Василий Васильевич Андреев – виртуоз-балалаечник. 8-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: познакомить учащихся с творчеством В.В.Андреева.

Задачи:

  • познакомить с биографией В.В.Андреева, создателем русских народных инструментов и руководителем первого Великорусского оркестра;
  • послушать произведения в исполнении оркестра народных инструментов.

Ход урока

У русских инструментов тяжелая судьба. С давних времен на них ополчилась церковь, считая их предметами языческого культа и языческих обычаев.

Однако народ все же сохранил свои инструменты. В деревнях были распространены гусли, гудки (скрипки), рожки, свирели, бубны, деревянные ложки. Вместо домры появились балалайки. Повсюду играли на самоделках, аккомпанировали себе при исполнении народных песен. В конце 19 столетия народные инструменты находились на грани исчезновения. Новую жизнь им сумел дать выдающийся русский музыкальный просветитель Василий Васильевич Андреев (портрет В.В.Андреева).

Он родился 3 января 1861 г. в Бежецке, уездном городе Тверской губернии. Его отец, Василий Андреевич, был купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы. Он владел несколькими тысячами десятин пашни и леса, которые пустил в оборот: разбил на участки и сдавал многочисленным арендаторам. Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи, обладала твердым характером, получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу. Ее стараниями в доме была собрана неплохая библиотека. Маленький Вася находился под неусыпной опекой няни. С ранних лет он соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и рифмованных детских моральных историй. Ему было полтора года, когда умер отец.

В 1864 г Софья Михайловна вышла замуж за отставного военного инженера штабс-капитана Нила Николаевича Сеславина. Она занималась воспитанием сына, разговаривала с ним по-французски, приняла в дом гувернантку. Вася частенько находился в людской, слушал русскую народную песню и восторженно наблюдал пляску « А как плясали русскую! Сначала осторожно, плавно, а потом – душа нараспашку, показывай, кто на что горазд, чтобы все косточки заходили, чтобы все суставчики забродили». Пяти лет он подыгрывал на гармошке плясунам. Видя музыкальные способности, мать учила сына игре на фортепиано, но к роялю Васю не тянуло, впоследствии, в старших классах гимназии Вася постарался овладеть основами игры на фортепиано. Вскоре мать купила имение Андреевское в сельце Марьине Лугининской волости Вышневолоцкого уезда (ныне Удомельский район Калининской области). Вася был в восторге, перезнакомился с крестьянскими мальчишками, научился играть на дудке и жалейке и получил известность как гармонист.

В 1872 отчим получил место в управлении железных дорог в Петербурге, и семья переехала в столицу, продав все бежецкое имущество: два дома с пристройками и землей. А 1875 году неожиданно умер отчим, и мать решили посвятить себя сыну. (показ памятника Андреева в Бежецке)

В гимназии Вася учился средне пропускал по болезни. Однако много читал, больше занимался музыкой. В его комнате тесно было от музыкальных инструментов: он играл на гитаре, мандолине, флейте, на различных гармониках исполнял популярные танцы. Три года занимался с преподавателем-скрипачом Н.В. Галкиным. В 14 лет владел 12 инструментами, «не зная ни одной ноты» (самоучка). В старших классах гимназии увлекся театром. 1882 год окончена гимназия.

Лето 1883 г. Василий проводил в Марьино. В наступившей тишине зазвучала мелодия «Вдоль по Питерской». Тембр был необычным, такого инструмента Василий не слышал. Он вскочил и побежал к флигелю, откуда доносилась музыка, и увидел работника Антипа Васильева, игравшего на балалайке. Вот так Андреев встретился с предметом своих будущих забот.

«Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент, только с тремя струнами может давать столько звуков!».

Балалайка была неказистая, с небольшим корпусом и длинным грифом, с передвижными ладами. Василий попробовал сыграть несколько зачинов. Струны звучали негромко, но бойко и приятно. В тот вечер он принял решение: «Играть самому и довести игру на балалайке до совершенства!».

В 1884 году на основе старинных образцов бежецкий мастер Антонов смастерил В.Андрееву первую его балалайку. Василий быстро освоил ее и решил сделать концертным инструментом, что бы можно было выступать с игрой на ней со сцены. А для этого требовалось усиление звучности. Необходимо увеличить корпус инструмента, заменить передвижные перевязки постоянными ладами, чтобы рука не прыгала при игре. Андреев пришел к мастеру, Иванов заказ принял и уже к весне 1885 года, первая концертная балалайка была готова. На настоящей сцене в зале Благородного собрания в Петербурге Андреев появился лишь в 1886году. Много думал он о дальнейшем совершенствовании инструмента, необходимо было увеличить количество ладов.

6марта 1887 года газета «Новое время» сообщила о появлении семиладовой балалайки. А вскоре появилась двенадцатиладовая балалайка, так называемая хроматическая. Ее сделал придворный мастер Ф.С. Пасербский.

К тому времени Андреев сформулировал свою цель: распространить усовершенсвованную балалайку по всей России, сделать ее любимым инструментом.

Пятиладовая балалайка стала весьма популярна в Петербурге.

Любителей балалайки становилось все больше, пора писать самоучитель, а в концертах выступали оркестры мандолинистов, гитаристов, концертинистов, балалаечников не было.

Андреев решает создать образцовый оркестр, который мог бы соперничать с любым другим ансамблем. Он к осени 1887 г. изготовил маленькую балалайку-пикало, альт, и балалайку-бас. Отобрал лучших учеников на каждый инструмент, и начал репетиции, организовал «Кружок любителей игры на балалайке» (8 музыкантов). Наконец Андреев объявил, что оркестр «звучит».( показ фото оркестра)

Слушание «Вальс».

20 марта 1888 г.в зале Городского Кредитного общества в Петербурге состоялся концерт. Все были задеты за живое, равнодушных в зале не было. Василий Васильевич выступал и как солист, сыграл на балалайке свой «Сводногвардейский марш» газеты отмечали высокий профессионализм оркестра и исключительную сыгранность участников русских народных инструментов.

Этот день стал днем рождения национального оркестра. Оркестр выступал без дирижера, Андреев был исполнителем на балалайке-приме. После триумфа Василий Васильевич стал стремительно готовиться к поездке по городам центрально России. Музыканты отправились в Тверь, Москву, Орел, Курск. Только журнал «Баян» в №19 опубликовал несколько строчек: «Тверь. 2 мая состоялся здесь концерт известного виртуоза на балалайке г.Андреева, игравшего с громадным успехом». По сообщению местной печати зал был полон. Может быть, потому, что многие интересовались успехами своего земляка? Каждый номер публика воспринимала горячо, особенно понравилась ей исполнение «Камаринской».

Слушание «Камаринская».

Андреев много работает, готовиться к поездке в Париж. Его цель- пропаганда инструмента. Виртуозно владея техникой игры на балалайке, он выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для Великорусского оркестра.

В 1888 году 25 сентября оркестр дал концерт в Вышнем-Волочке, уездном центре Тверской губернии, кружок играл песни, намеченные для зарубежный гастролей: «В руках г. Андреева балалайка размашисто трещит, гремит в переборах и перекатах удалой «Барыни» и оглашает всю огромную залу».

Слушание «Барыня».

Весь сентябрь 1889 г. оркестр гастролировал в Париже. Парижанам понравился безукоризненно одетый, с безупречными манерами, вежливый, остроумный Андреев. Его виртуозная игра на балалайке вызывала восхищение, а исполнение вальсов на маленькой гармонике «черепашке» просто ошеломляло. Понравились и русские мелодии.- слушание «Эх, ухнем»

Лучшие музыкальные силы столицы признали Великорусский оркестр и одобрили деятельность Андреева, только после огромного успеха за границей.

В 1891 г Андреев продолжает гастроли. Балалайка вошла в моду и быстро распространялась. Он решил создать нотную библиотеку.

В 1894 вышла книга под названием «Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек».

В сезон 1894-95 Андреев проводит у себя в Петербурге по пятницам аристократические вечера. У него часто бывал Федор Иванович Шаляпин. Шаляпин и Андреев были близкими друзьями.

Андреев отлично овладел свирелью, занимается реконструкцией домры. Мастер Семен Иванович Налимов изготовил по чертежам В.В.Андреева домру-пикало, домру- альт, домру-бас. В 1896 году домра введена в оркестр. В этом же году «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Андреев дал название оркестру по составу инструментов, принадлежащих к средней и северной полосам России, то есть к Великороссии, или древнему государству Московскому.

В.В. Андреев добился, чтобы в армии было введено обучение игре на балалайке, а сам был возведен в должность «заведующего преподаванием народной музыки в войсках гвардии». Его 150 солдат-балалаечников великолепно сыграли народные песни на концерте в Петербурге, а сводный оркестр балалаечников достиг до 200 с лишнем человек.

В 1898 году завершился отбор инструментов для оркестра. В оркестр введены жалейка, свирель, бубен, накры – род глиняных литавр, медные оркестровые литавры, звончатые гусли, ложки. Последним приобретением были редкостные прямоугольные гусли (17-18 век) в виде стола.

18 декабря музыканты дали концерт в Твери, в здании Дворянского собрания ( ныне Тверской гарнизонный Дом офицеров). Публика отбила себе ладони. Рецензент отметил высокое мастерство, замечательную сыгранность оркестра. Состав оркестра 22-24 музыканта. Цель: сделать оркестр образцовым. Андреев был дирижером- шлифовальщиком, дирижером-ювелиром.

Слушание «Плясовая».

В 1899 г Андреев и Насонов выпустили «Самоучитель для балалайки по цифровой системе с приложением объяснения вновь принятого строя с пьесами для оркестра балалаек» и « Маленькую школу самоучитель». Появилась первая граммофонная пластинка с записью игры Андреева.

С 1900 года Андреев гастролирует в Париже, Лондоне, Германии. На Всемирной выставке в Париже В.В.Андреев был награжден Орденом Почетного легиона и Большой золотой медалью Выставки.

В 1907 году стараниями Андреева в Марьино открылась школа и он стал ее попечителем. В Марьино Андреев оборудовал мастерскую для изготовления концертных инструментов (домры и балалайки), которые мастерил по своим чертежам С.И.Налимов.

В конце 1910 начале 1911 коллектив гастролировал в Америке, побывал Нью-Йорке, Филадельфии, Вашингтоне, Балтиморе, Бостоне, Чикаго и других городах.

Заголовки статей в газетах свидетельствовали о восхищении рецензентов: «Русский балалаечный оркестр чарует», «Нежная музыка причудливых балалаек», «Наконец нечто новое в музыке» и т.д.

Из России тысячами импортировались балалайки и домры. Великорусский оркестр был призван явлением международного значения.

В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В 1913 году ему пожаловали титул надворного советника, а в 1914 году – звание «Солиста его императорского Величества».

Осенью 1912 г. Андреев проехал с оркестром по западной, южной и центральной России. Всего себя он отдал музыке. Своей семьи у него не было, всю жизнь Василий Васильевич прожил с матерью.

8 апреля 1918 г в помещении Театра музыкальной драмы Андреевский оркестр отметил свое 30-летие большим концертом, принятым зрителем с благодарностью и бурным одобрением. Юбилей был слабо отмечен в печати.

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В.В.Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от тона контрабаса до пикало.

Василий Васильевич любил Тверской край, старался, чтобы земляки его владели балалайками и домрами, помогал организовать ансамбли народных инструментов. Постоянно поддерживал коллектив в Бологом – оркестр, сформировался еще 1898 году. Откликнулся Андреев на просьбу тверского земства, принявшего решение о введении в школах преподавания народной музыки (1913 г).

В Твери традиции, основанные В.В. Андреевым в обучении на народных музыкальных инструментах, продолжают музыкальные школы, музыкальное училище им.М.П. Мусоргского, культпросвет училище им. Л.Н.Львова, Университет.

В 2002 году в Твери был создан ансамбль «Губерния». Первое выступление коллектива состоялось в г. Твери в программе, посвященной юбилею газеты «Вече Твери». В первом составе ансамбля были инструменты: балалайка прима, балалайка контрабас, домра альт, скрипка, многотембровый готово-выборный баян, ударные. С марта 2004 года ансамбль «Губерния» – это инструментальный квартет (балалайка прима, балалайка контрабас, многотембровый готово-выборный баян и домра альт) и солистка – вокалистка. Все исполнители коллектива профессиональные музыканты с высшим консерваторским образованием и опытом профессиональной концертной деятельности. Высокий профессиональный уровень исполнительства ансамбль неоднократно подтверждал победами на Международных и Всероссийских конкурсах, выступлениями с концертами в самых престижных залах г. Москвы (Библиотека им. Ленина, Российская академия музыки им. Гнесиных), а также в залах Тверской академической филармонии и Тверского музыкального училища им. М. П. Мусоргского. С большим общественным резонансом прошли гастроли коллектива в Сербии в декабре 2010 года. В 2011 году АРНИ «Губерния» награждён дипломом Лауреата I степени премии Губернатора Тверской области в сфере культуры и искусства в номинации «За достижения в области музыкального искусства». Основой творческого кредо участники коллектива считают оригинальность.

Василий Васильевич несмотря ни на какие трудности вывел народные инструменты в большое искусство. И в этом – его подвиг. В этом его великое дело!

Вопросы для самопроверки

  1. Где родился В.В.Андреев?
  2. Когда впервые познакомился с балалайкой?
  3. Какую цель поставил перед собой Андреев?
  4. Сколько раз В.В.Андреев давал концерты в Твери?
  5. В каком городе поставлен памятник балалайке?
  6. Где и когда был создан Великорусский оркестр?
  7. Где проходили гастроли Великорусского оркестра ?
  8. Какое значение композитора в культурной жизни Тверского края ?.
  9. Где похоронен Андреев?
  10. Кто продолжает традиции в Твери?