Использование творческого проекта "Волшебный цветок" для развития фонематических представлений детей с ОНР

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными основные компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика.

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Главное, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа.

Развитый фонематический слух (фонематическое восприятие) – важная предпосылка успешного освоения детьми грамоты, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличия, которое отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь.

Прежде чем, начать работу по коррекции фонематического восприятия у старших дошкольников, я провела диагностику фонематических процессов: исследовала фонематическое восприятие, фонематические представления, звуковой анализ и синтез, слоговую структуру слова, восприятие и воспроизведение интонационной выразительности.

Проведённое мной исследование показало, что у детей с ОНР отмечается нарушение фонематического восприятия. Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. При исследовании звукового анализа, также были выявлены отчётливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый и последний согласный звук в словах. Ребёнок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове ШАР первый звук Р). Затрудняются также в сравнении слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2, 3, 4-го звука.

Значительные трудности у детей вызвали задания на перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

Таким образом, полученные мной данные свидетельствуют о том, что дети нуждаются в коррекционной работе в плане развития фонематического восприятия. В ходе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста возникло немало вопросов:

- как повысить уровень фонематического восприятия;

- как помочь ребёнку с ОНР овладеть фонематическим анализом, необходимым для овладения чтения и письма;

- как привлечь родителей к работе.

К сожалению, родители недостаточно общаются с детьми, мало им читают, не всегда хорошо представляют конечную цель коррекционной работы и недостаточно в ней участвуют.

Большую роль в коррекции и развитии фонематического восприятия сыграл творческий проект “Волшебный цветок”.

Детско-родительский проект “Волшебный цветок”

Вид проекта: творческий, игровой.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники: логопед, музыкальный руководитель, воспитатели, дети подготовительной логопедической группы, родители.

Актуальность: воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма. Наша речь существует в устном и письменном виде, но поскольку речь сначала звучит и воспринимается слухом, то развитый фонематический слух – это база, на которой впоследствии формируется умение читать. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предпочитает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Но, к сожалению, в настоящее время отмечается значительный рост детей с недостаточно развитым фонематическим слухом, что отрицательно влияет не только на устную, но и письменную речь. Кроме того, количество детей, имеющих речевые трудности, продолжает неуклонно расти, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности всё меньше уделяют внимание развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад. В связи с этим возникла идея создания творческого проекта “Волшебный цветок”.

Цель: создать условия для развития фонематического восприятия детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями.

Основополагающий вопрос:

Какие методы и приёмы слухового восприятия использовать в работе с дошкольниками?

Проблемные вопросы:

Как помочь воспитателям в организации игровой деятельности с детьми?

Как правильно использовать методы и приёмы звукового содержания в развитии своего ребёнка?

Гипотеза: Я предположила, что если организовать целенаправленную работу по развитию у детей старшего дошкольного возраста слухового восприятия, это будет способствовать:

у детей: развитию слухового восприятия и фонематического слуха, что в свою очередь, окажет существенное влияние на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которые необходимы для успешного обучения в школе;

у родителей: обогащению приёмов взаимодействия с детьми при организации совместной деятельности, формированию детско-родительских отношений.

Дидактические задачи:

- развивать творческое воображение, память, мышление;

- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова;

- активизировать и обогащать словарный запас дошкольников;

- формировать и совершенствовать звуковую культуру речи;

- повысить мотивацию детей к занятиям, творческое самовыражение воспитанников в продуктивной деятельности;

- закреплять знания о буквах в жизненных ситуациях;

- использовать различные виды игр и упражнений;

- воспитывать бережное отношение детей и их родителей к органам слухового и голосового аппарата ребёнка;

- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме.

Методические задачи:

- разработать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности слухового восприятия у дошкольников;

- подобрать речевой материал для коррекции недостатков фонематического восприятия;

- создать информационную среду в приёмных комнатах для просвещения родителей по теме проекта;

- разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей;

- подготовить просветительные консультации для родителей в средствах массовой информации с целью профилактики фонетико-фонематических нарушений в дошкольном возрасте.

Основные ожидаемые результаты:

- активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;

- психологическую готовность родителей в понимании своего ребёнка, заботы о нём, видение его талантов, возможностей;

- развитие педагогической компетентности родителей;

- расширение словарного запаса детей;

- развитие мышления, памяти, воображения, креативности;

- закрепление знаний о буквах;

- формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Продукт проектной деятельности: в игре “Волшебный цветок”, которая позволит ребёнку стать настоящим волшебником и хорошо подготовиться к школе, необходимо создать город Звуков с жителями этого города – звуковичками и украсить клумбы возле их звуковых домиков волшебными цветами, которые предполагается сделать вместе с родителями дома, оригинально украсив их соответствующими словами – картинками с изученной буквой, презентация самого “волшебного цветка” на “волшебной клумбе”; награждение победителей проекта.

Я считаю, что такая совместная работа создаст благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития.

Мною составлен план работы на 2010 -2011 учебный год.

(Приложение 1)

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия построена в соответствии с тремя периодами обучения:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь);

II период (декабрь, январь, февраль, март);

III период ( апрель, май).

Мной были систематизированы коррекционо-развивающие игры и упражнения, направленные как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так их коррекцию.

(Приложение 2)

Игры и упражнения, соответствующие возрастным и индивидуально-психологическим особенностям детей, подобраны мной и выстроены последовательно, с постепенным усложнением от простого к более сложному.

Коррекционные игры учат дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, учат различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

Игры, которые используются как на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, так и на подгрупповых и индивидуальных занятиях, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задаётся воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, город Звуков и т.д.)

В играх используются условные персонажи (ТИМ и ТОМ), которые прекрасно воплощают различение твёрдости и мягкости согласных, Карлсон рассказывает детям о звонких и глухих согласных, а смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов, украшать город клумбами из цветов.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм подготовлен наглядный и словесный материал (загадки, стихи, скороговорки, отрывки из сказок).

Кроме того, работа по формированию фонематических процессов детей проводилась совместно с воспитателями (логочасы, занятия, индивидуальная работа в свободное от занятий время).

Таким образом, данный подход, построение педагогического процесса дало положительные результаты. Оно показало, что к концу учебного года дети научились различать особенности и порядок звуков в слове, дифференцировать слова – квазиомонимы (различающиеся одной фонемой), исправлять ошибки в деформированных фразах, научились воспроизводить ряды из 3-4 слогов, слов, определять последовательность звуков в слове, место звука в слове, определять количество звуков в слове, составлять слова из звуков, данные как в правильной, так и в нарушенной последовательности и мн.др.

Работу по формированию фонематических представлений детей логопедической группы проводила в тесном контакте с родителями, так как эффективность коррекционно-развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей и позволит родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей.

Работа с родителями включает в себя: анкетирование, родительские собрания, “круглый стол”, индивидуальные беседы, информационные листы в родительском уголке, домашнее задание, презентации, открытое занятие, совместный праздник - чаепитие для детей.

Я считаю, что целенаправленная работа в содружестве с семьёй способствует более углубленной и всесторонней подготовке детей к обучению к школе.

Кроме этого, велась работа по педагогической пропаганде среди родителей внутри детского сада и среди населения города.

В феврале 2011 года в газете “Барабинский вестник” была выпущена статья на тему: “Почему ребёнок плохо говорит?”, а в апреле 2011 – “Правильно ли говорит ваш ребёнок”.

В октябре 2011 была подготовлена консультация “Учите детей, играя” для родителей внутри детского сада.