Семинар-практикум "Сочиняем загадки сами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели урока:

  • Образовательная: обучать взрослых умению подводить детей к выделению существенных признаков предметов, сравнивать по несущественным и существенным признакам, обобщать и классифицировать предметы,

  • Развивающая: развивать навыки совместного творчества между взрослыми и детьми

  • Воспитывающая: воспитывать толерантность, уважение к соучастнику творческого процесса.

Материалы: три макета таблиц.

Ход проведения семинара:

В дошкольном возрасте у детей начинает закладываться понятийное, словесно -логическое мышление. Дети пытаются по-новому осмыслить свойства известных им объектов, придать им необычные характеристики. Таким образом, наши дети не только познают окружающий мир, но и делают первые шаги для познания неизвестного. Задача взрослых – родителей и воспитателей – помочь детям овладеть одной из ведущих операций этого вида мышления – сравнение. Если ребенок не научится сравнивать уже сейчас, в дошкольном возрасте, то у него непременно возникнут трудности при обучении как в начальной школе, так и в среднем звене.

Одним из методов овладения этой операцией является составление загадок. Кажется чего проще. Я предлагаю вам придумать прямо сейчас по одной загадке. Взяв, например, за отгадку слово – репейник.

Практическая деятельность родителей, воспитателей

Вы, наверное, убедились, что на самом деле это не так. Без умения абстрагироваться, выявлять существенные признаки предметов невозможно в полной мере овладеть этим умением.

А для этого необходимо создавать условия для самостоятельного составления загадок нашим детям.

Для начала необходимо выявить признаки объекта, сравнить объект и предметы между собой, найти предметы похожие и не похожие на выбранный объект, выявить признаки, по которым объект отличается от других или похож на другие предметы.

Находя ответы на эти вопросы мы не только развиваем логическое мышление детей, знакомим их с окружающим миром, но и учим обобщать, классифицировать, давать определенные понятия, выявлять нелогичные ситуации, понимать переносный смысл выражений.

А теперь давайте попробуем составить несколько загадок вместе.

Возьмем к примеру за объект – зонтик, и построим загадку на имеющихся признаках и свойствах.

Совместная деятельность воспитателя и родителей

Для подсказки все признаки расположим в двух столбиках

На что предмет похож?

Чем отличается?

На гриб

несъедобный

На волчок

не крутится

На колокольчик

укрывает от дождя

Формулируем саму загадку:

Как гриб, но съесть нельзя,
Как волчок, но не крутится.
Как колокольчик, но от дождя укроет.

При составлении загадок можно разложить предмет на составные части и определить на что они похожи.

Например, таким образом можно составить загадку об очках.

Составные части

На что похоже?

Дужки

на крючки

Стекла

на лужи

Оправа

цифра “8”

Загадка: Две лужи на двух крючках, похожи на цифру “8”

Можно составлять загадки используя знания детей о свойствах объекта предмета и сравнении с другими предметами.

Например, загадка о коньках.

Коньки что делают?

Что является таким же или делает так же?

Блестят

звезды

Разрезают

ножи

Мчат

кони

Загадка:

Блестят, но не звезды,
Разрезают, но не ножи,
Мчат, но не кони.

А теперь давайте вспомним, предыдущий наш объект – репейник и попробуем придумать загадку, имея перед собой уже продемонстрированные таблицы.

Объект Что такое же?
Колючий

Лохматый

Прилипчивый

Еж, кактус

Собака, шуба, медведь

Смола, пластилин

Имея исходную таблицу, родители придумывают собственную загадку

А чтобы работа протекала успешнее позвольте дать вам несколько советов
Методические рекомендации.

  1. Используйте при сочинении загадок наглядные модели (таблицы)

  2. В ходе обсуждения в левую часть таблицы вносите значения признака (их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть — объекты (допустимо схематическое изображение). Это позволит тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

  3. Требуйте от детей более полные характеристики объектов, выбранных для сравнения: блестящая — не просто монета, но новая (или начищенная).

  4. Читать текст совместно и обязательно построчно, вставляя между словами в правой и левой колонках связки “как” или “но не”. Повторяйте текст неоднократно.

  5. Выбирайте наиболее удачные варианты сравнения.

  6. Составляйте загадку не называя объект, а только перечисляя те признаки, которые через связки “как” или “но не” сравниваются с другими объектами: “Колючий, как еж, лохматый, как собака, прилипчивый, но не смола”.

  7. Запомните, что сравнивать предметы можно по одному и тому же признаку:

– назначению объекта ( У Наташи красное платье, а у Лены синее),
– по длине (У Лены длинная юбочка, а у Тани короткая),
– по высоте (Дерево высокое, а куст низкий),
– по твердости (Мел твердый, а творог мягкий),
– по возможности летать (Птица летает, а машина нет),
– по съедобности (Сахарный песок едят, а речной нет),
– по росту (Великан большого роста, а гном/мальчик-с-пальчик – маленького),
– по ширине (Река широкая, а ручей узкий),
– по длине (Эта дорога длиннее, а та короткая),
– по громкости (Эти ребята поют громче, а те тише),
– по толщине (Кусок колбасы толще кусочка сыра),
– по величине (Озеро большое, а пруд маленький).

  1. Запомните, как нельзя сравнивать:

– У Бабочки крылья цветные, а у стрекозы прозрачные. (Сравниваются разные свойства: цвет и прозрачность),
– Лягушка зеленая, а крокодил большой. (Сравниваются разные свойства: цвет и размер),
– Дерево высокое, а куст красивый. (Сравниваются два разных свойства: цвет и размер),
– Наташи платье голубое, а у Светы – короткое. (Сравниваются два разных свойства: цвет и длина),
– У Тани карие глаза, а Вика курносая. (Сравниваются цвет глаз и размер носа),
– Эта горка пологая, а та высокая. (Сравниваются два свойства: высота и крутизна),
– Карлсон толстый, а Малыш моложе. (Сравниваются два свойства: толщина и возраст),
– Помидор красный, а перец горький. (Сравниваются разные свойства: цвет и вкус),
– У Мальвины голубые волосы, а у Буратино длинный нос. (Сравниваются разные части тела),
– Незнайка низкого роста, а Знайка очень умный. (Сравниваются разные свойства: ум и рост).

Надеюсь что данные рекомендации не только научат сравнивать, выделять существенные признаки предметов сравнивать по несущественным и существенным признакам, обобщать и классифицировать предметы, разовьют навыки мышления, воображения, но и будут способствовать развитию навыков совместно творчества между вами – родителями и детьми.