Дифференциация согласных звуков [В] [Ф]

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [В] [Ф].
  • Фонематическая: выделение и различение звуков [В] [Ф] в слогах, словах и фразовой речи.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря.

Материал: звуковые образы звуков [В] [Ф], “Волшебная перчатка”, зеркала, буквы “В” и “Ф”, картинки, цветные мелки, карточки, баллы.

Ход занятия

1. Организационый момент

Игра “Доскажи словечко”

– Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось ждёт:
Пусть найдут меня ребята.
Ну-ка, кто меня найдёт?

Как зовут меня скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок
Синеглазый… (василёк).

Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в … (волейбол).

Весь день стоят на улице,
Прохожими любуются.
Их служба начинается,
Когда уже смеркается,
И не погаснут до зари
Глаза ночные … (фонари).

Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона, это …(ворона).

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор,
Называюсь я... (фарфор).

Добрая волшебница … (фея).

– Какие звуки были на первом месте в отгаданных вами словах? Да это В и Ф вы хорошо с ними знакомы, а вот что произошло с нашим общим знакомым.

2. Беседа по коммуникативной ситуации

– Однажды человек Рассеянный пришёл в аптеку и попросил: “Подайте, пожалуйста, фату”. Аптекарь очень удивился и переспросил его. Человек Рассеянный повторил свою просьбу, но уже громче. Аптекарь ничего не понял и только развёл руками. Человек Рассеянный очень расстроился, ему было не понятно, почему же аптекарь так поступил с ним.

– Как вы думаете, почему расстроился Человек Рассеянный?
– А почему аптекарь не подал ему ничего?
– Почему человек Рассеянный вместо слова ВАТА произнес слово ФАТА?
– Чем отличаются эти слова?
– Заметил ли человек Рассеянный это различие?
– Кто знает, как ему помочь?
– Все звуки живут в стране Красивой речи, там живут и эти звуки, с которыми не подружился человек Рассеянный. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

3. Сравнение характеристики звуков [В] [Ф]

– А вот и “Волшебная перчатка”, с её помощью мы сможем рассказать о любом звуке.
Вот 1-я команда даст характеристику звуку [В], а 2-я – звуку [Ф].

(Дети на доске и в тетради зарисовывают схему звуков и объясняют её.)

– Чем отличаются звуки [В] [Ф]? Чем похожи звуки [В] [Ф]?
– Что за мостик впереди, расшифруй его – пройди.

O O О О О, О О О, О О О, О О О О

– Молодцы!

4. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в слогах

– Мы попали на полянку и весело поиграем в игру “Прыжок!”.
Если услышишь звук [В] – подпрыгни, а если [Ф] – то стой ровно. Будьте внимательны!

ВА – ВЫ – ФА – ФО – ВУ – ФЫ – ОФ – ИВ – АФА – ОВУ – ОФЫ – УВА – УФО – ЫВУ – УФЫ

– Молодцы! Время не ждёт, смело вперёд!

5. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в словах

– Посмотрите-ка друзья, это кто, листвой шурша, вышел к нам? Это дедушка Читалкин, поиграем с ним, друзья?

Игра “Шпионы”

Расшифруй слово и определи место звука [В]или [Ф] . и под буквы подставляйте.

. АТА, СО. А, . ОБЛА, АРТУК, . ЛЯГА, ЛАГА, ЗА ОД, ИЛИН, ОРМА, АНТЫ, НО ЫЙ , З ОНОК.

6. Уточнение и расширение словарного запаса

– Определи третий звук в слове и запиши соответствующую букву. Объясни значение слова.

Пифагор, столы, сок, фрукт, маска, манка, триста, маковка – ФОКУСНИК
Пиф, стал, миры, кот, стужа, сон, браво – ФАРТУНА
Совы, брод, козы, гора, травы, миска, сутки – ВОЗРАСТ
Ковш, слова, сады, слоны, сопка, травка, кадушка, крыжовник – ВОДОПАДЫ.

– Посмотрите-ка ребята, что Рассеянный нашел. Разобраться он не может, может кто ему поможет.
– Вот слова, подбери по смыслу слова, объясни их значение и закончи предложение.

(Предложения записаны, а слова на табличках.)

Мы видели в лесу ушастую … сову.
В мебельный магазин привезли … софу.
Весной на полях много … влаги.
У туристов не оказалось … фляги.
Врачу подали стерильную … вату.
Невеста надела воздушную … фату.

– Молодцы!

7. Дифференциация согласных звуков [В] [Ф] в тексте

– Ребята, что за письмо к нам пришло, да какое-то непонятное оно. Расшифруем ли мы его?

“Здра.ст.уйте, ребята! Мы звуки [В.] [Ф.]. Совсем пропали. Ребята помогите, в текст смелее нас вставляйте, точно нас определяйте”.

– Текст у каждого из вас, ну что же в добрый час.(Дети вставляют в тексте буквы В и Ф.)

.АНЯ .АЯ УСЛЫШАЛИ СТУК. ЭТО ПТИЧКА СТУЧАЛА . ОКНО С.ОИМ КЛЮ.ОМ. .АНЯ ОТКРЫЛ .ОРТОЧКУ И .ПУСТИЛ ПТИЧКУ . КОМНАТУ. ПТИЧКА В ЛЕТЕЛА . КОМНАТУ. .СЮ ЗИМУ ДЕТИ УХАЖИВАЛИ ЗА ПТИЧКОЙ. КОГДА НАСТУПИЛА .ЕСНА ПТИЧКУ .ЫПУСТИЛИ НА .ОЛЮ.

– Молодцы! Буквы в тексте правильно вписали, В и Ф точно вы назвали.

– Чтоб В и Ф не путать вам
Я чистоговогку дам
Четко вы её читайте
В и Ф не забывайте.

ФАНЯ В ГОСТЯХ У ВАНИ
У ВАНИ В ГОСТЯХ ФАНЯ.

8. Подведение итогов занятия

– Молодцы! Теперь человек Рассеянный со звуками подружился навсегда. Нам пора возвращаться домой, ой что это? Сюрприз для ребят.

Приложение 1