Семейства класса двудольные растения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений
  • Развивающая: продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения, давать морфологическую и систематическую характеристику; развитие способности анализировать, сравнивать и делать выводы
  • Воспитывающая: развитие мировоззрения.

Методы и методические приемы: беседа – повторение, рассказ с элементами беседы, работа с учебником и рабочей тетрадью, работа с презентацией.

Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений этих семейств, готовая презентация.

Используемая литература:

1)  И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, Л.В.Симонова «Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники».
2)  Л.С.Родман. Ботаника. – М.: Колос, 2001.
3)  Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: Мнемозина, 2008.
4) В.В. Пасечник. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. М.: дрофа, 2008.
5) Н.И. Сонин. Биология. Живой организм. М.: Дрофа. 2008.

План урока:

1. Организационный момент

2. Контроль знаний

3. Изучение нового материала

1) Класс двудольные растения как самый многочисленный среди цветковых растений. Семейство розоцветные.
2) Представители семейства мотыльковые – предки древнейших культурных растений.
3) Семейство крестоцветные: характеристика, представители, распространение и значение.
4) Многообразие растений семейства пасленовые и сложноцветные: их характеристика и хозяйственное значение.

4. Закрепление знаний

5. Информация о домашнем задании

ХОД УРОКА

– Сегодня на уроке ребята мы с вами продолжим изучение класса двудольные растения и рассмотрим такие вопросы как классификация, а именно какие подклассы и семейства входят в состав данного класса. 

Класс двудольные объединяет свыше 150 тысяч видов растений, что составляет 3/4 всего разнообразия цветковых растений. Класс двудольные включает 8 подклассов, 429 семейств, около 100 тысяч родов и не менее 190 тыс. видов. Школьная задача упрощена, и мы с вами будем рассматривать только те семейства из подклассов, в состав которых входят растения нашей флоры, имеющие важное практическое значение [слайд 1,3,4]. 

Семейство розоцветные. Объединяет 3-3,5 тыс. видов деревьев, кустарников и трав. К этому семейству относится большая часть плодово-ягодных растений нашей флоры. [ слайд 4-8]. Листья очередные, простые или сложные, с прилистниками, иногда рано опадающими. Цветки одиночные или собраны в соцветия. Чашечка состоит из пяти свободных или сросшихся в основании чашелистиков. Венчик всегда раздельный, состоит из пяти, реже из четырех лепестков. Тычинки многочисленные, расположены кругами по пять – десять. Плоды простые или сборные. Семена без эндосперма или с небольшим остаточным эндоспермом, содержат жирное масло, белок. Особенность цветка – наличие гипантия в виде блюдца, чаши или бокала. Образуется он из разросшегося цветоложа и цветочной трубки – сросшихся оснований чашелистиков, лепестков, тычинок. При созревании гипантий приобретает яркую окраску, становится сочным, мясистым, что способствует распространению плодов и семян животными. Разнообразие строения цветков и плодов обусловило деление розоцветных на семь семейств, из которых основные: спирейные, шиповниковые, яблоневые, сливовые [слайд 10-14]. 

Семейство мотыльковые или бобовые [слайд 15].  Одно из крупнейших семейств, включает 18 тыс. видов деревьев, кустарников, полукустарников и трав – многолетних и однолетних, распространенных во всем земном шаре [слайд 16-25]. Основной признак семейства плод – боб. Листорасположение очередное, листья сложные, с прилистниками. Соцветия – кисть, колос и головка. Цветки обычно обоеполые, с двойным околоцветником. Строение цветка отражает приспособление к перекрестному опылению насекомыми. Чашечка сростнолистная, правильная или двугубая. Венчик – задний крупный лепесток – парус, боковые – весла, прикрывающие два лепестка, сросшиеся верхушками в лодочку. У некоторых родов как у клевера, например, все лепестки в основании срастаются в трубочку. Тычинок десять, расположены в два круга. Они либо свободные как у софоры или термопсиса или сросшиеся как у люпина, дрока. Стальника, козлятника, или девять тычинок срастаются в трубку, а одна остается свободной, как у большинства родов. Нектарник расположен у основания пестика. Весла под тяжестью насекомого, привлеченного яркоокрашенным парусом, опускаются, увлекая и сочлененную с ними лодочку. Пестик из одного плодолистика, завязь верхняя [слайд 26-32].

Семейство крестоцветные [слайд 33-34]. Крупное семейство, объединяет 3 тыс. видов, 380 родов. Преимущественно однолетние и многолетние травы, редко кустарники и кустарнички. Листья очередные, простые, часто перисто и лировидно-перисторассеченные, без прилистников. Листья и стебель часто опушены. Характерно содержание серосодержащих гликозидов. Своеобразный горьковатый вкус многих капустных определяется содержанием этих веществ. Цветки правильные, обоеполые, однообразно устроенные, всегда собраны в простые или сложные кисти. Околоцветник двойной. Чашечка состоит из четырех свободных чашелистиков, венчик – из четырех белых, желтых или лиловых свободных лепестков, чередующихся с чашелистиками. Тычинок шесть, из них две короткие и четыре длинные. Пестик с верхней завязью. Плод – стручок. Иногда укороченный стручочек, раскрывающийся двумя створками, отделяющимися от ложной перегородки снизу вверх. Редко плоды распадающиеся (членистый стручок редьки) или односемянные (орешек у вайды, свербиги). Семена обычно без эндосперма [слайд 35-37]. Многие представители семейства широко культивируются как овощные, масличные и технические культуры [слайд 38-39]. 

Семейство пасленовые. Объединяет 2,5 тыс. видов преимущественно травянистых растений [слайд 40-45]. Семейство имеет почти космополитное распространение. Наибольшее разнообразие – в тропической Южной Африке. Листья очередные, без прилистников, простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Характерно наличие алкалоидов, в том числе сильно ядовитых. Цветки собраны в завитки или одиночные, внешне правильные. Но нередко слегка зигоморфные. Околоцветник двойной. Чашечка сростнолистная. Венчик сростнолепестный с колесовидным, воронковидным или звездчатым отгибом. Тычинки, чередующиеся с зубцами венчика, прирастают к его трубке. Пестик, как правило, из двух плодолистиков. Плод ягода или коробочка. Семена с эндоспермом [слайд 46-49].  Среди пасленовых много хозяйственно ценных растений культивируемых по всему земному шару. Некоторые виды как петуния, душистый табак, используются как декоративные [слайд 43-45].

Семейство сложноцветные [слайд 50]. Огромное семейство, насчитывающее 20-25 тысяч видов. Распространены по всему земному шару, но преимущественно в умеренной зоне, отличаются высокой экологической пластичностью. Преобладающие жизненные формы – травы и полукустарники. Кустарники, суккуленты, лианы и невысокие деревья встречаются как исключение. Листорасположение очередное, реже супротивное или мутовчатое. Листья простые, без прилистников. Характерный признак семейства – простые соцветия в виде корзинок, напоминающие цветок. Корзинки могут быть собраны в сложные соцветия – щиток или метелку. Каждая корзина имеет снаружи одно – или многорядную обертку, напоминающую чашечку. Обертка образована видоизмененными верхушечными листьями. Ось соцветия уплощена и расширена так, что образует плоское вогнутое или выпуклое, гладкое или ямчатое ложе корзинки. Ложе может быть голым или с пленками, щетинками или волосками, которые представляют собой видоизмененные прицветные листья [слайд 51-52].  Число цветков в корзинке варьирует от сотен и даже тысяч до нескольких. Околоцветник двойной, но типичной чашечки нет. Трубка чашечки вместе с основанием трубки венчика полностью приросла к завязи, а ее свободные лопасти обычно сильно видоизменены. Венчик сростнолепестный из пяти лепестков, четырех основных типов: трубчатый, язычковый, ложноязычковый и воронковидные. Тычинок пять, чередующихся с лепестками, приросших нитями к трубке венчика. Пыльники спаяны в трубку, внутрь которой они открываются продольной щелью. Через пыльниковую трубку проходит пестик. Пестик из двух плодолистиков. Завязь нижняя, одногнездная, с одним семязачатком.

Разнообразие строения и окраски корзинок, в которых компактно собрано множество цветков, обеспечивает привлечение насекомых – опылителей. Плод – семянка. Семена с прямым маслянистым зародышем, практически без эндосперма. Плоды часто снабжены летучкой-хохолком [слайд 53-54]. К данному семейству относится ряд хозяйственно ценных растений: пищевые и кормовые, лекарственные, технические, красильные и декоративные. Некоторые виды – злостные, трудноискореняемые сорняки [слайд 55-63].

Основной вывод: Семейства цветковых растений выделяют по совокупности многих признаков, важнейшими из которых являются особенности строения цветка и плода.

С целью проверки и анализа усвоенных знаний мною был разработан и составлен тест, который был предложен учащимся. Задания данного теста имели следующий список вопросов [слайд 64-70].

1. Клубеньковые бактерии встречаются у растений семейства:

1) мотыльковых;
2) розоцветных;
3) сложноцветных;
4) пасленовых.

2. Плод у одуванчика называется – 

1) зерновка;
2) семянка;
3) орешек;
4) костянка.

3. Цветок состоит из чашечки, образованной четырьмя чашелистиками, венчика, образованного четырьмя свободными лепестками, шести тычинокиз них две коротких и четыре длинные и один пестик. Растения, имеющие такое строение цветка, относятся к семейству:

1) розовых (розоцветных);
2) паслёновых;
3) мотыльковых (бобовых);
4) капустных (крестоцветных).

4. Формулу цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1 имеют цветковые растения семейства: 

1) розовых (розоцветных);
2) паслёновых;
3) мотыльковых (бобовых);
4) капустных (крестоцветных).

5. Чем образованы корневые клубни, и в каком из представленных семейств они встречаются:

1) главным корнем;                                             а) розовых (розоцветных);
2) боковыми корнями;                                        б) паслёновых;
3) придаточными корнями;                                в) мотыльковых (бобовых);
4) подземным стеблем.                                       г) капустных (крестоцветных).

6. Признаки вегетативных органов: стебли часто травянистые лианы, листья перисто-сложные с крупными прилистниками, тройчатосложные; листья могут быть видоизменены в усики. К какому семейству относится растение?

1) розовые (розоцветные);
2) мотыльковые (бобовые);
3) мятликовые (злаковые);
4) капустные (крестоцветные).

7. Соотнесите растение и образующий им плод.

1) Горох                                                  а) Сборный орешек
2) Белена                                                б) Боб
3) Капуста                                              в) Коробочка
4) Шиповник                                         г) Стручок
5) Подсолнечник                                   д) Семянка

8. Назовите семейство, для растений которого характерно только соцветие  кисть:

1) розовые (розоцветные);
2) мотыльковые (бобовые);
3) сложноцветные;
4) капустные (крестоцветные).

9. В каком из названных семейств растений класса двудольных встречаются кормовые и пищевые, а также лекарственные, декоративные и сорные растения.

1) розовые (розоцветные);
2) мотыльковые (бобовые);
3) сложноцветные;
4) капустные (крестоцветные).

10. Назовите растение, а также семейство, которое оно представляет по следующей характеристике: опушенный многолетник с желтыми цветками и многогнездным красным или желтым плодом ягода, широко культивируется как ценное овощное растение. Плоды содержат сахара, органические кислоты, большое количество калия, витаминов Р, С и группы В.

1) картофель;
2) томат;
3) табак;
4) белена.

11. Назовите изображенные соцветия, определите семейство, для которого они характерны, а также к обозначенным частям подбери соответствующие названия из списка: ось соцветия, прицветник, цветоножка, самый молодой и самый старый цветок.

Рисунок 1

Рисунок 2

12. Рассмотрите цветок и обозначьте основные его части. А также напишите формулу этого цветка и название семейства, для растений которого характерно строение такого цветка.

Рисунок 3

Рисунок цветка

Домашнее задание: изучить §, выполнить задания в рабочей тетради.