Технологии исследовательской деятельности и проблемного обучения на уроке литературы. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Пояснительная записка.

Актуальность уроков определяется тем, что

а) полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания;
б) также логикой построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;
в) и выбором проблем для анализа, осуществленным с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников.

Цели:

  • научить учащихся создавать устное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
  • оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
  • способствовать интеллектуальному развитию учеников.

Образовательные задачи:

  • Теоретические - освоение знаний о литературных нормах, речевом этикете;
  • Развивающие - развитие познавательных интересов, логики мышления;
  • Практические - овладение умением проводить анализ текста, выражать собственное логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание.
  • Воспитательные - воспитание интереса и любви к русскому языку, воспитание культуры устной речи, воспитание читателя, размышляющего над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Теоретические идеи, принципы и технологии.

Теоретическая основа уроков: лингвистический, стилистический анализ текста.

Принципы:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
  • уважение к результатам их деятельности;
  • научность, связь теории и практики;
  • активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;
  • технологии проблемного обучения.

Используемые методы:

  • метод « за и против»,
  • метод дискуссии,
  • метод эвристической беседы.

К чему стремимся:

  • выработать способность работать над разнообразной информацией;
  • выработать умение корректно выразить свое мнение по проблеме;
  • выработать способность аргументированно доказать собственную точку зрения.

Обоснование выбора данных уроков:

  • значительное внимание уделено формированию практических навыков в выявлении проблемы;
  • уроки базируются на межпредметных связях с историей и риторикой;
  • учитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Уроки сочетаются с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, с исследовательской деятельностью, с индивидуальными и групповыми консультациями.

Урок литературы в 8 классе из раздела «Зарубежная литература». В.Шекспир «Ромео и Джульетта».
Тема: Вечна ли любовь Ромео и Джульетты?

Ход урока.

I. Постановка проблемы:

Учитель предлагает учащимся выбрать одну из поднимаемых в пьесе «Ромео и Джульетта» проблем для обсуждения на уроке:

  1. любовь
  2. проблемы молодежи
  3. истоки ненависти
  4. гуманистический пафос

II. Учащиеся выбрали «любовь».

Гипотеза заключается в следующем: «Вечна ли любовь Ромео и Джульетты или это только юношеский порыв страсти?»

Класс разделился на две группы:

Мнение первой группы – «верим в глубину и вечность чувства»;

Мнение второй группы – «это увлечение, которое скоро прошло бы».

На доске записывается тема урока: «Вечна ли любовь Ромео и Джульетты?» и эпиграф: «Какой для ненавистников урок, Что небо убивает нас любовью!»

III. Дискуссия по выбранной проблеме.

  1. Двум группам предложено представить аргументы в пользу своей версии.
  2. Вступительное слово учителя на две-три минуты.
  3. Первыми предлагается выступить членам второй группы:
    «До встречи с Джульеттой Ромео был влюблен в Розалинду, как казалось, очень серьезно. А тут вдруг увидел Джульетту и уже забыл о Розалинде».
  4. Члены первой группы выстраивают свою точку зрения: «В своем увлечении Розалиндой Ромео следовал тогдашней моде: Молодые люди должны были иметь даму сердца. Вот он и решил выбрать девушку, которая никогда не ответит ему взаимностью. В его беседе с другом мы видим, что Ромео играет, изображает страдающего влюбленного, говорит с пафосом, высоким слогом и т.д., что дает нам почувствовать искусственность ситуации».
  5. Следующий аргумент: «слишком быстро все происходит: увидел, полюбил, объяснился на балконе и женился!»
  6. Ответ: «Динамика сюжета – это исключительно дань жанру. Это пьеса. События в ней разворачиваются стремительно еще и потому, что Шекспир хотел передать напряжение чувств и накал страстей, так как он ставил и серьезные социальные задачи».
  7. Третий аргумент: «Ромео и Джульетта ушли из жизни ради любви, как им казалось. А нам кажется, что они это сделали еще и из упрямства, чтобы насолить близким. У них не было времени подумать, все взвесить».
  8. Ответ: «Шекспир создал образы влюбленных в развитии. И Ромео, и Джульетта очень изменились с тех пор, как мы увидели их впервые, они повзрослели, возмужали.

Шекспир создал их глубокими личностями, цельными и умными.

Все, что сделала Джульетта, она сделала осознанно, обдуманно, проявила такие качества характера как мужество, стойкость, верность.

Ромео в коротком разговоре с аптекарем продемонстрировал серьезность, ум, рассудительность.

В этой ситуации они были глубоки и последовательны.

Они не хотели умирать. Они не хотели жить в этом лицемерном, лживом и жестоком, полном ненависти обществе».

IV. Подведение итогов:

  • Обзор представленных доводов и фактов;
  • анализ хода обсуждения;
  • критическая оценка высказываний или выработка общего решения.

Если сомневающиеся в долговечности чувств двух героев трагедии согласились с доводами оппонентов, признав их убедительными, цель достигнута.

V. Домашнее задание:

написать эссе на тему: «Какая мысль заключена в словах Шекспира, представленных в эпиграфе? »