Жизнь леса. Лес – природное сообщество. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели.

Дидактические цели:

  • cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, ролью грибов;
  • закрепить умение составлять цепь питания из растений и животных сообщества леса.

Развивающие цели:

  • развивать познавательную активность детей;
  • развивать умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Воспитательные цели:

  • научить детей бережному отношению к лесу;
  • продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: записи голосов птиц, компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация-сопровождение к уроку, рабочие материалы для учащихся (приложение 1).

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, устная, письменная.

Учащиеся должны:

знать:

  • названия живых организмов леса;
  • ярусы леса;
  • роль грибов в лесу;
  • знать правила поведения в лесу;

уметь:

  • составлять цепь питания из растений и животных сообщества.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Проверка домашнего задания – 8 мин.

3. Сообщение темы и постановка целей урока – 2 мин.

4. Работа над новым материалом – 20 мин.

5. Закрепление нового материала – 10 мин.

6. Итог урока – 3 мин.

7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

Оргмомент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.

Проверка домашнего задания.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Перед вами тест по теме “Луг – природное сообщество”. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать правильный ответ из предложенных вариантов.

(Ребята самостоятельно выполняют тест.)

Сообщение темы и целей урока:

- Послушайте стихотворение:

Хочу пригласить вас сегодня я в лес.
В добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете, дети,
Чудные тайны откроете эти.

- О чем будем говорить на уроке?

- Правильно, о лесе.

Слайд № 1. (Презентация 1)

- Тема нашего урока “Жизнь леса. Лес – природное сообщество” (вывешиваю на доску тему урока). На уроке мы должны выяснить, почему лес называют природным сообществом, познакомимся с разнообразием лесных обитателей и ярусами леса.

Работа над новым материалом.

Звучит запись голосов птиц.

Слайд №2.

- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы его можете сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

- Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом).

- А какой это дом? (Большой, многоэтажный.)

- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

- Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)

(На доску вывешиваю карточки с названием ярусов)

- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)

- В среднем ярусе?

- Что растет в нижнем ярусе?

- Заполните в своих рабочих материалах таблицу, записав по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)

Слайд №3.

- А теперь интересная информация для вас.

- А знаете и вы, что лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

- А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

- А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

- Давайте выясним, что растет и кто живет в лесу.

Слайд-презентация2 “Кто в лесочке живет? Что в лесочке растет?

- Посмотрите на картинки и запишите в три столбика названия лесных обитателей. (Учитель демонстрирует 20 картинок с изображением членов сообщества – растения, животные, грибы.)

- Вам необходимо заполнить таблицу в рабочих материалах к уроку.

Проверка.

Физкультминутка для глаз

Глазки видят все вокруг
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано
Где окно и где крыльцо,
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

- Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых - нет.)

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

- Какие животные встречаются в нашем крае?

- Какие из них живут на деревьях?

- Какие ведут наземную жизнь?

- В своих рабочих материалах запишите 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях.

(Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)

Физкультминутка.

- Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

- Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

- Так как же живут растения и животные в лесу? (Cообща, вместе.)

- Как вы думаете, что такое сообщество?

Слайд №4.

- В своем толковом словаре Ожегов дал такое определение. Сообщество – это группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

- Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о каких живых организмах идет речь.

И на горке, и под горкой,
Под березой, и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпах молодцы стоят. (Грибы.)

- А какие грибы вы знаете?

- Отгадайте мои загадки, и вы узнаете какие грибы растут в лесу.

Слайд-презентация3 “Загадки про грибы”

- Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

- Найдите ответ в учебнике на стр. 179 в статье “Нужны ли лесу грибы?”

- Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

Закрепление изученного.

- Что вы можете сказать о жизни леса? (Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие - в кустах, третьи - на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных.)

- Молодцы! Как можно назвать лес? (Мы назовем лес природным сообществом.)

- “Лес – прочное природное сообщество. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Никто и ничто не может уничтожить лес…”

- Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек.)

- Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить? Какие вы знаете правила?

- Сейчас я прочитаю вам экологический рассказ. А вы слушайте внимательно и скажите, вы так же ведете себя в лесу или иначе.

С веселой музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы собирали грибы, вырывая их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

На лесной опушке нарвали большую охапку цветов. Увидев муравейник, решили добыть муравьиную кислоту. Наломали прутиков и начали ими протыкать весь муравейник.

Нам очень понравилась прогулка в лесу!

- А вы, ребята, так же ведете себя в лесу?

- Какие ошибки допустили ребята в рассказе?

- А теперь заполните самостоятельно в рабочих материалах пункт № 4 “Правила поведения в лесу”.

Подведение итогов.

- Что изучали на уроке?

- Что узнали нового?

- Что было самым интересным?

Оценивание.

Домашнее задание.

С.178–181, ответить на вопросы, т.с. 57 з.7.