Сила трения. 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: изучить явление трения (его причины, закономерности); создать условия для формирования у учащихся практических навыков:

  • измерения силы трения;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать интерес к предмету;
  • развивать интерес к решению задач.

Образовательная: познакомить учащихся с явлением трения, сформулировать понятие сила трения, экспериментально установить, от чего зависит эта сила, продолжит формирование умений пользоваться приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов.

Воспитательная: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе.

Развивающая: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса к окружающим явлениям; развивать логическое мышление.

Ход работы

  1. Организационный момент. (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (10 мин.)
  3. Изучение нового материала . (10 мин.)
  4. Практическая работа (10 мин.)
  5. Обобщение пройденного материала.(10 мин.)
  6. Домашнее задание. Выставление оценок. (3 мин.)

2. Проверка домашнего задания.

Всем учащимся выдаётся таблица, которую необходимо заполнить. В этой таблице вопросы из домашнего задания.

Вопросы Ответы
1. Какую величину мы называем силой?  
2. Как обозначается сила?  
3. Единицы измерения силы.  
4. Какая сила приложена к телу и направлена всегда к земле?  
5. Найдите цену деления динамометра, который находится у вас на столе.  
6. Какой прибор предназначен для измерения силы?  
7. Сила является векторной или скалярной величиной?  

3. Изучение нового материала.

Ответьте на вопрос:. Что нужно делать?

Сегодня сильный гололёд,
Но должен ты идти вперёд,
Подумай, чтобы не упасть,
И под колёса не попасть! (Посыпать песком)

4. Зачем нужно посыпать песком? (Что бы не скользить, увеличить силу трения)

Открываем тетради и записываем тему нашего урока: “Сила трения”.

На доске изображен рисунок, глядя на него постараемся заполнить таблицу.

Название силы Точка приложения направление Причины появления
Сила трения     1. Шероховатость

2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел

При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называют трением. А силу, характеризующую это взаимодействие, называют силой трения. Она обозначается буквой F с индексом: FTp. (на рис это видно)

Существует несколько видов трения:

  • трение покоя,
  • трение скольжение (если тело скользит по поверхности другого тела),
  • трение качание.

При скольжении одного тела по поверхности другого возникает трение, которое называют трением скольжения. Например, такое трение возникает при движении саней и лыж по снегу.

Если же одно тело не скользит, а катится по поверхности другого, то трение, возникающее при этом, называют трением качения. Так, при движении колес вагона, автомобиля, при перекатывании бревен или бочек по земле проявляется трение качения.

А теперь выясним, от чего зависит сила трения.

5. Практическая работа.“Измерение силы трения”.

Класс делится на три группы. Каждая группа выясняет от чего зависит сила трения.

Если положить на горизонтальную поверхность брусок и подействовать на него с достаточной силой в горизонтальном направлении, то брусок начнет двигаться. Чтобы брусок двигался равномерно и прямолинейно, нужно, чтобы модуль силы тяги был равен модулю силы трения.

На этом основан метод измерения силы трения.

Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянного бруска с тремя отверстиями и деревянной линейки, школьный динамометр, набор грузов по механике.

1 ряд

Задание 1. Определить зависимость силы трения от массы тела.

Испытуемое тело Масса тела Сила трения
Тело с одним бруском    
Тело с двумя брусками    
Тело с тремя брусками    

Сделать вывод: как сила трения зависит от массы тела.

2 ряд

Задание 2. Определить зависимость силы трения от поверхности по которой движется тело.

  Сила веса Сила трения
Показание динамометра при движении бруска по дереву    
Показание динамометра при движении бруска по бумаге    
Показание динамометра при движении бруска по наждачной бумаге    

Сделать вывод: как зависит от поверхности по которой движется тело?

Задание 3. Определить зависимость силы трения от площади поверхности

Что бы определить площадь поверхности, необходимо изменить ширину и длину основания. S=a*b

Положение бруска Площадь поверхности Сила трения
Положите брусок боковой гранью    
. Положите брусок основанием    

Сделать вывод: как зависит сила трения от площади поверхности?

Обсуждение итогов заданий.

Вывод: сила трения зависит от поверхности движения, от массы тела и не зависит от площади поверхности.

. Единица измерения силы трения в СИ (как и любой другой силы) - 1 Ньютон.

Первое исследование  законов трения принадлежит знаменитому итальянскому ученому и художнику Леонардо да Винчи (15 век):

Что обозначают эти строки взятые из стихотворения.

Если б трение пропало,
Что со всеми нами стало?
Мы ходить бы не смогли,
Оттолкнувшись от Земли.

Если б взяли что-то вдруг.
Оно выпало б из рук.
Помогает трение
Начинать движение
Всем машинам, тракторам,
Мотоциклам, поездам.
. . . Но при том приносит вред
И не мало разных бед.

Сила трения как приносит пользу, так и вред.

Какую пользу и вред приносит сила трения мы узнаем на следующий урок.

Обобщение материала.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие самые главные выводы вы сделали из нашего урока?
  2. Больше всего мне запомнилось?
  3. А Вы знаете сегодня на уроке я …

Домашнее задание: п.п. 30, 31 (вопросы), упр. 11 (3).

Сообщение по теме: “Польза и вред, которую приносит сила трения”

Используемые сайты (рисунки):

  • http://old.college.ru/physics/courses/op25part1/content/chapter1/section/paragraph13/images/1-13-3.gif
  • 2.kokvik.ru
  • arhimed.tom.ru
  • livetheme.ru
  • festival.1september.ru
  • physik.ucoz.ru
  • classfizika.ru
  • rutube.ru

Задача 1

 

Задача 2

Задача 3