Основы логики

Разделы: Информатика


Цель:

Обучающая:

  • Ввести понятие логики;
  • Рассмотреть формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, доказательство;
  • Закрепить на примерах;
  • Повторить правила техники безопасности и гигиены при работе на компьютере;

Развивающая:

  • Развивать внимание;
  • Воспитывающая
  • Воспитывать активность, интерес к предмету.

Форма урока: лекция.

Оборудование: проектор.

Ход урока

Урок 1
Тема: «Основы логики т/безопасности»

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Провести т/безопасности при работе в кабинете ВТ.

3. Объяснение

Приложение 1.

Логика – изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких формах как понятие, суждение, умозаключение и доказательство.

а) Понятие – это форма мышления, отражающая наиболее существенные свойства предмета, отличающие его от других предметов.

Понятие: содержание и объем.
Содержание
понятия составляет совокупность существенных признаков предмета.
Объем понятия определяется совокупностью предметов, на которую оно распространяется.

Пример 1. Отобразить с помощью диаграммы Эйлера –Венна соотношение между объемами понятий нат. числа и четного числа.

Решение:

Множество А – множество нат.чисел
Множество В – множество четных чисел

 

 Ответ: пересечение.

b) Суждение – форма мышления, выраженная с помощью понятий, посредством которой что-либо утверждают или отрицают.

Высказывание: истинно или ложно.
Высказывание: простое и составное.
Понятие о предмете мысли называется субъектом S.
Понятие о свойствах и отношениях предмета называется предикатом Р.
Отношения между субъектом и предикатом называется связкой.

Пример 2.

Компьютер состоит из процессора, памяти и внешних устройств.

c) Умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений получается новое знание (вывод).

Дедукция – рассуждение от общего к частному.

Пример 3.

1) В нашем классе все хорошисты.
2) Петров тоже учится в нашем классе.

Вывод: Петров хорошист.

Индукция – рассуждение от частного к общему.
Аналогия – движение мысли от общности одних свойств к общности других свойств.

d) Доказательство – есть мыслительный процесс, направленный на подтверждение или опровержение какого либо положения.

C:\Users\Documents\ИНФОРМАТИКА\уроки

4. Закрепление

Практикум №3.1, 3.2 стр.88

5. Домашнее задание

п.3.1

Урок 2
Тема: «Основы логики»

Цель:

Обучающая:

  • Рассмотреть формы мышления: понятие, суждение, умозаключение, доказательство;
  • Закрепить на примерах;

Развивающая:

  • Развивать внимание;
  • Воспитывающая
  • Воспитывать активность, интерес к предмету.

Форма урока: беседа.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Провести опрос понятий форм мышления: понятие, суждение, умозаключение, доказательство.

3. Закрепление

Решение заданий из ЕГЭ.

1) A12

Витя пригласил своего друга Сергея в гости, но не сказал ему код от цифрового замка своего подъезда, а послал следующее SMS-сообщение: “в последовательности чисел 3, 1, 8, 2, 6 все числа больше 5 разделить на 2, а затем удалить из полученной последовательности все четные числа”. Выполнив указанные в сообщении действия, Сергей получил следующий код для цифрового замка:

1) 3, 1 2) 1, 1, 3 3)3, 1, 3 4) 3, 3, 1

Решение:

1) 8 : 5 = 1,6
2) 6 : 5 = 1,2
3) Получилась последовательность:
    3 1 1,6 2 1,2
4) удалим четные числа, осталось 3 1
    Ответ: 1)

2) A12

Цепочка из трех бусин, помеченных латинскими буквами, формируется по следующему правилу. В конце цепочки стоит одна из бусин A, B, C. На первом месте – одна из бусин B, D, C, которой нет на третьем месте. В середине – одна из бусин А, C, E, B, не стоящая на первом месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?

1) CBB 2) EAC 3) BCD 4) BCB

В 6.

Перед началом Турнира Четырех болельщики высказали следующие предположения по поводу своих кумиров:

А) Макс победит, Билл – второй;
В) Билл – третий, Ник – первый;
С) Макс – последний, а первый – Джон.

Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на турнире заняли Джон, Ник, Билл, Макс? (В ответе перечислите подряд без пробелов места участников в указанном порядке имен.)

Решение (табличный метод):

1) запишем высказывания трех болельщиков в форме таблицы (заголовок строки обозначает место в турнирной таблице):

  A B C
1 Макс Ник Джон
2 Билл    
3   Билл  
4     Макс

2) считая, что два человека не могут оказаться на одном месте, начнем “раскручивать” эту таблицу с той строчки, где больше всего информации (в данном случае – с первой)

3) предположим, что Макс действительно занял первое место, как и сказал “A”; в этом случае

  • “C” ошибся, поставив на первое место Джона;
  • учитывая, что каждый один раз угадал, а второй ошибся, получается, что, что “C” угадал, что Макс будет на четвертом месте;
  • но мы предположили, что Макс – на первом месте (а не на четвертом), следовательно, получили противоречие; это значит, что Макс все-таки не на первом месте
  • таким образом, в первом прогнозе “А” ошибся, это значит, что во втором он угадал, и Билл действительно занял второе место:

  • так как Билл – второй, он не может быть на третьем месте, поэтому из прогноза “Б” следует, что Ник – первый:

  • если Ник на первом месте, там не может быть Джон, поэтому из ответов “С” (среди которых должен быть один верный, и один неверный), сразу находим, что Макс занял четвертое место:

4) осталось только определиться с Джоном – ему досталось единственное “свободное” третье место; окончательный список победителей:

1. Ник 2. Билл 3. Джон 4. Макс

5) места победителей в порядке их перечисления в тексте вопроса: Джон – 3 , Ник – 1, Билл – 2, Макс – 4

6) таким образом, правильный ответ 3124.

4. Домашнее задание

1) В формировании цепочки из четырех бусин используются некоторые правила: В конце цепочки стоит одна из бусин Р, N, Т, O. На первом – одна из бусин P, R, T, O, которой нет на третьем месте. На третьем месте – одна из бусин O, P, T, не стоящая в цепочке последней. Какая из перечисленных цепочек могла быть создана с учетом этих правил?

1) PORT 2) TTTO 3) TTOO 4) OOPO

2) Подготовиться к самостоятельной работе.

Для проведения следующего урока я использую презентацию (Приложение 2) и самостоятельную работу.

Самостоятельная работа по теме “Логика”

Вариант 1

2) Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами: A, B, C, D, E. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, C, E. На втором – любая гласная, если первая

буква согласная, и любая согласная, если первая гласная. На третьем месте – одна из бусин C, D, E, не стоящая в цепочке на первом месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу?

1) CBE 2) ADD 3) ECE 4) EAD

3) В школьном первенстве по настольному теннису в четверку лучших вошли девушки: Наташа, Маша, Люда и Рита. Самые горячие болельщики высказали свои предположения о распределении мест в дальнейших состязаниях. Один считает, что первой будет Наташа, а Маша будет второй. Другой болельщик на второе место прочит Люду, а Рита, по его мнению, займет четвертое место. Третий любитель тенниса с ними не согласился. Он считает, что Рита займет третье место, а Наташа будет второй. Когда соревнования закончились, оказалось, что каждый из болельщиков был прав только в одном из своих прогнозов. Какое место на чемпионате заняли Наташа, Маша, Люда, Рита? (В ответе перечислите подряд без пробелов числа, соответствующие местам девочек в указанном порядке имен.)

Вариант 2

1. Для составления цепочек используются разные бусины, которые условно обозначаются цифрами 1, 2, 3, 4, 5. Каждая такая цепочка состоит из 4 бусин, при этом соблюдаются следующие правила построения цепочек:

  • На первом месте стоит одна из бусин 1,4 или 5.
  • После четной цифры в цепочке не может идти снова четная, а после нечетной – нечетная.
  • Последней цифрой не может быть цифра 3.

Какая из перечисленных цепочек создана по этим правилам?

1) 4325 2) 4123 3) 1241 4) 3452

2. Мама, прибежавшая на звон разбившейся вазы, застала всех трех своих сыновей в совершенно невинных позах: Саша, Ваня и Коля делали вид, что происшедшее к ним не относится. Однако футбольный мяч среди осколков явно говорил об обратном.

– Кто это сделал? – спросила мама.

– Коля не бил по мячу, – сказал Саша. – Это сделал Ваня.

Ваня ответил:

– Разбил Коля, Саша не играл в футбол дома.

– Так я и знала, что вы друг на дружку сваливать будете, рассердилась мама. Ну, а ты что скажешь? – спросила она Колю.

– Не сердись, мамочка! Я знаю, что Ваня не мог этого сделать. А я сегодня еще не сделал уроки, – сказал Коля.

Оказалось, что один из мальчиков оба раза солгал, а двое в каждом из своих заявлений говорили правду. Кто разбил вазу?

Ответ:

№ задания 1 2
Вариант 1 2 1423
Вариант 2 1 Коля