Урок «Цикличность развития экономики» (9-й класс) с использованием модульной технологии"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: циклы Кондратьева , хозяйство России , научно-техническая революция, экономическая депрессия


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Некоторые учебные темы нуждаются в особо тщательной проработке каждым учащимся, так как содержат нужную и полезную для дальнейшей жизни информацию. Одной из таких тем, на мой взгляд, является тема, представленная в названии.

Безусловно, не все наши питомцы станут великими географами, но выйдя из ворот школы, все они столкнутся с необходимостью искать свой жизненный путь, зарабатывать деньги и, став достойными членами общества, в конце концов, выйти на пенсию.

Однако реальность нашей жизни не всегда радует нас. Урок, описанный ниже, даёт возможность каждому заглянуть в далёкое будущее и представить, что будет с экономикой России (а значит и с личным благосостоянием конкретных учеников) в разные периоды.

Как правило, при правильной подаче материала, эта тема никого не оставляет равнодушным. Очень жаль, что она исчезла из учебников по географии России Дронова (Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. – М. Дрофа, 2010. – 285, [3] с., ISBN 078-5-358-07981-6). Модульная технология позволяет наиболее полно раскрыть потенциал урока, но перед применением данной разработки учителю необходимо проработать её «под себя».

Некоторые другие подобные разработки автора опубликованы на сайте http://208.uralschool.ru/ в разделе «Дистанционное обучение».

Ниже представлена разработка урока для 9 класса, рассчитанная на один урок. Эта распечатка выдаётся каждому ученику и является подробной пошаговой инструкцией для освоения материала. Параллельно для 1) внешнего хронометража и 2) лучшего усвоения и объяснения непонятных мест необходимо использовать прилагающуюся презентацию. Очень важным является именно одновременное использование печатных данных и слайдов. Для этого слайды необходимо менять в течение урока строго по рекомендованному времени. Необходимо также помнить, что презентация не может заменить работу с текстовым материалом.

Раздел: Экономика Российской Федерации

Тема урока: Цикличность развития экономики

Общие указания. Материал, лежащий перед вами, рассчитан на один урок и его выполнение будет оцениваться вами самостоятельно. Все задания выполняются в тетради, никаких отметок на этих листах вы не должны делать. Рядом с учебными элементами (УЭ) указано примерное количество минут для выполнения каждого учебного элемента. Постарайтесь уложиться в срок!
Выполнять задания необходимо строго по порядку – с первого по последнее. Оценку «5» получат те учащиеся, которые выполнят правильно все задания. Внимательно читайте задания, НЕ ПЕРЕПРЫГИВАЙТЕ через них. Если возникает вопрос, позовите учителя и решите затруднение с ним.

УЭ-0

Прочитайте.

Общие цели урока.

В процессе работы над учебными элементами вы должны:

1. Познакомиться с основными циклами развития экономики, получить представление о цикличности развития экономики.

2. Узнать, каков вклад русского ученого Н. Д. Кондратьева в экономическую теорию.

УЭ-1

Самостоятельная работа

Цель: Письменно проверить ваши знания по теме «Хозяйство России» (на эту работу вы должны потратить не более 10 минут).

I. Выполните задания, представленные ниже. В тетради вы должны записать только номер вопроса и ответ. На вопросы нужно отвечать только по порядку. В том случае, если вы не знаете правильный ответ, можете использовать лекцию (только помните, что оценка при этом будет снижена).

Задания

1. Что такое хозяйство России?

2. Что такое отрасль хозяйства?

3. Приведите примеры отраслей хозяйства.

4: На какие сферы делится хозяйство России?

5. В чем различие между сферами производства?

6. Что такое структура хозяйства?

7. Назовите ведущую отрасль хозяйства России?

8. Почему в течение ХХ века увеличилась доля занятых в промышленности и в непроизводственной сфере и уменьшилась в сельском хозяйстве?

9. Назовите 3 этапа развития общества и экономики. На каком этапе находится экономика России?

II. Проверьте правильность выполнения заданий по ответам, данным в Приложении 1.

III. Переходите к V пункту, если вы не допустили ошибок.

IV. Вернитесь к ранее изученному материалу (лекции), если вы допустили ошибки:

В случае затруднений обратитесь к учителю.

V. Оцените выполнение вами этой работы:

1. Выполнена без ошибок, самостоятельно – 5 баллов.

2. Выполнена с 1-2 ошибками, самостоятельно – 4 балла.

3. Выполнена с ошибками, с использованием лекции или других подсказок и частично самостоятельно – 3 балла.

4. Выполнена, но с помощью учителя и консультантов – 2 балла.

Поставьте себе оценку в тетради.

VI. Вы хорошо поработали, идите дальше!

УЭ-2

Самостоятельная работа в парах.

Цель: изучить теорию циклов Н.Д. Кондратьева (20 минут).

I. Прочитайте Приложение 2.

II. Особое внимание обратите на рисунок и таблицу «Циклы исторических процессов».

III. Ответьте письменно на вопросы:

1. Уточните и запишите, какие производства определили развитие каждого уклада в соответствующем цикле.

2. Что определяет цикличность развития экономики?

3. Какие нововведения определят производственный комплекс 5-го цикла?

4. Какие производства во время каких циклов были наиболее развиты в СССР и каких явно не хватает России на современном этапе?

5. Рассмотрев схемы циклов Н.Д. Кондратьева и волны реформ и контрреформ, дайте характеристику любому циклу (на ваш выбор) и тем историческим реформам и контрреформам, которые вызваны подъемом и спадом волн.

6. Спрогнозируйте временные рамки следующего большого цикла (время начала и конца волны, её максимум).

7. Вычислите, в каком возрасте вы будете находиться во время ближайшей экономической депрессии, какой это будет отрезок вашей жизни, в какой категории трудовых ресурсов вы будете находиться? Что вы должны предпринять, чтобы смягчить для себя последствия

IV. Оцените свою работу (используя V пункт УЭ-1) и выставьте себе оценку в тетрадь.

V. Приступайте к УЭ-3

УЭ-3

Индивидуальная работа

Цель: подвести итоги урока (3 минуты).

Попробуйте оценить полученные знания и умения следующим образом:

1. Я всё понял(а), смогу объяснить материал другому.

2. Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя.

3. Я понял(а) материал частично.

4. Я ничего не понял(а).

Свою оценку запишите в тетради.

УЭ-4

Цель: определить индивидуальное домашнее задание (2 минуты).

Суммируйте баллы самооценки, выставленные за УЭ 1-3. Используя полученное число, определите своё домашнее задание и запишите его в дневник:

1. Вы набрали 9-10 баллов – повторить материалы лекции, подготовиться к проверочной работе по циклам Кондратьева.

2. Вы набрали 6-8 баллов – необходимо повторно изучить материалы лекции, при необходимости ответить на вопросы из учебного элемента 2 дома, используя дополнительные материалы.

3. Вы набрали менее 6 баллов – необходимо повторно изучить лекцию, ответить дома на вопросы из УЭ-2 письменно. После этого вы должны во внеучебное время пересдать данный материал учителю (расписание см. на двери).

ВСЕГО ХОРОШЕГО! СДАЙТЕ СВОИ РАБОТЫ ВМЕСТЕ С ЭТИМИ ЗАДАНИЯМИ УЧИТЕЛЮ.