Цвет в композиции. Эмоциональное воздействие цвета

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: придумать и изобразить образ “цветок-настроение”.

Задачи урока:

Познакомить с общими закономерностями цветовых сочетаний, с символикой цвета, с физическими и эмоциональными ассоциациями цвета, учить использовать эти знания для создания образа, характера и общего настроения композиции; развивать образное мышление, фантазию, творческое воображение; развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение эстетически воспринимать окружающий мир, воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Форма организации: организационный момент, основная часть занятия, самостоятельная практическая деятельность учащихся, анализ детских работ.

Оборудование

для учителя:

  • презентация “Мир разноцветный” или репродукции, фотографии, отражающие многоцветие природы.

  • таблицы цвета (тёплые холодные, лёгкие тяжёлые, звонкие глухие, выступающие отступающие, фактурные);

  • изображение 4 мешков, закрашенных в соответствии с весовыми характеристиками;

  • цветовые палитры, передающие разное настроение;

  • репродукции работ художников;

  • музыка;

для учащихся:

  • бумага формат А3, гуашь, палитра, кисти.

Ход занятия

1. Организационный момент – приветствие, подготовка учащихся к занятию.

2. Основная часть занятия.

Ребята, всё, что нас окружает, природа одарила своим цветом, белая ромашка подмигивает жёлтым глазком синему васильку, который спрятался в зелёной траве с красными ягодами. На ветках висят спелые фиолетовые сливы, тёмно малиновые вишни, яркие яблоки, оранжевые апельсины. А на голубом небе торжественно и звучно поднялась радуга. (показ презентации “Мир разноцветный” или репродукции, фотографии, отражающие многоцветие природы.)

Изучая древние культуры, мы узнали, что цвет использовался для опознания определенных социальных слоев, а также как символический знак, выражавший мифологические или религиозные понятия. В Китае жёлтый цвет предназначался для императора, сына Неба. Никто другой не смел носить жёлтую одежду. Жёлтый цвет был символом высшей мудрости и просвещённости. Если же китайцы по случаю траура надевали белые одежды, то это означало сопровождение ушедшего в Царство чистоты и неба. В изобразительном искусстве Мексики, часто встречается фигура, одетая в красную одежду. В данном случае речь идет о боге Земли Ксипе-тотек, а стало быть, и о восточном небе, ассоциирующемся с восходом солнца, рождением, юностью и весной. Красному цвету на Руси отводилось особое значение, он считался признаком красоты, и всё что связывалось с понятием “красивый” называли красным: красная площадь, красная девица, весна красна, красный угол, красно солнышко.

Помимо цветовых символов, принадлежащих определенным культурам, существуют общечеловеческие символы, которые понятны всем. Так, белый цвет это благо, свет, неземная чистота, приумножение святости, вода, молоко или семя, в свою очередь олицетворяющие жизнетворное начало. Белый символизирует невинность, свет, чистоту, поэтому невесту одевают в белый свадебный наряд. Красный это кровь, огонь, тепло, солнце. Красный в сочетании с белым жизнь, жизнеутверждающие силы. Черный цвет в представлении людей означает мрак, темноту ночи, распад и смерть, а следовательно, зло. Серый цвет являлся в средние века цветом нищенского рубища, цветом отверженности от христианского мира. Он считался даже не цветом, а просто отсутствием его. Коричневый тоже не любили. Божественными цветами считали золото и жёлтый как материальное воплощение “застывшего солнечного света”. В Священном писании свет и цвет называются венцом всяческой красоты, отдается дань восхищения всему сияющему и светоносному. Вплоть до XII века символический смысл жёлтого цвета носил только положительный характер, но в эпоху готики он получил второй, негативный, смысл. Его стали считать цветом измены, лжи, продажности, бесстыдства, цветом дурных намерений. Синий цвет королевской власти и благородного происхождения, означает постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир. Фиолетовый означает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость.

В христианской символике зеленый цвет напоминает о земной жизни Христа, о его гуманной миссии. В народных сказаниях и легендах многих стран зелёный цвет является символом надежды, т.к. он ассоциируется с молодостью, ростом. Оранжевыйлюбимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей.

Символика цвета рождалась и умирала, но и в наши дни сохранилась в поговорках и крылатых фразах. Давайте вспомним некоторые из них. (Преподаватель дополняет ответ учащихся: “тоска зелёная”, “скука серая”, “дела чёрные”, “радость светлая”.)

Цвет может вызывать самые разные ощущения (показ таблиц цвета и репродукций картин): температурные (тёплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие), акустические (тихое, громкое, кричащее, глухое), пространственные (выступают вперёд, отдаляются, создают чувство глубины). Ребята, посмотрите на работы художников и скажите мне: какие цвета создают ощущение глубины, а какие наоборот приближаются к зрителю? Какие звучат тихо, громко, а какие кричат и настойчиво заявляют о себе?( ответы детей)

Фактурные свойства цвета создают более точное представление о предмете. Посмотрите на репродукции картин, мы видим, что котёнок пушистый, кувшин гладкий, луковица шёлковая, ткань бархатная. Художник по-разному наносит краску густо, заливкой, по-сырому, использует мазки разной длины и направления. (Показ репродукций и таблиц с фактурными свойствами цвета)

Цвет вызывает ощущения лёгкости, тяжести, воздушности, давящее ощущение). На доске прикреплены изображения 4 мешков: который из них лёгкий, который воздушный, тяжёлый и давящий?

Цвет может вызывать разные эмоциональные состояния (весёлое, грустное, бодрое, радостное, печальное, спокойное, безразличное); рождать эстетические чувства (красивое, безобразное, отвратительное).

В изобразительном искусстве принято считать, что красный цвет– возбуждающий, согревающий, оживляющий, активный, энергичный, воинственный. А жёлтый как вы думаете какой? Тёплый, бодрящий, весёлый, привлекательный. Оранжевый – весёлый, радостный, пламенный, добрый. Зелёный создаёт спокойное, приятное и мирное настроение. Синий – серьёзный, печальный, тоскливый, сентиментальный, спокойный. Путём смешивания каких цветов получается фиолетовый? Так, значит какой он? Соединяет эмоциональное воздействие синего и красного. Он является одновременно и притягивающим и отталкивающим, полным жизни и вместе с тем вызывает тоску и грусть. Художники, создавая полотна, используют знания о воздействии цвета на человека, чтобы “донести” до зрителя свою идею, наиболее выразительнее передать художественный образ произведения. (Показ иллюстраций, сопровождающийся беседой с учащимися, примерные вопросы: какой цвет преобладает в картине? Как он воздействует на зрителя? Какое настроение в картине? Что хотел сказать нам художник?)

На доске прикреплены цветовые палитры, передающие разное настроение:

 

Ребята, определите, пожалуйста, к какой из этих цветовых палитр подходят названия: утренняя свежесть, нежность, весёлый летний день, осенняя грусть, тревога, неутешимое горе, печаль. (ответы учащихся) Молодцы!

Сегодня вы должны придумать и нарисовать сказочный цветок, а какой он будет по цвету, вы узнаете в карточке с заданием, которую я раздаю каждому. (Раздаются карточки с заданиемзадачей, таким как, например, нарисовать радостный цветок с тяжёлой холодной сердцевиной и грустными листочками, нарисовать цветок с ледяными кончиками лепестков, горячей сердцевиной и лёгкими нежными листочками, нарисовать цветок с выступающими гладкими лепесточками, отступающими шероховатыми листьями и тяжёлой сердцевиной и т.д.)

3. Практическая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы педагог ведёт фронтальную и индивидуальную работу, оказывает помощь учащимся, испытывающим затруднения, указывает на ошибки.

4. Просмотр (анализ работ)

Работы прикрепляются к мольбертам или на доске. Каждый ученик зачитывает своё задание, и учитель с детьми анализируют, рассуждают верное или нет, решение нашёл каждый учащийся.

Молодцы, сегодня вы очень порадовали меня. Так как же цвет может влиять на человека? Какие ассоциации он вызывает?

Из нашего урока хочется сделать вывод о том, что применение цвета без учёта его значения может привести к противоположному результату, воплощению совсем другого художественного образа, нежели задуманный. Правильное применение символического значения цвета усилит воздействие на зрителя, глубже раскроет задуманный образ.