Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к руководителям дошкольных образовательных учреждений предъявляются большие требования. В целом современная ситуация зависит от умения руководителя быстро реагировать на изменения, происходящие в экономической, социальной сферах, умение внедрять в практику ДОУ научно-педагогические достижения в области управления.

Приложение.

До настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминировала эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.

Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации может служить диагностика и мониторинг.

Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления.

Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в:

  • Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса.
  • Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе.
  • Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса.
  • Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования.

Задачи мониторинга:

  • непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и те факторы, которые вызывают эти изменения;
  • осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
  • повышать мотивацию сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно-образовательных услуг;
  • вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Выделяют виды мониторинга:

  • Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов, руководителей качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объект педагогического мониторинга – результаты образовательного процесса и средства, используемые для их достижения.
  • Медицинский мониторинг обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: в семье, в ДОУ. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями и в случае необходимости – коррекция данных условий.
  • Психологический мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на психологическое развитие ребенка позитивно или негативно, и обеспечить их оптимальное сочетание, если устранить последние невозможно.
  • Управленческий мониторинг организовывается таким образом, чтобы через рефлексию, углубленное изучение проблем, проведение семинаров, педагогических советов можно было точно представить состояние управляемой системы и складывающиеся тенденции. Предмет диагностики управленческого мониторинга – деятельность образовательного учреждения. Направления – диагностическая работа с детьми, с родителями, с сотрудниками. Мероприятия по проведению управленческого мониторинга (творческая группа по проблеме “Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка”, модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития, оценка творческого потенциала педагогов)

Особенности мониторинга:

Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1–3–5 лет.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

При проведении мониторинга основное внимание направляют на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния какой либо системы с намеченным.

Методы мониторинга:

  • изучение продуктов детской деятельности;
  • игровые, тестовые задания;
  • проведение контрольно-оценочных занятий;
  • собеседование с педагогами, родителями и детьми;
  • анкетирование и опрос;
  • анализ документации;
  • наблюдение;

Структура мониторинга в ДОУ

1-й блок Обеспечение условий осуществления образовательной деятельности.

2-й блок Качество деятельности учреждения.

3-й блок Результативность деятельности ДОУ.

Структура мониторинга дает объективную информацию о деятельности дошкольного учреждения.

Служба мониторинга в ДОУ:

Заведующий – осуществляет сбор информации, отслеживает соответствие состояния и результатов образовательного процесса государственным стандартам, выполнение реализуемой программы воспитания и обучения детей, взаимоотношения взрослых и детей, а также другие показатели качества образовательного процесса в ДОУ, осуществляет контрольную функцию, которая является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Воспитатели – отслеживают динамику усвоения дошкольниками программного материала, соответственно требованиям “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

Педагогическая диагностика позволяет решать вопросы прогнозирования работы в ДОУ, аттестации ДОУ и педколлектива.

Освоение специалистами ДОУ методики педагогической диагностики является важнейшим условием профессиональной компетенции. В настоящее время педагоги понимают значение педагогической диагностики и связывают необходимость овладения ею с результативностью педагогического процесса.

Педагогическая диагностика проводится не только ради того, чтобы выявить недостатки, ошибки в работе, констатировать уровень развития воспитанников. Ее главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества, педагогического мастерства.

Медсестра – осуществляет отслеживание состояния здоровья воспитанников: физическое развитие, заболеваемость, посещаемость. Выявляет факторы, отрицательно влияющие на самочувствие и здоровье детей.

Завхоз – выполняет мониторинг материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Создание системы мониторинга в ДОУ

  • отбор диагностических методик, подготовка анкет, тестов, опросников, разработка критериев обучения работе с ними педагогов и медсестру;
  • проведение мониторинга;
  • первичное накопление информации;
  • качественная обработка данных или их распознавание, в ходе которых выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта.

Представленная система мониторинга деятельности дошкольного образования позволяет на основе получения объективной информации принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

С целью создания оптимальных условий для работы, воспитания и обучения всех участников образовательного процесса в МДОУ № 2 разработано положение о мониторинге, на основании которого проводятся различные виды мониторинга. Созданная в ДОУ система ежемесячного контроля определяет сроки мониторинга в той или иной области деятельности.

Объекты мониторинга Ответственные Периодичность мониторинга Состояние организационно-педагогических условий успешной работы ДОУ Выполнение годового плана

По каждой области исследования имеются соответствующие критерии, которые разрабатывались творческой группой педагогов, на основе изучения диагностической литературы. Сбор информации осуществляется с помощью анкет и опросников для педагогов, родителей; тестовых карт; диагностических карт по развитию ребенка.

Затем происходит систематизация и обработка всей полученной информации. Результаты мониторинга фиксируются в диагностических таблицах, диаграммах, схемах, циклограммах, вывешиваются в родительских уголках всех возрастных групп, используются при создании программы развития ДОУ, перспективных планов, авторских программ, могут оказаться полезными для комиссии при проведении аттестации педагогов и ДОУ.

В нашем дошкольном учреждении проводим мониторинг по разделам:

1. Мониторинг динамики роста профессионального мастерства педагогов

Образовательный уровень: в 2009–2010 учебном году педагогов с высшем образованием – 50%, незаконченное высшее образование -50%. В сравнении с 2008–2009 учебном году высшее образование имели – 37,5%, незаконченное высшее – 25%, среднее – специальное – 37,5%.

Квалификационный уровень:

В 2009–2010 учебном году I категорию имели 50% педагогов, II – 50% педагогов. В сравнении с 2008–2009 учебным годом I категория – 37,5%; II – 12,5%; не имели категории – 50%.

Выводы: Все педагоги ДОУ обучаются в Вузах, аттестованы – 100% педагогов.

2. Мониторинг реализации программ в МДОУ детский сад № 2.

В нашем детском саду реализуются типовая программа и авторские программы.

Все разделы программ, реализуемых в МДОУ, направлены на всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.

3. Мониторинг повышения квалификации педагогов ДОУ.

В основе мониторинга по этому разделу лежит сбор информации о повышении квалификации педработников, которая помогает оценить не только фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявить профессиональные запросы и потребности, что помогает определить цели работы и выбрать адекватные формы ее проведения.

Профессиональная подготовка педагога не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Каждые 5 лет педагоги МДОУ проходят курсы повышения квалификации, но в наше время этого недостаточно, т.к. рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если он занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.

Мониторинг повышения квалификации педагогов МДОУ показал, что все воспитатели обучаются и повышают свой профессиональный уровень на различных дистанционных, модульных, очных курсах.

В 2010–11 учебном году 5 педагогов прошли курсы повышения квалификации, 3 педагога обучаются на модульных курсах.

В последнее время уровень активности педагогов в рамках повышения своей квалификации значительно вырос. В этом учебном году доля педагогов прошедших курсовую подготовку от общего числа воспитателей составил 63%.

4. Мониторинг эффективности самообразования педагогов.

Педагогическое самообразование воспитателя предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. В детском саду педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально – методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе ситуаций, моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс.

Мониторинг эффективности самообразования педагогов за 2009–2011 г. показал, что воспитатели чаще стали участвовать на всероссийских научно– практических конференциях с международным участием.

5. Мониторинг качества инновационной деятельности педагогов.

Разработкой новых идей занимается каждый педагог МДОУ, на сегодняшний день разработаны и внедрены 2 авторские программы, 4 методические разработки: “Зачем учиться физкультуре?”, “Пора ли школу?”, “Растения и здоровье”, “Модель сопровождения педагогов в процессе профессионального развития” , 5 игр на развитие сенсорных способностей, элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром: “Доберись до сюрприза”, “Обитатели нашей планеты”, “Улица полна неожиданностей”, “Путешествие на паровозике”, “Кто, где живет?”.

Результаты инновационной деятельности дошкольного учреждения были представлены на конкурсах муниципальных дошкольных образовательных учреждений Красноярского края в рамках краевой целевой программы “Дети”, краевом конкурсе “Современные инновационные технологии в ДОУ.

6. Мониторинг передового педагогического опыта педагогов.

В МДОУ созданы оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

Успешная педагогическая деятельность позволяет педагогам делиться опытом работы с коллегами на уровне района, края.

В 2009–2010 г. опыт своей работы педагоги МДОУ представляли на всероссийском уровне: на страницах журнала “Современное дошкольное образование. Теория и практика” вышла статья воспитателя Моисеевой Н.В. “Влияние проектно – исследовательской деятельности на учебную деятельность дошкольников”, в книге “Современное образование – обществу XXI века”, статья “Применение компьютерных презентаций для развития познавательного интереса у дошкольников” также педагога Моисеевой Н.В.

Специалисты успешно делятся опытом работы по использованию информационных технологий на сайте “1 сентября” (публикация занятия с применением ИКТ “Путешествие в прошлое одежды” – воспитателей Мышинской Е.С., Моисеевой Н.В.). Воспитатель Бычкова Н.В. успешно представила и защитила свой педагогический опыт по работе с родителями и по экспериментированию на семинаре, который прошел в январе 2011 года в г. Москве. Передовой педагогический опыт педагогов значительно обогащает воспитательно-образовательный процесс в содержательном и организационном планах.

7. Мониторинг по использованию педагогами ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогают педагогам не только сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным, но и показать связь между отдельными предметными областями. В ДОУ имеется информационно-техническая база: компьютер, создан официальный сайт ДОУ, имеется доступ в интернет, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, телевизор, DVD-плейер, музыкальный центр.

За 2010–2011 учебный год заметно выросло число педагогов, которые применяют ИКТ в образовательном процессе, работе с родителями на 57,2%.

В средней группе проведено открытое занятие с применением ИКТ по математике для педагогов и родителей (анимированные картинки, сказочный сюжет занятия, позволяли поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия), в старшей группе проведено районное открытое занятие “Государственная символика России” с применение ИКТ. Консультации для родителей, семинары для педагогов также проводились с применением ИКТ.

8. Мониторинг динамики усвоения дошкольниками программного материала.

С целью фиксации достижений детей и отслеживания результатов их развития организована диагностика учебно-воспитательного процесса. По каждой области исследования указаны соответствующие критерии. В каждой группе имеется папка, где хранятся результаты динамики развития каждого ребенка. В начале года диагностику проводим с целью выявления уровня развития детей, в конце – с целью сравнения полученного и желаемого результата. Результаты диагностики обсуждаются на педсоветах, педчасах и на их основе разрабатывается медико-педагогическое сопровождение каждого ребенка.

Для сбора информации данных о динамике усвоения дошкольниками программного материала соответственно требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М. А. Васильевой использовались такие методы, как: контрольные срезы знаний детей, беседы, наблюдения.

Диагностика в ДОУ присутствовала всегда, но она не давала реальной картины дел, потому что исследовались отельные области, не проводилась аналитическая работа: “Почему именно такой результат?”, “От чего это зависит?”.

Поэтому возникла необходимость создания системы мониторинга, которая позволила бы не только отслеживать происходящее, но и влиять на них.

В результате общий уровень усвоения детьми программного материала по детскому саду составил в 2009–10 учебном году 85,3%, что указывает на позитивную динамику роста, но тем не менее на результаты усвоения детьми знаний, умений и навыков повлиял контингент поступающих в ДОУ детей.

9. Мониторинг посещаемости, заболеваемости и физической подготовленности детей.

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физической культуре с участием медсестры. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется педагогами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, тетради посещений с указанием выводов и предложений.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: бактерицидные лампы, ростомер, напольные весы, детский тонометр…

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ – это сохранение и укрепление здоровья детей, совершенствование работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

Заболеваемость детей по детскому саду в 2010 г. осталась на прежнем уровне 10%, улучшилась посещаемость детей, уровень физического развития детей возрос на 13% по сравнению с началом учебного года, что связано с улучшением качества физкультурно-оздоровительной работы.

Результаты работы по здоровьюсбережению детей подтверждают полученные грамоты и медаль за победу в районных спортивных соревнованиях (1 и 2 место воспитанницы ДОУ).

10. Мониторинг взаимодействия детского сада и семьи.

Цель: выявить запросы на образовательную деятельность и удовлетворенность работой ДОУ для учета при планировании развития ДОУ и работы с родителями.

Изучение семьи и социума включает:

  • Составление социального паспорта семьи.
  • Изучение воспитательной системы в семье.
  • Определение степени удовлетворенности семьи деятельностью ДОУ.

Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем:

  • 88,2 % (11,8 частично) родителей считают, что воспитатели обеспечивают ребенку всестороннее развитие способностей, качественную подготовку к школе и укрепляют здоровье.

Ежегодно проводится “Неделя открытых дверей”, родители принимают участие в проектной деятельности, в смотрах – конкурсах, спортивных праздниках.

Выводы: Удовлетворенность родителей деятельностью ДОУ в 2009–2010 учебном году выше на 2,3 % в сравнении с 2008–2009 учебным годом.

11. Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы.

Ребенок, уходящий от нас в школу, на наш взгляд должен соответствовать модели выпускника, которая составлена в соответствии с требованиями программы

Мониторинг готовности к школе воспитанников подготовительной группы в 2009–2010 учебном году показал наличие устойчивой динамики уровней психологической готовности детей к школе за счет того, что детей с низким уровнем нет в течение нескольких лет.

12. Анализ успеваемости детей в школе.

Отслеживая результаты обучения детей в школе, мы поддерживаем связи с учителями начальных классов МОУ СОШ № 1, которые отмечают, что у детей из нашего сада сформирован высокий уровень учебной деятельности, имеется большой потенциал интеллектуальных и организаторских способностей. При этом необходимо отметить, что большинство детей посещают музыкальную и художественную школы, танцевальные кружки при ДК, в 2008, 2009 учебном годах 80 % выпускников учатся на 4 и 5, 20% удовлетворительно.

На основании всех имеющихся данных о выпускниках нашего ДОУ мы пришли к выводу о продолжении в учреждении деятельности по реализуемым программам. А значит, при планировании задач на будущее продолжать углубленную работу по следующим направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное;
  • развитие речи детей (во всех возрастных группах) и их познавательная деятельность;
  • игровая деятельность детей (особое внимание обратить на сюжетно-ролевые игры);
  • трудовое воспитание

13. Анализ творческих достижений педагогов.

Педагоги ДОУ активно участвуют во всевозможных конкурсах: районных, краевых, всероссийских.

Мониторинг творческих достижений педагогов ДОУ показал: повысилось число участвующих педагогов в различных конкурсах в сравнении с прошлым годом.

14. Анализ творческих достижений воспитанников

Воспитанники ДОУ активно участвуют в различных конкурсах: на уровне района, края.

Мониторинг творческих достижений воспитанников ДОУ показал: по результатам участия в конкурсах увеличилось количество призовых мест, в сравнении с предыдущими годами, что способствует повышению имиджа детского сада.

Общие выводы:

  • Использование мониторинга в образовательном учреждении позволяет определить успешность и результативность протекания образовательного процесса; способствует повышению профессиональной компетенции педагогов; осуществляет целесообразное управление качеством состояния образовательного процесса; прогнозирует перспективы развития дошкольного учреждения.
  • Создана предметно-развивающая среда: имеется компьютер, принтер, ксерокс, музыкальный центр, мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат, имеется доступ в интернет, но недостаточно учебно-методических и дидактических пособий для качественной реализации образовательной программы.
  • Созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет решать вопросы развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Мониторинг здоровья детей показал: в результате систематического проведения здоровьесохраняющих мероприятий и процедур получен результат 100% здоровьесохранения детей, несмотря на то, что увеличился процент детей, поступающих в ДОУ с IV группой здоровья, а уменьшился процент с первой группой. Посещаемость – 79%, заболеваемость – 10% в 2009–2010 году.
  • Деятельность руководителя по управлению мониторинговыми процедурами, направленными на изучение качества образовательного процесса, дает возможность оценить качество образования в ДОУ, наметить “точки роста”. Чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Для этого создана система контроля. Сбор, анализ и систематизация информации необходима для осуществления коррекции и позволяет проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом. Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях. Для удобства при организации работы с информацией применяются папки “Входящая, исходящая информация ”, и “Основание для издания приказов.”
  • Процесс повышения квалификации является непременным условием повышения качества образования в системе ДОУ.
  • Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ по сравнению с предыдущими годами.