Что такое деньги? 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: познакомить с историей возникновения денег.

Задачи:

1. Дать понятия “бартер”, “купля-продажа”, “монеты”, “купюры”, “рубль”, “копейка”.

2. Отработка умения работы с интерактивной доской.

3. Коррекция мышления.

4. Воспитание бережливости.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок и использованием ИКТ.

Методы и приемы:

  • словесный (беседа, объяснение);
  • практический (работа с монетами);
  • частично-поисковый (работа с интерактивной доской).

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • натуральные монеты и купюры разного достоинства разных стран

Ход урока

1. Оргмомент.

За свои ответы вы будите получать фишки, которые станут основанием для итоговой оценки за урок.

2. Актуализация знаний. Кроссворд (слайд 1).

              т р у д          
                    е          
              э к о н о м и к а
п о т р е б н о с т ь          
            у с л у г и        
              к а п и т а л    

а) Один из китов экономики.

б)

в) Все хозяйство людей, наука, которая изучает правила, законы ведения хозяйства.

г) Все, что нужно людям для жизни (ед.число).

д) работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности.

е) Все, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы поговорим про деньги.

Используя слова что деньги такое какое новое задайте главный вопрос нашего урока (слайд 2).

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте окунемся в историю на несколько тысячелетий назад (слайд 3).

Это первобытные люди. Давным-давно они жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались плодами и мясом животных, на которых они охотились.

- Задача от Незнайки (слайд 4).

- Как вы думаете, были в те времена деньги?

Тогда мы отправляемся дальше. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотится, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо и т.д. Что же получалось в таком обществе?

Появились излишки своего труда и необходимость владения продуктами труда других людей. Люди стали обмениваться различными изделиями и товарами. Они осуществляли обмен (слайд 5).

- Как вы думаете, существует обмен в наши дни?

- Вопрос от Незнайки (слайд 6).

Два способа обмена: бартер и купля-продажа. (Cлайд 7)

С обменом - бартером постоянно возникали проблемы. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. (Cлайд 8-9).

С ценами тоже была проблема. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.

Физминутка (слайд 10-15)

Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга.

- Что же придумали люди? (Деньги)

Не спешите, это еще не деньги, а товаро-деньги (слайд 16). Первые деньги не были похожи на современные. Что же стало деньгами? Деньгами стали считать птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.

- Задача от Незнайки (слайд 17).

- Удобны ли были такие деньги?

Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков (слайд 18).

На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Так появился рубль.

При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Так появилась копейка (слайд 19).

Металлические деньги стали называть монетами (слайд 20). Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо означало количество чистого железа в слитке. Затем стали отражать в слитке место изготовления и символы власти – гербы.

Постепенно их становилось все больше и они стали не только занимать много места, но весили достаточно много. И тогда люди придумали (изобрели) бумажные деньги – купюры (слайд 21).

Коррекционная разминка для глаз (слайд 22-31)

4. Практическая работа.

- Задание от Незнайки (слайд 32).

Перед вами монеты и купюры разных стран. Рассмотрите их. Выберите деньги России.

Рассмотрите современные российские монеты: рубль и копейку. Что на них изображено, что написано?

- Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), - лицевая (аверс).

На другой стороне указан номинал монеты, то есть ее достоинство (1 рубль, 1 копейка) – это оборотная сторона (реверс).

Надпись на монете – легенда.

Оплата деньгами - это наличный расчет.

В настоящее время существует другой способ оплаты за товары и услуги – безналичный расчет с помощью банковских карточек. (Слайд 33)

- Рассмотрите их. Кто видел такие карточки у родителей?

- Задание от Незнайки (слайд 34).

5. Обобщение изученного.

- Какие способы обмена товаров и услуг существуют? (Бартер, купля-продажа)

- На какой главный вопрос нам нужно было ответить? Так что же такое деньги? (Слайд 35)

6. Итог урока.

Обмен заработанных фишек на медали.

Выставление оценок (исходя из заработанных медалей).

Домашнее задание: написать названия стран и их денежные единицы. (Cлайд 36)