Проект "Необычное в обычном"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


(Слайд 1)

Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы.

А.Эйнштейн

(Слайд 2)

Основополагающий вопрос: Откуда пришла роспись?

Проблемные вопросы:

1. Почему дымковские игрушки всюду славятся?
2. Гжель на ярмарку пойдет ?
3. А в красивую посуду щи приятно наливать?

(Слайд 3)

(Слайд 4)

Участники проекта: ученики 4А класса, учитель.

(Слайд 5)

Цели и задачи проекта

  • Дидактические цели:
    • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации,
    • формирование умения увидеть проблему и наметить пути её решения;
    • формирование навыков работы в группе.
  • Методические задачи:
    • освоить представление об основных видах росписи;
    • освоить понятие «прикладное искусство»;
    • научить работать с материалом, предназначенным для лепки предметов и использовать на них различные виды росписи: гжель, хохлома, дымково;
    • научить учащихся творчески подходить к работе.

(Слайд 6)

– Почему дымковские игрушки всюду славятся?

(Слайд 7)

Музыка («Ярмарки – краски»). Выходят 2 скомороха:

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Большие мастера

Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей.
И со всех концов земли
Все на ярмарку пришли

(Слайд 8)

Учитель: Мы представляем учебный проект «Необычной в обычном» и приглашаем всех на ярмарку. Что такое ярмарка?

Ученик: Это регулярно в определенном месте  и в определенное время устраивается массовая продажа товаров, часто с разными увеселениями.

(Слайд 9)

Учитель: Ярмарка проходит на масленой неделе. Наши мастера представят свой товар с росписью. Что такое роспись?

Ученик: Роспись – это прикладного искусства. Мастера расписывали свои предметы росписью, а роспись была у каждой области индивидуальна.

(Слайд 10)

Мастера из Дымково (ребята 1 группы) 

1-й ученик:

Мы из города из Вятки к вам прибыли.
Игрушки вятские на все манеры.

2-й ученик:

Вот вам барышня интересная
И козлики великолепные,
Олени ярки, в горошек узорчатые.

3-й ученик:

Игрушки наши всюду славятся
Надеемся, и вам понравятся!

(Слайд 11)

1. История дымковской игрушки (рассказывает ученик)

2. Защита проектов дымковской игрушки:

а) «Козлик» (Мокроусова Таня)

Мой проект – козлик. Этот козлик особенный. Я выполнила его в дымковской росписи. Использовала элементы этой росписи – крупный коричневый горох в сочетании с мелким желтым и голубым  горошком. Этот козлик добродушный, ласковый по характеру. Он символизирует сказочный образ. Когда я его лепила, то передо мной являлся образ козлика из сказки «Серебряное копытце» Бажова.

(Слайд 12)

Вот и вспоминаю строки из произведения: «Тот козел особенный. У него на передней ноге серебряное копытце…» Этого козлика я подарю бабушке на 8-е марта. Она у меня живет в деревне и у нее тоже есть домашние животные, которых она очень любит.

б) «Павлин» – панно (Ларцева Маша)

Мой проект – панно «Павлин». Фигура павлина – декоративная по своему оперению птица.
Если панно повесить на стену, то почувствуешь тепло солнечного света, летний день. Раскрашивая птицу, я использовала различные приемы росписи – это мелкие точки, которые чередуются с кудринами. Эти приемы я использовала при раскрашивании туловища птицы. Крыло выделяется одинаковым рисунком оперения: кудрины, точки, завитки.

(Слайд 13)

Хвост павлина словно веер, покоряет  грациозностью, величием и показывает гордость птицы. Синие и красные цвета чередуются, на них нанесены нежно-белые завитки. В начале хвоста –  мелкие, а к концу крупные. Павлин держит в клюве виноградную лозу. Сама рамочка придает нарядный вид панно и оживляет мои воспоминания о московском зоопарке.

Учитель: Ребята, на ярмарку ходили не только что-либо купить, но и посмотреть представление.

Выбегает Петруша:

Тра-ля-ля, тра-ля-ля!
– Здравствуйте, мои друзья! 
Надел шляпу на макушку 
Узнаете? Я – …

(Слайд 14)

Петруша:

Все по свету шел, шел
Да на ярмарку пришел
Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко?

(Слайд 15)

Скороговорки:

  • Три сороки – тараторки, тараторили на горке!
  • Валин валенок провалился в прогалинок.

(Дети быстро произносят скороговорки, а Петруша спрашивает того, у кого лучше получается)

– Молодцы!

(Слайд 16)

– Гжель на ярмарку пойдет?

(Слайд 17)

2 группа: Гжельская посуда

1-й ученик:

Расступись честной народ!
Гжель на ярмарку идет!

2-й ученик:

Мы, умельцы Гжельцы,
Известны на Руси  
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.  

3-й ученик:

Гжель – поселок под Москвой
Дома с наличниками и резьбой!

(Слайд 18)

Скоморох:

Расскажите-ка откуда? 
Снежно-белая посуда
Видно с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

1. История Гжели.

2. Защита проекта по гжели «Рыбка»(Багратионова Саша)

(Слайд 19)

Заварной чайник «Рыбка»

Рыбка изготовлена в виде заварного чайничка. Я украсила  работу мальвами, кудринами. Крышечку вылепила с узором. Это придает чайничку нежность. По краю крышечки виднеются дырочки, здесь фарфор потоньше. Я приготовила подарок своей сестренке на день рождения. Позже изготовлю маме еще одну рыбку, которая будет украшать стену около стола. Если сделать побольше, то получится коллекция из рыбок разных видов росписи.

(Слайд 20)

Учитель: Мастера гжельские не только расписывали фарфор, но и расшивали голубой узор и розы на ткани.

3. Танец «Подмосковные вечера» (2 девочки танцуют в костюмах вышитых гжелью.)

(Слайд 21)

3 группа. Хохломская роспись.

Скоморох:

Что за чудо перед нами?
К нам приехала сама

Все: Хохлома!

1-й ученик.

Посмотрите все сюда
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказку или песню
Просится сама.

(Слайд 22)

2-й ученик.

Словно солнцем выткана дорожка,
Словно взвился сказочный огонь
Ты не бойся, огненная ложка
Не спалит ни скатерть, ни ладонь.

1. История хохломы.

(Слайд 23)

2. Защита проекта «Сахарница» (Голобоков Ал.)

Мой проект – Сахарница. На золотом фоне изображена роспись травки, веточки смородины, которая переходит в перо «Жар птицы» и согревает своими лучиками эту поделку. Эта подделки напоминает мне сказку…
Сахарницу я изготовил для мамы к женскому дню. Я думаю, что она будет очень рада подарку. У нас дома хранится сервиз с хохломской росписью. Моим родителям он очень дорог, так как это подарок со свадьбы. Мы бережем этот сервиз, он напоминает нам те далекие времена, когда люди пользовались этой посудой. Сейчас это напоминание о том, что в наше время есть еще такие замечательные мастера-умельцы, которые создают красоту росписи и радуют нас своим искусством.

«Посуда радует наш взор
Богат и наряден чудесный узор…»

(Слайд 24)

3-й ученик.

Эй, матрешки-хохотушки
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.

Исполнение частушек группой девочек.

(Слайд 25)

– А в красивую посуду щи приятно наливать?

(Слайд 26)

Слово учителя: Сегодня мы увидели работу над проектом «Необычное в обычном». Это маленькая ступенька к большим проектам в старших классах. Ребята, к кому вы обращались за помощью, к каким источникам, чтобы достигнуть результат работы?

Дети: Материал искали в библиотеке; поиск в Интернете, при подготовке к информации о гжели, хохломы, дымковской игрушки);  обращались к художественному коллективу «Вдохновение», посетили «Дом творчества», кружок «Глиняной игрушки», познакомились с замечательным  мастером по лепке; была оказаны помощь со стороны учителя Романовой Т.С., которая разработала план работы нашего  занятия и проводила экскурсию, обращались за помощью к  своим родным: мамам, бабушкам; использовали справочный материал из словаря.

(Слайд 27)

Обобщение учителя: Ремесло народных умельцев продолжает жить и развиваться. Изделия народных промыслов можно было бы изготовить поточным методом. Но конечно же индивидуальная работа требует от мастера большого мастерства. Мастер вкладывает душу в свою работу, проявляет творчество, любовь к своему делу. Его работа индивидуальна. Проходят годы, но мы видим, что и в наше время интересен и богат промысел народных умельцев России.

(Слайд 28)

Оформление результатов работы

Создание буклета, календаря, творческая работа, выполнение рисунка, роспись игрушки.

(Слайд 29)

Учитель: Вы хорошо потрудились. Кто-то помогал товарищу, обращались к родным, учителям, к другим источникам. И только работая совместно, можно достигнуть хорошего результата.

Итог нашей работы – это:

1. Выставка рисунков русского прикладного искусства.
2. Поделки из глины, соли.
3. Буклеты-календарики, изготовленные ребятами на компьютере.

(Слайд 30)

Результат проекта:

(Слайд 31)

(Слайд 32)

(Слайд 33)

 

Список используемой литературы:

1) Т.И.Дулысина, Н.С.Григорьева, Т.Л.Астраханцева. Гжель. Керамика XVIII-XIX веков. Керамика XX века.
2) Рука Мастера.Ру (Полезная информация о гжели www.rukamastera.ru)
3) Н.Бедник  Хохлома – Ленинград .1980 г.  www.gold-hohloma.narod.ru
4) Дымковская игрушка, Москва, «Детская литература», 1987 г.  www.dymkatoy.ru
5) Мечникова Н.Н. «Новые темы в современной дымковской игрушке».
6) Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. Москва, «Мир энциклопедий Аванта +», изд. Астрель, 2010 г.

(Слайд 34)