственное русло.

Выводы:

  1. Истоком ручья Водопадный мы определили небольшой родник, находящийся на территории г. Новокузнецка (Кузнецкий район), садового общества в 300 м к северо-востоку от водоема с отметкой уреза воды 321,7 м.
  2. Ручей протекает по жилому сектору и садово-дачным участкам Кузнецкого района г. Новокузнецка.
  3. Ручей Водопадный заканчивает свое существование, испаряясь и просачиваясь в почву. Это место определено нами, как устье ручья Водопадный.
  4. Органолептические свойства воды ручья ухудшаются от истока к устью.
  5. Прибрежная растительность изменяется от истока к устью, появляются «сорные» растения.
  6. На всем протяжении течения ручей, кроме истока, подвергается отрицательному антропогенному воздействию.
  7. Ручей Водопадный относится к категории заметно загрязненных рек и ручьев.

К отчёту о географическом практикуме можно представить приложения: выполненные учащимися планы и схемы, таблицы и т.д.

Отчёт о полевой практике представлен в Приложении 3.