Разделительный твердый знак. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (707,2 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  • Создать опорную схему написания разделительного ъ знака.
  • Развивать навыки групповой работы.

ХОД УРОКА

На доске прикреплен рисунок Почемучки.

Слайд 1

Задача урока: Продолжить работу по изучению родного (русского) языка.

– Продолжи фразу: « Изучая свой родной язык, мы должны уметь что…

Слайд 2
Слайд 3

Правильно говорить.
И
Правильно писать.

– Что значит правильно говорить?

– Правильно употреблять слова, ставить правильно ударение в словах, понятно выражать свои мысли, наша речь должна быть красивой, понятной, правильной.

– Что значит грамотно писать?

– Знать правила правописания.

– Всем этим мы и продолжим заниматься сегодня на уроке русского языка.
– Начнем мы урок с дидактической игры на повторение изученных орфограмм.

Работа в группах

6 групп по 4 человека.

Каждая группа получает карту, на которой написано название  двенадцати изученных орфограмм ( см. Приложение1) и шесть конвертов со словами (см.Приложение2).
Создание проблемной ситуации: выполняя данное задание, ученики должны обнаружить, что вместо двенадцати слов, в конверте находится тринадцать (одно лишнее).
После выполнения задания, учитель задает вопрос: «Были ли затруднения в выполнении данного задания?
В конверте у каждой группы оказалось по лишнему слову.
Слова прикрепляются на доске.

съедобный                  подъехал
подъем                         съел
объезд                          съемка 

– Что объединяет все эти слова?

Правописание разделительного ъ знака.

Слайд 4

– Тема нашего урока: «Правописание разделительного ъ знака».

Составление опорной схемы

Работа в парах

Каждая пара получает лист с заданием:

выезд                         объезд
переезд                      подъезд
проезд                        въезд

– Разбери слова первого и второго столбика по составу.
– Сравни приставки первого и второго столбика.
– На какой звук оканчиваются приставки первого столбика?
– На какой звук оканчиваются приставки второго столбика?
– Сделай вывод, когда пишется разделительный ъ знак.

Вывод:  Разделительный ъ знак пишется после _________________, которая оканчивается на ______________ перед _________________

После выполнения заданий в парах ученики делают вывод:

Слайд 5

– Разделительный ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными е, е, ю, я.

Учитель предлагает ученикам создать опорную схему к этому правилу.

Работа и обсуждение в парах

Слайд 6

После обсуждения в парах ученики создали опорную схему, заменив слова в правиле условными знаками.

Упр. 1

Образуйте слова с помощью приставок.

с + ездить
об + явился
с + ехал
с +  ежился

– Какой знак написали в получившихся словах?
– Почему ъ знак называется разделительным?
– Разделительный ъ знак не дает согласному звуку слиться  при чтении с гласным.

Упр. 2

Определить на слух слова, в которых пишется разделительный ъ знак. Записать слова в тетрадь, разобрав их по опорной схеме.

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.

– Когда пишется разделительный ъ знак?.

Работа над фразеологическими оборотами.

Работа с текстом

Форма работы – в парах. (Отпечатанный текст получает каждая пара.)

«Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: « Пойдем да пойдем! Говорит, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились пойти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось.
Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот  пустомеля, – возмутился дед, – все время кому–нибудь морочит голову!
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, со мной пойдете, – успокоил нас дед.
И пошли и рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.»

Задание:

1. Найти в тексте, какие выражения употреблены в переносном значении.
2. Объяснить, что обозначают эти выражения.
3. Как называются эти выражения.

  • «пальчики оближешь» – очень вкусно
  • «развесить уши» – слушать с большим увлечением или доверчивостью
  • «потерять голову» – лишиться рассудительности, не знать, как поступить, что делать
  • «собаку съесть» –  очень опытный, имеет основательные знания о чем–либо, мастер своего дела
  • «одним духом» – очень быстро, в один раз
  • «морочить голову» – обманывать
  • «плакать в три ручья» – очень сильно расстроиться, заплакать
  • «попались на удочку» – обманули, попались на обман
  • «не в своей тарелке»! – в плохом подавленном настроении
  • «ни в сказке сказать, ни пером описать» – отличная, замечательная

Слайд 7

Эти выражения называются – фразеологические обороты или крылатые слова.
Фразеологические обороты – устойчивые выражения с самостоятельным значением. Образные меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Они являются выразительным средством нашей речи (многие фразеологизмы употребляются лишь в устной форме, в художественных произведениях), придают им эмоциональную окраску, точность, яркость. Знакомство с происхождением фразеологизмов раскрывает многие страницы нашей истории, показывает неразрывную связь языка с историей народа. Историю многих устойчивых оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно.

Слайд 7

Выражение «спустя рукава и засучив рукава» зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими длинными рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что–нибудь плохо, лениво, нехотя, медленно, что они работают «спустя рукава». О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает «засучив рукава», хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Слайд 8

Выражение «попал впросак», например, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемым просак. Зазеваешься, будешь невнимательным, попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот теперь и говорят «попал впросак» – «попал в неудобное положение».

Слайд 9

Хорошо вам известный оборот «шиворот – навыворот», родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося боярина сажали спиной вперед на старую лошаденку, предварительно шутовски обрядив его: богатую боярскую одежду с расшитым воротником – шиворотом,надевали на изнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виновного возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот – навыворот, если оденемся не так. Но ведь можно сказать: весь рассказ у него вышел – шиворот-навыворот т. е очень плохо, и.др.
Все вы, конечно, слышали выражение «кричать во всю ивановскую» (очень громко). А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Подведение итогов.

– Прочитайте еще раз задачу урока.

Слайд 10

– Ребята, выполнили мы задачу урока. Как мы ее выполняли?

– Оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей работой на уроке: был активен, принимал участие в обсуждении, дружно работал в группах, все было понятно в работе над орфограммой.

– Кто считает, что у него не все получилось на уроке. Какие были затруднения?

Приложение 1

Проверяемая безударная гласная

Парная согласная

Правописание чк, чн

Правописание ча, ща

Непроизносимая согласная Непроверяемая безударная гласная Правописание чу, щу Ь знак – показатель мягкости
Удвоенная согласная Правописание жи, ши Разделительный мягкий знак Правописание приставок

Приложение 2

Конверт 1 

обхватить
пущу
сухарь
туча
снежок
касса
поздно
шарф
герой
машина
речка
обезьяна
съедобный

Конверт 2

находит
подъем
роща
букварь
садовый
сердце
жужжит
зубки
аптека
щука
платье
печник
живет

Конверт 3

сделал
задача
крыльцо
объезд
пружина
лопата
включу
листья
варежки
ночник
праздник
терраса
бегут

Конверт 4

билет
дубки
лестница
телеграмма
кувшин
мясной
муравьи
кнопочка
чудак
подъехал
дверь
проехал
часто

Конверт 5

библиотека
ужин
килограмм
легкий
солнце
лесник
чудак
бьют
ночка
съемка
чашка
будильник
пошел

Конверт 6

масса
большой
доблестный
вагон
шишка
мягкий
съел
мальчик
дорисовал
щавель
печка
ручьи
чучело