Ковалентная полярная химическая связь. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (646 кБ)


Цели: изучить механизм образования ковалентной полярной  химической связи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить механизм образования ковалентной полярной  химической связи;
    • научиться составлять электронные формулы молекул веществ с ковалентной полярной связью;
    • ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.
  • Развивающие:
    • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
    • формировать умения написания электронных формул веществ;
    • формировать умения определять вид ковалентной связи.
  • Воспитательные:
    • воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • Презентация в  PowerPoint.
  • Периодическая система химический элементов  Д.И.Менделеева.
  • Учебник: О.С.Габриелян, Химия,  8 класс, часть 1.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.

2. Актуализация знаний

Слайд 1. Дается задание конкретному ученику и всему классу.

Слайд 2.

Учитель: Мы условно разделили элементы на металлы и неметаллы. Рассмотрели, как образуются связи между атомами металлов и неметаллов (как называется такой вид связи?), между атомами одного и того же элемента неметалла (как называется такой вид связи?)

Ученики (вставляют пропущенные фразы): ионная связь, ковалентная неполярная.

Слайд 3.

Учитель: А какой тип связи мы можем ожидать при образовании соединений между атомами разных неметаллов?

Ученики: Вероятно, тоже ковалентную, но, какую?

Слайд 4.

Учитель: Да, очевидно, опять ковалентную связь – засчет образования общих электронных пар.
Но ведь элементы – то разные!!!
Наверное, следует ожидать, что такая ковалентная связь будет отличаться от рассмотренной ранее ковалентной связи.

Слайд 5.

Учитель: Атомы разных элементов по-разному относятся к общим электронным парам: те неметаллы, что сильнее, будут сильнее оттягивать к себе общие электронные пары, совсем как у Крылова: «У сильного всегда бессильный виноват…»

3. Изучение нового материала

Слайд 6.

Учитель: Давайте запишем с вами сегодняшнее число и тему урока: «Ковалентная полярная связь».

Слайд 7.

Учитель: Цель нашего урока:

1. Продолжить формирование понятия о ковалентной химической связи.
2. Познакомить учащихся с полярной ковалентной химической связью и электроотрицательностью (ЭО) как мерой неметалличности элементов.
3. Продолжить формирование умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов.

Слайд 8.

Учитель: Что же такое электроотрицательность? Запишите это определение к себе в тетрадь. Способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары, называется электроотрицательностью (ЭО).

Слайд 9.

Учитель: Посмотрите на данный слайд. На нем расположен ряд электроотрицательности элементов в порядке возрастания. Значит, самым электроотрицательным элементом будет…

Ученики: Фтор.

Учитель: Правильно. Такой же ряд есть в ваших учебниках. Найдите его. Он располагается на последней странице, где расположена таблица растворимости кислот, оснований и солей (учитель показывает место нахождения этого ряда в учебнике).
Ответьте мне на вопрос: Какой из элементов будет более электроотрицательным – углерод или азот?

Ученики: Азот, т.к. он располагается правее углерода и ближе к самому электроотрицательному элементу – фтору.
 
Учитель: Правильно.

Слайд 10.

Учитель: Запишите в тетрадь (на странице 64, §11)  как изменяется ЭО в периоде и подгруппе (смотрите запись курсивом со слов: в каждом периоде…) – работа с учебником.

Слайд 11.

Учитель: Ряд электроотрицательности элементов поможет вам определить, в сторону атомов какого химического элемента будут смещены общие электронные пары, а, следовательно, на каком из атомов будет избыточный отрицательный заряд (он будет обозначаться буквой «δ» – греч. дельта), а, значит, где будет отрицательный полюс молекулы.

Слайд 12.

Учитель: Разумеется, атомы менее электроотрицательного элемента будут иметь избыточный положительный заряд, т.е. будут представлять собой как бы положительный полюс молекулы с зарядом δ+.
Вот вам и стало понятно название этой разновидности ковалентной связи – полярная.

Слайд 13.

Учитель: Между атомами одного и того же элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью, общие электронные пары не смещеныни к одному из атомов, поэтому они не имеют заряда – полюса и это неполярная ковалентная связь.

Слайд 14.

Учитель: Теперь давайте с вами запишем алгоритм образования молекулы SCl2.

Слайд 15.

Учитель:

1. Определить число внешних электронов у атомов неметаллов и  по формуле 8 – N число неспаренных электронов (где N номер группы, в которой расположен химический элемент). Записать электронные формулы атомов:

 

Слайд 16.

2. Записать символ элемента – неметалла, который представлен одним атомом (S), в центр и знаком «плюс» – два атома другого элемента (Сl):

Слайд 17.

3. Записать электронную и структурную формулы получившейся молекулы:


     →

   →

СlS Cl

Слайд 18.

4. Определить по ряду электроотрицательности, к атомам какого из элементов смещены общие электронные пары, и заменить черточки маленькими стрелками, обозначить полюса:

Clδ–     ←     Sδ+   →      Clδ–

Слайд 19.

Учитель: Давайте теперь с вами закрепим изученный материал. Для этого выполним упражнение 2 на странице 66.

Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока, выставим оценки.

 

4. Домашнее задание

Учитель: Домашним заданием вам будет следующее –

  • §11, закончить 2, стр. 66
  • Повторить все виды химической связи: определения, механизм образования.

 

– Всем спасибо!!!

 

Используемая литература:

  1. О.С.Габриелян, Химия.  8 класс, часть 1 –  М.: Дрофа, 2008.
  2. О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс – М.: Дрофа, 2007.