Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

Разделы: Биология, Экология


Цели урока:

  • сформировать знание учащихся об обитателях водоёма и их приспособленности к водной среде обитания;
  • возбудить потребность к изучению и применению экологических терминов;
  • научить использовать полученные знания на практике.

Тип урока: Комбинированный.

Оснащение урока: учебник, таблица “Биоценоз водоема”, карточки с изображением животных – обитателей водоема; карточки-термины.

Ход урока

I. Орг.момент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит небольшое путешествие в подводный мир, знакомство с его обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Тема сегодняшнего урока: Водоем как многоэтажное жилище.

Наша задача: познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на практике.

Сегодняшний урок я хочу начать с эпиграфа:

“Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги – мы ведь на планете не одни!”

II. Для начала немного вспомним изученный ранее материал.

  1. Экология – это…
  2. Среда обитания? Что это такое?
  3. Сколько сред обитания живых организмов вы знаете? Назовите их.
  4. Приведите примеры обитателей каждой из известных вам сред.

III. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя. Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Что может быть известнее, чем вода? Какие уж тут тайны? Вода повсюду. Стоит взглянуть на географическую карту – в глаза бросается голубой цвет – цвет воды. Океаны, моря, озера, реки… вода занимает практически 3/4 поверхности земного шара. То она в виде облаков, туч, туманов, то бьет ключом из-под земли, вытекает ручейками. Да и мы, люди, состоим на 2/3 из воды, а растения – те вообще из воды на 4/5 своей массы. Но все ли мы о ней знаем? Давайте вспомним все, что вы знаете. Что же такое вода? Сообщение учащихся – опережающее задание.
  2. Свойства воды.
  3. Вода как растворитель.
  4. Температура, плотность воды.
  5. Наличие кислорода и СО2 .
  6. Значение воды для организмов.

Учитель. Задание 2 группам учащихся – рассмотреть в учебнике и рассказать об особенностях каждой из групп, обитающих в водоеме.

Планктон.
Нектон.
Бентос.
Литораль.

IV. Формирование умений и навыков.

  1. Работа в тетрадях. Терминологическая работа (словарь)
  2. Планктон – “блуждающий”
    Нектон – “плывущий”
    Бентос – “глубина”
    Литораль – “земля”

  3. Работа с учебником. Найти примеры обитателей каждого этажа.
  4. Практическое задание. Распределите данных животных по этажам водоема (камбала, скат, морская звезда, акула, краб, осьминог, дафния, циклоп, коралловые полипы, сельдь, актиния и т.д.)

V. Подведение итогов.

  1. Чем отличаются условия существования животных в воде от других сред обитания? (от суши, например)
  2. Что такое планктон, нектон, бентос, литораль – приведите примеры.
  3. Назовите характерные особенности этих организмов. Покажите область обитания планктона, нектона, литорали, бентоса на карте.

VI. Домашнее задание:

§ 21, изобразить аквариум как жилище и его обитателей по этажам.

VII.Оценки. комментирование.

Дополнительное задание: подготовить мини-проект или презентацию на тему “Обитатели водоема” (по этажам)