Технология коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков

Разделы: Социальная педагогика


Введение

Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности. Актуальность проблемы определяется широтой распространенности в последнее время нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения.

Общим в происхождении названных нарушений главным образом является агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности ко-вторым - негармоничное семейное воспитание.

Проявления агрессии у детей в рамках традиционных условий воспитания, в условиях их обычной жизни, прежде всего, отмечается пагубная роль агрессии, которую она играет в становлении личности, превращая ее либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву всех настоящих и будущих конфликтов. Менее заметно, но не менее пагубно деформирующее влияние агрессии на общее развитие всех высших психических функций.

Детская агрессивность трансформируется в агрессивность в зрелые годы.

Вот почему так важно постараться "погасить" агрессивное поведение детей, научить их управлять своими импульсами.

1. Теории агрессивного поведения (Рисунок 1)

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другими словами:

- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

- в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

- жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

В психологических теориях, объясняющих природу агрессивности, существует отличные друг от друга подходы.

1.1. Инстинктивный. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный и инстинкт смерти (З.Фрейд). Первый - рассматривался как стремления, связанные с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Второй - несет в себе энергию разрушения, его задачей является "приводить все органически живущее к состоянию безжизненности" - это злоба, ненависть, берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ. Чем больше количества агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

Слабым местом теории инстинктов является предопределённость способов управления агрессией: считается, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть отреагирована, единственной надеждой остается направление её по нужному руслу. Например, сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека является конкуренция, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

1.2. Биологический. Рассматривается два совершенно разных вида агрессии. Это оборонительная, "доброкачественная" агрессия, которая служит делу выживания человека; она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни.

Другой вид представляет "злокачественная" агрессия - это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.

Ко второй группе относятся люди с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей. Здесь различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение. В первом случае- это люди, низкого морально-волевого уровня регуляции поведения, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям. Во втором- для характеристики нарушений поведения нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания. Здесь можно рассматривать факторы наследственности, генетическое влияние, особенности нервной системы, биохимические факторы, заболевания головного мозга.

1.3. Фрустрационный (Дж. Доллард). Теория возникла как противопоставление.

концепциям инстинктов. Агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Согласно его воззрениям, агрессия - это не автоматически возникающие в организме человека инстинкты, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

1.4. Социальное научение. Теория утверждает: агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Наблюдение соответствующего способа действий. Теория социального научения - это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Сюда же относится проблема влияния на агрессивность детей видео и телепрограмм с сюжетами насилия. Считается, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким.

Социальное подкрепление. Теория социального научения считает, что другим важным элементом этой теории является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.

Наблюдение и подкрепление агрессии со временем развивает у человека высокую степень агрессивности как личностной черты. Точно также наблюдение и подкрепление неагрессивного поведения развивает низкую степень враждебности.

В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно, если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.

2. Условное деление агрессивности (Рисунок 2)

- по направленности на объект: на внешнюю характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия), а также на внутреннюю ( ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованными самому себе;

- по способу выражения: на произвольную, возникающую из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить, а также на непроизвольную, представляющую собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие не подконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта;

- по конечной цели: на инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную - инструментальную - своекорыстную и бескорыстную, а также социально-мотивированную инструментальную - асоциальную и просоциальную агрессию), а также на враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку;

- по форме выражения на:

а) физическую агрессию - предпочтительное использование физической силы против другого лица;

б) вербальную агрессию - выражение негативных чувств как через форму или через содержание словесных ответов;

в) негативизм - оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

- по характеру: частый, эпизодический.

3. Параметры тяжести агрессивных проявлений (Рисунок 3)

3.1. Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аффективная патология ребенка, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них - крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие, стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т. д.

3.2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть, очевидно, спровоцированы определенными "фрустраторами", однако интенсивность и форма их проявлений могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых случаях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.

3.3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействиях с окружающим. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и в свою очередь еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию ребенка.

3.4. Степень напряженности в агрессивных действиях. В частях случаев ребенка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других более тяжелых - ребенок настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что в этот момент недоступен контакту, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.

3.5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых - это проявления физической ауто- и гетероагрессии, представляющие реальную опасность как для самого ребенка, так и для окружающих.

3.6. Степень осознаваемости агрессивных действий. Здесь оценка может быть неоднозначной. С одной стороны, осознавание ребенком своих агрессивных проявлений свидетельствует о больших возможностях его личностного развития. С другой стороны, сформировавшиеся агрессивные установки ребенка являются дополнительным препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекционных воздействий.

4. Возможные способы снятия агрессивного проявления (Рисунок 4)

При попытке воздействия на агрессивное состояние ребёнка необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы её пропорции среди других проявлений активности ребёнка и динамики её возникновения.

Таким образом, тактика воздействия на агрессивного ребёнка должна строиться в зависимости от природы его агрессивного поведения.

4.1. Подавление - жёсткое пресечение действий и поступков ребёнка, с целью заглушить неблагоприятное состояние. Педагог пытается силой своего авторитета положить конец проявлениям агрессии, заглушить её и, заняв господствующее положение, подчинить себе. Но это приводит ребёнка в ещё более угнетённое состояние. При этом ситуация развития ребёнка не изменяется. Педагог фиксирует своё внимание только на негативных проявлениях и не учитывает состояние ребёнка в данный момент.

Применение подавления оправдано и целесообразно, когда негативные проявления ребёнка грозят нанести вред его здоровью, или возникает угроза для его жизни, или возможен ущерб его здоровью и жизни другого.

4.2. Вытеснение - способ вызывать другое, более благоприятное состояние и тем самым заменить агрессивное переживание. Он используется с целью устранение отрицательных проявлений через включение ребёнка в деятельность. Педагог манипулирует состоянием ребёнка, не учитывая его переживаний. Внутренний и межличностный конфликт остаётся.

Вытеснение используется, когда неблагоприятное состояние уже не является ситуативным, а приближается к асоциальному поведению, но приостановить данные негативные проявления нет возможности в силу сложившихся обстоятельств, индивидуальных особенностей, динамики состояния.

4.3. Игнорирование - приём, при котором агрессивное состояние якобы не замечается (оттянутое внимание). Способ применяется с целью постепенного угасания накала неблагоприятного состояния.

Игнорирование оправдано, когда агрессивное состояние приближается к спаду, наблюдается угасание негативных эмоций, но если агрессивное состояние находится в "апогее" своего развития, использование данного способа исключается.

4.4. Санкционирование (ограничение временем) - способ, предполагающий разрешение и право ребёнка на проявление негативного состояния (раздражительность, грусть, скука). Способ используется в целях постепенного исчерпания сильного переживания и его постепенного угасания. Санкционирование оправдано, если не наносит ущерба самому ребёнку и окружающим, а обращение к резкому пресечению было бы вредным для его развития.

Данный метод исключается, если ребёнок находится в состоянии злости, гнева, ненависти.

4.5. Концентрация на положительное - универсальный способ, состоящий в переориентации и сосредоточении внимания на позитивном в самом субъекте (ребёнке) и объекте (другом человеке, животном, предмете), против которого было направлено агрессивное действие. Цель этого способа - научить ребёнка саморегуляции, самоконтролю, установлению равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.

При попытке влияния на агрессивное поведение ребёнка нужно чётко понимать, что такие способы как подавление и вытеснение не учитывают состояния ребёнка. Игнорирование и санкционирование направлены только на учёт особого состояния. Концентрация на положительное позволяет ребёнку учиться управлять своими переживаниями, способствует актуализации самосознания, это даёт основания считать способ более приемлемым при психотерапевтическом воздействии на ребёнка.

5. Управление агрессией и привинтивные меры (Рисунок 5)

Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий - наказание и катарсис; и, с другой - представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.

5.1. Наказание. Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессивное действие и наказание разделяет небольшой промежуток времени; если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать за агрессивное действие, достаточно сурово; если вероятность применения наказания действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.

Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил.

5.2. Катарсис. Гипотеза о существовании катарсиса предполагает, что если приведенному в ярость индивиду дать возможность "спустить пары" в социально приемлемой форме, то это приведет к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к социально опасным формам агрессии. Существующие данные подтверждают первое из этих предположений: участие в различных формах агрессивных взаимодействий, включая сравнительно безобидные, может приводить к резкой разрядке эмоционального напряжения. Данные, подтверждающие вторую часть "катарсической" гипотезы - то есть положение о том, что если индивид, испытывающий в настоящий момент гнев или злобу, своевременно даст выход своей агрессии, то это снизит вероятность совершения им в будущем серьезного правонарушения - менее убедительны. Подобный эффект может давать только совершение индивидом нападения непосредственно на того, кто послужил источником его гнева или раздражения. Кроме того, достигнутое таким образом снижение агрессивности может быть весьма непродолжительным. Итак, следует признать, что действенность катарсиса как средства снижения агрессии в прошлом сильно переоценивалась.

5.3. Воздействие моделей неагрессивного поведения.

Многие ситуации, в которых чувствуется напряжение или содержится угроза, можно разрядить, если вовлеченные в них лица демонстрируют сдержанное поведение, призывают не идти на крайние меры или делают то и другое вместе.

Демонстрация моделей сдержанного, неагрессивного поведения может зачастую оказаться весьма эффективной, для того чтобы сравнительно тривиальные и кратковременные инциденты не стали искрами для возникновения полномасштабных и длительных актов насилия.

5.4. Когнитивные методы контроля агрессии: атрибуции, смягчающие обстоятельства и оправдания

Атрибуции. На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.

Смягчающие обстоятельства и оправдания. Информирование о наличии смягчающих обстоятельств - например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях - может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.

5.5. Индукция несовместимых реакций

Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией.

Эмпатия: этот метод оправдывает себя только в тех случаях, когда агрессоры до этого не подвергались сильному раздражению. Если же агрессоры перед этим подвергались сильным провокациям, попытки уменьшить агрессию посредством прямой обратной связи со стороны жертвы могут сыграть противоположную роль и только усилить интенсивность действий, которые собирались предотвратить.

Юмор и смех. В некоторых случаях смех может быть "лучшим из лекарств", когда дело касается агрессии. Однако, чтобы произвести такой благоприятный эффект, сюжеты юмористических материалов не должны своей основой иметь враждебность или агрессию. В противном случае влияние юмора как способа подавить агрессию может быть полностью утрачено.

Индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в учебном процессе. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить неожиданный подарок, ненавязчивая похвала.

5.6 Тренинг социальных умений: как научиться, не создавать себе проблемы

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями.

К счастью, существуют различные способы обучения людей (как детей, так и взрослых) таким умениям. Более того, овладение ими резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения.

Способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений

Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.

Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.

Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с моделированием) с индивидами устанавливается обратная связь в виде реакций - как правило, позитивных - на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.

Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание удалятся тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам - принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.

РЕЗЮМЕ: Таким образом, агрессивное поведение несовершеннолетних не является "стихийным бедствием", оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем.